Файл: Вопросы к зачету по античной литературе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
когда в этом нет никакой надобности,но за это покровительствующая Афина его хвалит:
Был бы весьма вороват и лукав, кто с тобой состязаться

Мог бы в хитростях всяких; то было бы трудно и богу.

Вечно все тот же : хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели,

Даже в родной очутившись земле, прекратить ты не можешь

Лживых речей и обманов, любимых тобою сызмальства?

Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я - Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит.
Все восхваляют любовь Одиссея к Пенелопе. Был он и супругом Калипсо, и притом не менее семи лет, и супругом Кирки, а по другим источникам, даже имел от них детей. Однако бессмертью он предпочитает возвращение к родному очагу. Ночи он проводил с Калипсо, а днем плакал на берегу моря. Одиссей еще любит принимать вид купца и предпренимателя: он очень расчетливый хозяин.Прибывши на Итаку, он прежде всего бросается считать подарки, которые были оставлены для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сказанному зверскую жестокость, которую проявляет этот гуманный и чувствительный человек. Выслеживая женихов, он выбирает удобный момент, чтобы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пытается просит его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение собакам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. После этой дикой расправы Одиссей как ни в чем не бывало обнимается со служанками и даже проливает слезы, а затем - счастливая встреча с супругой.
Итак, Одиссей у Гомера - глубочайшицй патриот, храбрейший воин, страдалей, дипломат, купец, предприниматель,изворотливый авантюрист, женолюб, прекрасный семьянин и жестокий палач.


  1. Общая характеристика греческого театра Vв. до н.э. Происхождение, устройство театра и театральных празднеств, структура трагедии, значение партий хора. Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный» – основные образы и идеи трагедии о Прометее.




  1. Общая характеристика творчества Софокла. Анализ трагедии «Царь Эдип» в соответствии с «Поэтикой Аристотеля».

  2. Анализ трагедии Софокла «Антигона» – система образов, основные идеи, этический и социальный смысл конфликта главных героев.

  3. Общая характеристика творчества Еврипида, связь его с философией софистов. Анализ трагедий «Медея» или «Иполлит».

  4. Происхождение и общий характер древней аттической комедии. Актеры и хор, агон и парабаса, комические приемы. Анализ одной комедии Аристофана.





  1. Позднегреческий роман 2-3 в.в. н.э.(общая характеристика). Своеобразие пастушеского романа Лонга «Дафнис и Хлоя».




  1. Общая характеристика римской литературы. «Комедия паллиаты» Плавта: основные темы, система образов, приемы комики ( на примере одной комедии на выбор).

  2. Римская лирика: оды Горация ( идея «золотой середины»). «Наука любви» Овидия: строение, основные идеи.

  3. Особенности римского эпоса в сравнении с греческим: Вергилий и Гомер ( сходство и различия) – на основе анализа 4 и 6 песен «Энеиды» Вергилия.

  4. Анализ романа Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»). Религиозно-философская идея романа, значение основных символических образов, особенности композиции и стиля.


Темы контрольных работ


  1. Драматургия Тита Макция Плавта.

Римская комедия паллиаты: происхождение, сравнение с древней аттической комедией. Драматургия Тита Макция Плавта: основные образы, приемы комики ( на примере комедии «Хвастливый воин»).

  1. Поэзия Гая Валерия Катулла

Связь с традициями греческой лирики. Стихотворения к Лесбии. Новаторство Катулла.

  1. Своеобразие любовных элегий Публия Овидия Назона.

  2. Квинт Гораций Флакк как крупнейший поэт «золотого века» римской литературы.

Философия меры в сборниках «Сатир» Горация.

  1. Идея «золотой середины в «Одах» Горация.

Ориентация на традиции греческой лирики.

  1. Эпическая поэма «Энеида» Вергилия: соединения мифа и истории.

Сравнение с Гомером в строении поэмы, в основных сюжетных мотивах. На основе 1, 2 песен.

  1. Философская основа поэмы Вергилия «Энеида».Изображение любовного чувства у Вергилия.

Анализ 4, 6 песен «Энеиды» .

  1. Роман Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осел».Художественное воплощений идей неоплатонизма в композиции, системе образов, в развитии основного сюжета произведения.

  2. Значение смехового начала в романе Апулея «Метаморфозы» или «Золтой осел». Приемы комики, отличие римского романа от греческого.