Файл: Урок биологии в профильном 11 классе о теме Основные этапы эволюции растительного мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок биологии в профильном 11 классе о теме

«Основные этапы эволюции растительного мира»

Цель: Продолжить формирование научной картины мира, изучив основные этапы эволюции растений, выявив ароморфозы в историческом развитии растений.

учащиеся должны:

знать: значение крупнейших ароморфозов в эволюции растительного мира.

уметь: выделять главные причины эволюции растений; объяснять значение перехода от гаплоидности к диплоидности, называть основные ароморфозы в эволюции растений, обосновывать причины появления различных групп растений; обобщать черты эволюционных преобразований растений.

владеть: навыками самостоятельного информационного поиска, групповой и парной работой.

ФОУД: урок

Тип: урок- путешествие

Вид: с применением технологии КСО

Оборудование: презентация «Основные этапы эволюции растительного мира»

Ход урока

Методические приемы

I. Организация класса: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II.Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний учащихся

Эпиграф: «Видимые телесные на Земле вещи и весь мир не в таком состоянии были…как ныне находим, но великие происходили в нем перемены…» М. В. Ломоносов
Вопрос:

-Как Вы понимаете данное высказывание великого ученого?


-Как вы думаете, почему ведущую роль в эволюции органического мира играли растения?

-Какое строение имели первые растения?

- Каковы причины выхода растений на сушу?

-В чем преимущества семенного размножения растений?
Итак, тема нашего урока « Основные этапы эволюции растительного мира»


  1. Изучение нового материала

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие «Пройди путем эволюции растений», в ходе которого нам предстоит изучить основные этапы эволюции растений и их роль, выделить главные ароморфозы, причины и следствия их появления. Результатом нашего путешествия станет коллективное заполнение схемы «Родственные связи между наземными растениями».

Задание. Работая малых группах по карточкам, прочитать текст карточки и письменно ответить на поставленные вопросы. Прием «Пазлы» (учитель делит изучаемый материал на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы)
Группа 1. Карточка № 1 Жизнь в воде. Первые растения –водоросли.

Родоначальниками растительного мира являются низшие растения- водоросли. Они ведут начало от древнейших прокариот- цианобактерий. В своем развитии водоросли прошли усложнение от одноклеточности через колониальность к многоклеточности. В их жизненном цикле наметилось разделение на два поколения: бесполое (спорофит) и половое (гаметофит).

Многоклеточные водоросли в ходе эволюции достигли крупных размеров, но остались навсегда связанными с водой. Объясняется это не только тем, что клетки их тела (слоевища, или таллома) быстро высыхают на воздухе, но и тем, что их гаметы могут передвигаться только в водной среде. Приспособление водорослей к жизни в воде выражается и в появлении у них разнообразных пигментов, с помощью которых осуществляется фотосинтез. Зеленые водоросли содержат в хроматофорах преимущественно зеленый пигмент- хлорофилл и обитают в верхних слоях воды. Бурые водоросли встречаются глубже, где света меньше, поэтому, помимо зеленого пигмента, у них есть бурый, обеспечивающий дополнительное поглощение солнечных лучей. Красные водоросли (багрянки) обитают на глубинах, где света практически нет. Достигающие таких глубин голубые лучи солнечного спектра поглощаются красным и синим пигментами.

Некоторые одноклеточные водоросли в процессе эволюции пошли по пути идиоадаптации и освоили новые среды жизни – наземно- воздушную и внутриорганизменную. Так, хлорококковые водоросли стали обитать на влажной почве, на поверхности камней и нам коре деревьев. Ряд одноклеточных водорослей, например, хлорелла образовали с грибами совместную форму существования – лишайник – или стали постоянными симбионтами коралловых полипов и моллюсков.

Вопросы:

  1. Почему жизнь водорослей невозможна без водной среды?

  2. Какие основные идиоадаптации одноклеточных водорослей вы могли бы перечислить?

Группа 2. Карточка №2 Выход на сушу. Первые споровые растения.

Выход растений на сушу стал крупным ароморфозом в развитии жизни на Земле. Он был подготовлен всем предыдущим ходом органической и неорганической эволюции: почвообразованием, накоплением в атмосфере молекулярного кислород и формированием озонового экрана, дифференцировкой клетки появлением тканей.

Сухопутные растения произошли от зеленых водорослей, о чем свидетельствует присутствие в клетках пигмента хлорофилла. Неизвестная предковая форма дала 2 эволюционные ветви: одна из них привела к возникновению риниофитов, а другая - к появлению мхов.

