Файл: Самовоспитание как фактор развития личности подростка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательное частное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»


Факультет «Психолого-педагогический»
Студентка - Авраменко Виктория Владимировна.

(ФИО)

форма обучения, курс - заочная, 2 курс.

Направление – Педагогика.

Направленность – Дошкольное образование.

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: Самовоспитание как фактор развития личности подростка.

Научный руководитель _____________________________________

(ФИО преподавателя)


Оценка _____________________________________

(заполняется преподавателем)


Москва, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………… 3

Введение…………………………………………………………………………. 4

Глава 1. Теоретические аспекты самовоспитания подростков ……………. 6

    1. Термин и главная роль самовоспитания в развитии личности …………… 7

    2. Факторы и методы осуществления процесса самовоспитания……………12


Глава 2. Самовоспитание как фактор развития личности подростка……20

2.1 предрасположенность к самовоспитанию у подростка …………………20

2.2 Организация процесса самовоспитания у подростка ……………………24

Заключение ……………………………………………………………………28

Список использованных источников…………………………………………30

АННОТАЦИЯ

В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связаны с темой самовоспитания подростка.

Предпосылками для написания данной работы стали отношения подростка к своим потенциальным возможностям, правильности самооценки, умение видеть свои недостатки.

Целью работы является изучить специфику термина самовоспитания и выделить основные факторы, действующие на подростка.

Данная курсовая работа состоит из 30 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список литературы.

Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной проблемы, а также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.


Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как понятие и роль самовоспитания в развитии личности, факторы и приемы осуществления процесса самовоспитания.

Во второй главе проводится анализ.

В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а также даны некоторые рекомендации в отношении самовоспитания подростка.

ВВЕДЕНИЕ

Нет более плодотворного занятия, как познание самого себя. (Р. Декарт)

Самовоспитание занимает ведущую роль в формировании личности. (известные психологи и педагоги: Ю.К.Бабанский, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, А.С.Макаренко.) Исходя из этих высказываний, можно выделить основную проблему современного мира. Сегодня присутствует большой интерес и внимание к подростковому самовоспитанию, который начинается именно в тот период, когда дети находятся в стенах школы. Тем самым основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе. Именно они имеют допустимую возможность, направленную на создание наиболее положительных условия для формирования нового человека. В связи с этим выбрана тема курсовой работы «Самовоспитание как фактор развития личности подростка». Явление самовоспитания широко сыгравший в исследованиях многих наук, связанных с развитием и становлением человека. Например, общая, школьная и социальная педагогика, возрастная педагогика, психология и теория физического воспитания, направленные на формирование человеческих отношений, на гармоничное и гуманистическое развитие человека. Но этого недостаточно для освоения процесса самовоспитания.

Внимание к проблеме самосовершенствования личности характеризуется большим количеством вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, повышение самостоятельности личности в процессе ее развития.

Объект изучения: самовоспитание подростка.

Предмет изучения: развитие личности подростка.

Цель курсовой работы: изучить специфику термина самовоспитание и получить ответ на вопрос: «чем помогает самовоспитание подростку?»

Для выполнения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

  • изучить термин и выделить роль самовоспитания в развитии подростка.

  • рассмотреть приемы, используемые для осуществления процесса самовоспитания.

  • узнать факторы, действующие на личность во время самовоспитания, привести главные сведения, методы и приемы самовоспитания в подростковом возрасте.

  • определить предрасположенность к самовоспитанию у подростка.

  • рассмотреть организацию процесса самовоспитания у подростка.


В курсовой работе использовались на теоретической основе - учения психолого-педагогической литературы, а на фактическом - метод опроса и анкетирование подростков.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

6

Глава 1. Теоретические аспекты самовоспитания подростков Теоретический анализ развития идей саморазвития и самореализации

показал, что в эпоху Античности проблема развития человека базировалась на

разных концептуальных основаниях (мифология, античная философия,

религия); в эпоху Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердер, К.А. Гельвеций)

утверждались взгляды на саморазвитие как на выражение самовоспитания; в

классической немецкой философии (И. Кант, Г.-В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте,

Шеллинг) антропологические и гуманистические идеи стимулировали

осмысление проблем саморазвития в педагогическом направлении (движение

от субъективного духа к объективному предполагает образование, которое

осуществляется по схеме: сознание - обращенность на нравственность,

самосознание - обращенность на себя, разум - освобождение от себя). В работах

мыслителей XIX века выработан взгляд на саморазвитие человека с позиций

социальности в силу историчности человеческой природы.

В трудах европейских гуманистов XX в. поднимаются вопросы

инстинктуальной подосновы бытия человека, человек рассматривается его как

валящее и чувствующее существо; саморазвитие индивида в условиях его

взаимодействия с социокультурным окружением является двусторонним

процессом, социальные идеалы должны стать внутренним убеждением на

основании лично пережитого озарения.

В работах зарубежных психологов теория саморазвития личности

представлена в концепциях 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Г. Раншбурга, П.

Поппера, А. Маслоу, Э. Эриксона, К. Роджерса; саморазвитие как стремление к

смыслу своего существования раскрыто в концепциях В.Э. Франкла и Л.Р.

