Файл: Самовоспитание как фактор развития личности подростка.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет «Психолого-педагогический»
Студентка - Авраменко Виктория Владимировна.
(ФИО)
форма обучения, курс - заочная, 2 курс.
Направление – Педагогика.
Направленность – Дошкольное образование.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: Самовоспитание как фактор развития личности подростка.
Научный руководитель _____________________________________
(ФИО преподавателя)
Оценка _____________________________________
(заполняется преподавателем)
Москва, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………… 3
Введение…………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретические аспекты самовоспитания подростков ……………. 6
-
Термин и главная роль самовоспитания в развитии личности …………… 7 -
Факторы и методы осуществления процесса самовоспитания……………12
Глава 2. Самовоспитание как фактор развития личности подростка……20
2.1 предрасположенность к самовоспитанию у подростка …………………20
2.2 Организация процесса самовоспитания у подростка ……………………24
Заключение ……………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………30
АННОТАЦИЯ
В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связаны с темой самовоспитания подростка.
Предпосылками для написания данной работы стали отношения подростка к своим потенциальным возможностям, правильности самооценки, умение видеть свои недостатки.
Целью работы является изучить специфику термина самовоспитания и выделить основные факторы, действующие на подростка.
Данная курсовая работа состоит из 30 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список литературы.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной проблемы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как понятие и роль самовоспитания в развитии личности, факторы и приемы осуществления процесса самовоспитания.
Во второй главе проводится анализ.
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а также даны некоторые рекомендации в отношении самовоспитания подростка.
ВВЕДЕНИЕ
Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя. (Р. Декарт)
Самовоспитание занимает ведущую роль в формировании личности. (известные психологи и педагоги: Ю.К.Бабанский, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, А.С.Макаренко.) Исходя из этих высказываний, можно выделить основную проблему современного мира. Сегодня присутствует большой интерес и внимание к подростковому самовоспитанию, который начинается именно в тот период, когда дети находятся в стенах школы. Тем самым основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе. Именно они имеют допустимую возможность, направленную на создание наиболее положительных условия для формирования нового человека. В связи с этим выбрана тема курсовой работы «Самовоспитание как фактор развития личности подростка». Явление самовоспитания широко сыгравший в исследованиях многих наук, связанных с развитием и становлением человека. Например, общая, школьная и социальная педагогика, возрастная педагогика, психология и теория физического воспитания, направленные на формирование человеческих отношений, на гармоничное и гуманистическое развитие человека. Но этого недостаточно для освоения процесса самовоспитания.
Внимание к проблеме самосовершенствования личности характеризуется большим количеством вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, повышение самостоятельности личности в процессе ее развития.
Объект изучения: самовоспитание подростка.
Предмет изучения: развитие личности подростка.
Цель курсовой работы: изучить специфику термина самовоспитание и получить ответ на вопрос: «чем помогает самовоспитание подростку?»
Для выполнения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
-
изучить термин и выделить роль самовоспитания в развитии подростка. -
рассмотреть приемы, используемые для осуществления процесса самовоспитания. -
узнать факторы, действующие на личность во время самовоспитания, привести главные сведения, методы и приемы самовоспитания в подростковом возрасте. -
определить предрасположенность к самовоспитанию у подростка. -
рассмотреть организацию процесса самовоспитания у подростка.
В курсовой работе использовались на теоретической основе - учения психолого-педагогической литературы, а на фактическом - метод опроса и анкетирование подростков.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
6
Глава 1. Теоретические аспекты самовоспитания подростков Теоретический анализ развития идей саморазвития и самореализации
показал, что в эпоху Античности проблема развития человека базировалась на
разных концептуальных основаниях (мифология, античная философия,
религия); в эпоху Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, К.А. Гельвеций)
утверждались взгляды на саморазвитие как на выражение самовоспитания; в
классической немецкой философии (И. Кант, Г.-В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте,
Шеллинг) антропологические и гуманистические идеи стимулировали
осмысление проблем саморазвития в педагогическом направлении (движение
от субъективного духа к объективному предполагает образование, которое
осуществляется по схеме: сознание - обращенность на нравственность,
самосознание - обращенность на себя, разум - освобождение от себя). В работах
мыслителей XIX века выработан взгляд на саморазвитие человека с позиций
социальности в силу историчности человеческой природы.
В трудах европейских гуманистов XX в. поднимаются вопросы
инстинктуальной подосновы бытия человека, человек рассматривается его как
валящее и чувствующее существо; саморазвитие индивида в условиях его
взаимодействия с социокультурным окружением является двусторонним
процессом, социальные идеалы должны стать внутренним убеждением на
основании лично пережитого озарения.
В работах зарубежных психологов теория саморазвития личности
представлена в концепциях 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Г. Раншбурга, П.
Поппера, А. Маслоу, Э. Эриксона, К. Роджерса; саморазвитие как стремление к
смыслу своего существования раскрыто в концепциях В.Э. Франкла и Л.Р.
Хаббарда; саморазвитие как изменение социальных установок и построение
собственной жизни в теориях Э. Берна, Т. Харриса, М. Рокич. В
концептуальных теориях о слове В.В. Колесова, В. Гумбольдта, В.И.