Растениям, которые покинули привычную водную среду оби­тания, нужно было приспособиться к новым условиям жизни на суше, которые резко отличались от привычных. Им нужно было защищаться от высыхания, закрепляться в почве, приспосабли­ваться к поглощению минеральных веществ и воды из почвы, а кислорода и углекислого газа — из воздуха. Растениям необходима была опора, так как воздух, в отличие от воды, не мог их поддерживать. .
Постепенно растения приспособились к наземному образу жизни. У них появились корни, которые закрепляли растения в почвы и всасывали из нее воду и минеральные вещества. Надземная части растений превратилась в стебель с листьями, то есть у растения появились органы. Появились ткани. Покровные ткани защищали растения от высыхания, а устьица... в них осуществляли газообмен для дыхания и фотосинтеза. Возникли проводящие ткани, которые транспортировали воду и минеральные вещества в стебель и листья, а органические вещества из листьев — по всему растению. Образовались механические ткани.
Все эти изменения у вышедших на сушу растений происходил и постепенно. Первые наземные растения обычно жили во влажных условиях, а их ткани и органы были еще несовершенны. Прошли миллионы лет, пока растения приобрели строение современны х представителей растительного мира и заселили все уголки суши Однако и сейчас еще существуют группы растений с не вполне со вершенным строением и значительной зависимостью от воды.

Вопросы:

1)Почему выход растений на сушу считается одним из крупнейших ароморфозов в эволюции органического мира?

2)Опишите две эволюционные ветви, которые дали начало появлению настоящих наземных растений.

Группа 3. Карточка №3 Освоение и завоевание суши. Папоротникообразные.

Выход первых сосудистых растений на сушу и усложнение строения их органов, которые стали специализироваться по выполняемым функциям, привели к образованию высших споровых растений – папоротникообразных: плаунов, хвощей и папоротников.

Изменение структуры органов наземных растений имело огромное значение для их последующей эволюции в условиях суши. На берегах морских лагун появились первые наземные растения с верхушечным расположением спорангиев. Наиболее известны из них - риния и куксония, которые еще не имели плоских листоподобных органов и во многом напоминали видоизмененные водоросли с необычными листьями. Ранние наземные растения, скорее всего, сформировались в воде, но некоторые их признаки оказались полезными на суше. В более позднее время, примерно 300 миллионов лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры, на нашей планете стали преобладать споровые растения. Огромных размеров, высотой в десятки метров, хвощи, плауны и папоротники были единственными растениями, заселяющими огромные территории суши. В подтверждение этого факта учеными были найдены останки частей этих растений. У более поздних папоротниковидных на листьях появились необычные образования, которые можно считать примитивными семенами; так появились первые семенные растения.

Вопросы:

1)Перечислите основные преимущества в строении споровых растений?

2)Перечислите изменения, происходящие в размножении высших споровых растений. К чему они привели?

Группа 4. Карточка №4 Усложнение размножения. Семенные растения.

Семенные – это голосеменные (например, хвойные) и покрытосеменные (цветковые)
Высшие споровые – это мхи, папоротники, хвощи и плауны

1)  у споровых расселяющейся стадией является спора, а у семенных – семена (у цветковых – семена или плоды). Семена и плоды по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ

2) у семенных растений гаметофит, который делает половые клетки, развивается на материнском растении (на спорофите) и получает от него питание. У высших споровых гаметофит (заросток) свободноживущий, образуется из споры во влажных условиях, питательные вещества вырабатывает сам путем фотосинтеза, т.о. этап образования гамет у высших споровых гораздо менее защищен.

3)     сперматозоидам споровых растений для плавания требуется вода, поэтому споровые не могут жить в засушливых местах. У семенных растений мужские половые клетки спермии находятся внутри пыльцы. У голосеменных пыльца переносится ветром, а у цветковых – ветром, водой, насекомыми или другими животными, т.о., семенным растениям вода для оплодотворения не нужна.

Вопросы:

1)Почему появление семенных папоротников – один из важнейших этапов в эволюции растений?

2)Перечислите основные ароморфозы семенных растений?
IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Коллективно составить схему- кластер «Родственные связи между наземными растениями»



Задание 2. Заполнить таблицу в рабочей тетради «Особенности жизненного цикла различных групп растений»

Группа растений

Особенности жизненного цикла

Водоросли

Спорофит(2n) гаметофит( n), необходима водная среда

Риниофиты

Преобладание спорофита

Мхи

Преобладание гаметофита, необходимость влажной среды

Папоротникообразные

Преобладает спорофит, гаметофит- заросток- небольшая пластинка, отделенная от спорофита

Семенные папоротники

Преобладание спорофита(2n), развитие мужского и женского гаметофитов

Голосеменные

Женский гаметофит- архегоний с яйцеклетками, мужской- пыльцевые зерна. Размножение при помощи семян, не зависит от наличия влажной среды.