Хаббарда; саморазвитие как изменение социальных установок и построение

собственной жизни в теориях Э. Берна, Т. Харриса, М. Рокич. В

концептуальных теориях о слове В.В. Колесова, В. Гумбольдта, В.И.

Постоваловой, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина отражена полнота проживания

человеческой жизни посредством сопереживания феномену культуры.

Современные дефиниции саморазвития человека как личности даны в

работах: А.И. Клизовского («Основы миропонимания Новой эпохи»), Г.А.


Цукерман и Б.М. Мастерова («Психология саморазвития»), Н.Б. Крыловой

(«Социокультурный контекст образования»), Л.Н. Куликовой («Проблемы

саморазвития личности»), О.С. Газман («От авторитарного образования к

педагогике свободы»), В.Г. Маралова («Основы самопознания и

саморазвития»), А.Б. Орлова («Психология личности и сущности человека:

Парадигмы, проекции, практики») И.А. Шаршова («Профессионально-

творческое саморазвитие личности: сущность и технология»).


7

  1. Теоретические аспекты самовоспитания подростков

    1. Термин и главная роль самовоспитания в развитии личности.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

В целом воспитание и самовоспитание нельзя отделять друг от друга потому, что они имеют одинаковые цели. Воспитание не может существовать без объекта воспитательного процесса, а самовоспитание без педагогического воспитания.

Как известно еще в детстве дети получают воспитание, и родители осознанно и бессознательно подвергают своих дочерей и сыновей к формированию «нужных» психологических установок. Например: «Не плачь – ты мужчина», «Почему у тебя все валится из рук?!». Когда человек начинает осознанно подходить к своему ментальному здоровью, то находят у себя в психике много тех чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние на понимание новой информации и на отношения к окружающему. Часто эти неосознанные установки действуют на ребенка отрицательно и после этого не знают, как реагировать на мир. Допустим, мальчик в детстве от отца слышал много раз такую фразу: «Не плачь - ты мужчина! А мужчины никогда не показывают своих слёз», после чего ребенок в подростковом периоде не может показать своих чувств, проявлять эмпатию по отношению к другому человеку. Именно эта установка является наиболее тяжело осознаваемой и распространенной в обществе. Второй пример: «Почему у тебя все валится из рук?!», провоцирует выученную беспомощность и веру в то, что человек ни на что не способен.

9

Самовоспитательный процесс способствует самосовершенствованию и самообразованию. Именно эти положительные действия отражаются в творческой сфере человека. Справляясь со своей ленью и страхом провала, человек становится психологически сильнее и тем самым достигает успехов в творческой или любой другой сфере деятельности. Проходя этап самовоспитания у подростка, начинают развиваться полезные и к тому же положительные установки, приносящие пользу человеку и обществу.


«Самовоспитание» в педагогических науках является тем процессом, который описывает внутренний мир человека и его возможность саморазвиваться. Педагоги, психологи и философы утверждают, что в душе человека существуют движущие силы его развития потому, что воспитание – это средства их пробуждения, воплощения в действия. Когда ребенка воспитывают важно его навести на мысль самовоспитания. Всем известно, что ребенок активный с самого детства, он появляется на свет для того, чтобы иметь стремление к развитию. Дети способны приобретать, познавать и творить что-то новое. Поэтому основным внутренним фактором развития человека является самовоспитание. Самовоспитание – это способность человека изменять свою личность с определенными целями, оно представляет собой тот уровень развития и самосознания, который способен к анализу поступков других людей. Как человек относится к своим поступкам, возможностям, самооцениванию, а также если он умеет находить и свои недостатки говорят о зрелости человека и служат предпосылками организации самовоспитания. Самоконтроль, самообязательство, осмысление поведения и самоотчет – все эти приемы следует использовать при самовоспитании.

К методам самовоспитания относят рефлексию и основные методы формирования сознания и поведения и его стимулирования с приставкой само-:

  1. Самопознание

10

  1. Самонаблюдение

  2. Самостимулирование

Самонаблюдение, самоанализ, самооценивание и самосравнение – все эти факторы относятся к одному методу: самопознание.

Самонаблюдение включает: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь и самопринуждение.

Самостимулирование опирается на: самоутверждение, самоодобрение, самопоощерение, самонаказание, самоограничение.

У подростка формируется душевная позиция к этим воздействиям, благодаря которым он может быть пассивным или активно работающим над своим самообразованием.

При понимании вышеуказанных положений все сводится к тому, что все влияния, которые воздействуют на человека, делятся на две группы: внутренние и внешние. Воспитание, окружающая среда (средовые влияния) можно отнести к внешним факторам развития человека. Переживания, способности и задатки, которые возникают по влиянию внешних факторов, относятся к внутреннему личностному фактору развития человека.

Подводя итоги, можно понять, что воспитание играет значимую роль в личностном развитии, если только оно оказывает положительное влияние на внутренние факторы. Благодаря этой активности и желаниям подростка в конце определяется его саморазвитие, тем самым процесс развития личности приобретает характер самосовершенствования. Лев Николаевич Толстой сравнивал развитие человека с плодовым деревом, ведь оно растет само, а человек создает условия и стимулирует рост при помощи удобрения почвы, поливания и уничтожения вредителей.