Постоваловой, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина отражена полнота проживания
человеческой жизни посредством сопереживания феномену культуры.
Современные дефиниции саморазвития человека как личности даны в
работах: А.И. Клизовского («Основы миропонимания Новой эпохи»), Г.А.
Цукерман и Б.М. Мастерова («Психология саморазвития»), Н.Б. Крыловой
(«Социокультурный контекст образования»), Л.Н. Куликовой («Проблемы
саморазвития личности»), О.С. Газман («От авторитарного образования к
педагогике свободы»), В.Г. Маралова («Основы самопознания и
саморазвития»), А.Б. Орлова («Психология личности и сущности человека:
Парадигмы, проекции, практики») И.А. Шаршова («Профессионально-
творческое саморазвитие личности: сущность и технология»).
7
-
Теоретические аспекты самовоспитания подростков-
Термин и главная роль самовоспитания в развитии личности.
-
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
В целом воспитание и самовоспитание нельзя отделять друг от друга потому, что они имеют одинаковые цели. Воспитание не может существовать без объекта воспитательного процесса, а самовоспитание без педагогического воспитания.
Как известно еще в детстве дети получают воспитание, и родители осознанно и бессознательно подвергают своих дочерей и сыновей к формированию «нужных» психологических установок. Например: «Не плачь – ты мужчина», «Почему у тебя все валится из рук?!». Когда человек начинает осознанно подходить к своему ментальному здоровью, то находят у себя в психике много тех чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние на понимание новой информации и на отношения к окружающему. Часто эти неосознанные установки действуют на ребенка отрицательно и после этого не знают, как реагировать на мир. Допустим, мальчик в детстве от отца слышал много раз такую фразу: «Не плачь - ты мужчина! А мужчины никогда не показывают своих слёз», после чего ребенок в подростковом периоде не может показать своих чувств, проявлять эмпатию по отношению к другому человеку. Именно эта установка является наиболее тяжело осознаваемой и распространенной в обществе. Второй пример: «Почему у тебя все валится из рук?!», провоцирует выученную беспомощность и веру в то, что человек ни на что не способен.
9
Самовоспитательный процесс способствует самосовершенствованию и самообразованию. Именно эти положительные действия отражаются в творческой сфере человека. Справляясь со своей ленью и страхом провала, человек становится психологически сильнее и тем самым достигает успехов в творческой или любой другой сфере деятельности. Проходя этап самовоспитания у подростка, начинают развиваться полезные и к тому же положительные установки, приносящие пользу человеку и обществу.
«Самовоспитание» в педагогических науках является тем процессом, который описывает внутренний мир человека и его возможность саморазвиваться. Педагоги, психологи и философы утверждают, что в душе человека существуют движущие силы его развития потому, что воспитание – это средства их пробуждения, воплощения в действия. Когда ребенка воспитывают важно его навести на мысль самовоспитания. Всем известно, что ребенок активный с самого детства, он появляется на свет для того, чтобы иметь стремление к развитию. Дети способны приобретать, познавать и творить что-то новое. Поэтому основным внутренним фактором развития человека является самовоспитание. Самовоспитание – это способность человека изменять свою личность с определенными целями, оно представляет собой тот уровень развития и самосознания, который способен к анализу поступков других людей. Как человек относится к своим поступкам, возможностям, самооцениванию, а также если он умеет находить и свои недостатки говорят о зрелости человека и служат предпосылками организации самовоспитания. Самоконтроль, самообязательство, осмысление поведения и самоотчет – все эти приемы следует использовать при самовоспитании.
К методам самовоспитания относят рефлексию и основные методы формирования сознания и поведения и его стимулирования с приставкой само-:
-
Самопознание
10
-
Самонаблюдение -
Самостимулирование
Самонаблюдение, самоанализ, самооценивание и самосравнение – все эти факторы относятся к одному методу: самопознание.
Самонаблюдение включает: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь и самопринуждение.
Самостимулирование опирается на: самоутверждение, самоодобрение, самопоощерение, самонаказание, самоограничение.
У подростка формируется душевная позиция к этим воздействиям, благодаря которым он может быть пассивным или активно работающим над своим самообразованием.
При понимании вышеуказанных положений все сводится к тому, что все влияния, которые воздействуют на человека, делятся на две группы: внутренние и внешние. Воспитание, окружающая среда (средовые влияния) можно отнести к внешним факторам развития человека. Переживания, способности и задатки, которые возникают по влиянию внешних факторов, относятся к внутреннему личностному фактору развития человека.
Подводя итоги, можно понять, что воспитание играет значимую роль в личностном развитии, если только оно оказывает положительное влияние на внутренние факторы. Благодаря этой активности и желаниям подростка в конце определяется его саморазвитие, тем самым процесс развития личности приобретает характер самосовершенствования. Лев Николаевич Толстой сравнивал развитие человека с плодовым деревом, ведь оно растет само, а человек создает условия и стимулирует рост при помощи удобрения почвы, поливания и уничтожения вредителей.