Покрытосеменные

Развитие цветка- приспособления для опыления и оплодотворения. Развитие оболочек вокруг семян.

Итак, наше путешествие завершилось. Мы убедились в эволюционном развитии растений, постепенном усложнении их строения.


Задание 3. Выполните тестовые задания самостоятельно в рабочей тетради.

1. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

1) ткани

2) споры

3) семена

4) половые клетки

2. Мхи — более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

1) имеют органы и ткани

2) размножаются спорами

3) многоклеточные организмы

4) способны поглощать газы и воду из атмосферы

3. Какова главная причина процветания древних папоротников в каменноугольном периоде?

1) отсутствие консументов

2) чередование поколений при размножении

3) господство тёплого и сухого климата

4) повышенное содержание углекислого газа и влаги

4. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало:

1) образование плодов с семенами

2) увеличение продолжительности жизни этих растений

3) появление вегетативных органов

4) появление хлоропластов

5. Появление у покрытосеменных растений цветка и плода, разнообразных тканей свидетельствует:

1) о значении этого отдела растений в жизни человека

2) об усложнении растений в процессе эволюции

3) о разнообразии видов этого отдела

4) о широком их распространении на земном шаре

6. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

1) существование травянистых и древесных форм

2) наличие их отпечатков и окаменелостей

3) их способ размножения

4) их современное многообразие

7. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?

1) корень

2) лист

3) стебель

4) цветок

8. Плоды и цветки в процессе эволюции появились у:

1) покрытосеменных

2) голосеменных

3) папоротников

4) водорослей

9. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?

1) сожительство корней растений с грибами (микориза)

2) защита семян плодовыми оболочками

3) наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

4) наличие в клетках листьев хлоропластов

10. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них:

1) стеблей

2) листьев

3) корней

4) ризоидов

11. В процессе эволюции в жизненных циклах растений стали доминировать:

1) полиплоидные формы

2) гаметофиты

3) спорофиты

4) бессемянные формы

12. Выберите пример ароморфоза:

1) образование нектарников в цветках

2) формирование различий в строении цветков у растений

3) появление корневой системы у древних папоротников

4) формирование разнообразных листьев у растений

VI.Подведение итогов

Итак, в качестве вывода перечислим основные черты эволюции растительного мира:

  1. Переход растений при размножении от гаплоидности к диплоидности

  2. Переход растений от наружного оплодотворения к более совершенному в эволюционном плане внутреннему и утрата зависимости полового размножения от наличия свободной воды.

  3. Разделение тела растения в связи с переходом к наземному существованию на корни, стебли и листья. Развитие тканей, обеспечивающих выполнение функций опоры, защиты, транспорта веществ, питания и др.

  4. Приспособление семенных растений к различным способам опыления, распространения семян и плодов.

Задание. Письменно ответить на вопросы:

  1. В каком направлении шла эволюция растений?

  2. В чем преимущества семенного размножения?


VII.Домашнее задание

П.24 (учить), вопросы 1, 2, 6, 7(устно)

1. Составить иллюстрированную хронологическую карту «Развитие растительного мира» в рабочей тетради.

2. Составить резюме «Основные достижения палеоботаники»


Вступительное слово учителя

Слайд№1-2
Вопрос устно

Обсуждение высказывания с учащимися коллективно
Беседа, учащиеся отвечают индивидуально

Запись темы в рабочую тетрадь учащимися, Слайд№3-4


Объяснение учителя

Учащиеся делятся на малые группы по 4-6 человек, каждая группа выполняет задания своей карточки, результаты работы обсуждаются коллективно

Письменные ответы на вопросы учащихся в рабочей тетради

Письменные ответы на вопросы учащихся в рабочей тетради

Письменные ответы на вопросы учащихся в рабочей тетради

Письменные ответы на вопросы учащихся в рабочей тетради
Коллективное составление схемы учащимися в рабочей тетради под контролем учителя

Слайд№5-7


Работа учащихся в парах сменного состава, затем проведение взаимопроверки

Слайд № 8-9


Индивидуальное выполнение теста всеми учащимися письменно в рабочей тетради, проверка под контролем учителя (задания теста раздаются учителем)

Объяснение учителя, запись в рабочую тетрадь учащимися

Слайд№10-11
исьменное выполнение задания в рабочей тетради учащимися, работа в парах сменного состава

Слайд№12

Запись на доске учителем и в дневники учащимися