Файл: Вопросы для обсуждения Стадии психологического консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы для обсуждения:

  1. Стадии психологического консультирования.


Процесс психологического консультирования в соответствии с общепринятой схемой консультации включает в себя следующие стадии: стадия установление контакта, стадия обозначения проблемы, стадия заключения контракта, стадия целеполагания, стадия принятия консультативного решения, стадия психологического воздействия, завершающая стадия.


  1. Задачи и содержание на этапе исследования проблем.


Этапы постановки проблемы

К ним относятся:
1). предварительная постановка проблемы;
2). анализ проблемы;
3). оценка проблемы;
4). выдвижение проекта.
Эman предварительной постановки проблемы. Уже предварительная постановка проблемы является научной (и следовательно, творческой) деятельностью, начальной стадией научного поиска. Всякая действительная проблема представляет собой сложную смысловую структуру, объединенную массой логических связей с текущим состоянием научных знаний, с «передним фронтом» науки. Постановка проблемы — это фиксация недостаточности знаний в данной проблемной ситуации. Нередко вначале проблема ставится лишь в самой общей форме. Для своего концептуального развития она требует дальнейшей разработки. Этот процесс осуществляется как со стороны анализа эмпирического базиса, так и со стороны изучения различных теоретических и межтеоретических связей.
Заметим, что необходимо, разумеется, отличать процесс первичной постановки проблемы от реконструкции проблемы. Последняя процедура всегда проводится ретроспективно, когда та или иная проблема является уже решенной и становится возможным четче увидеть ее действительное содержание, которое могло быть искажено из-за некоторых обстоятельств, ее смысл и исход. Но нередко случается и так, что в первичную постановку проблемы входят элементы ее реконструкции. Это случается, когда оказывается, что прежнее видение проблемы и ее решения были неадекватными. Вообще же реконструировать и интерпретировать в современном ключе проблемы «минувших дней» весьма полезно для понимания положения дел в текущей ситуации. Высокопрофессиональный ученый, как правило, хорошо разбирается в истории своей науки, в динамике ее проблем.
Итак, уже на стадии предварительного изучения решается ряд важных вопросов. Если проблема связана с необъясненным эмпирическим материалом, то обсуждают сам этот материал и объяснительный потенциал имеющихся теорий. Прежде всего, изучая данные эмпирических исследований, ученый оценивает, насколько они достоверны, насколько они конфликтуют с наличными теориями и существует ли возможность применения этих теорий (с какими-то их модификациями) к данному эмпирическому базису. Иными словами, ученый решает вопрос: стоит ли сразу отвергать имеющуюся теорию? Если исследователь приходит к выводу, что теория не предоставляет достаточных условий для приемлемой интерпретации фактов, то, как правило, начинаются предварительное выдвижение и оценка возможных гипотез разной степени консервативности. Наконец, когда исследователь остановится на некотором минимуме гипотез, наиболее удовлетворительных с его точки зрения и выходящих за рамки наличной теории (в предельном же случае речь может идти о констатации отсутствия каких-либо приемлемых гипотез вообще), диагностируется существование действительной проблемы.

На этой же стадии обсуждаются и другие вопросы. Здесь сразу выдвигаются некоторые методологические идеи, намечаются возможные подходы к решению проблемы, пути ее дальнейшего изучения, производится ее предварительная оценка по различным основаниям, т.е. предвосхищаются и рассматриваются в эскизном виде различные моменты следующих этапов работы.
Таким образом, содержание предварительного этапа — это фиксация проблемы, выдвижение ее пробной формулировки и ориентировочное изложение последующих этапов работы.
Этап анализа проблемы. Основная задача этого этапа — уточнение проблемы. На предыдущем этапе проблема была определена лишь в первом приближении; теперь же она должна быть сформулирована максимально ясно и точно. Этап включает определенные моменты.
Прежде всего, здесь происходит уточнение цели будущего исследования: что именно требуется получить в результате разрешения настоящей трудности, какой ожидается (или нужен) тип решения, ведь часто решение требуется не в полном, а в частном либо в приближенном варианте. Это может быть связано как с практическими нуждами, так и с реальными научно-техническими возможностями. В таком случае, как правило, говорит о сужении проблемы, акцентировании ее на отдельных аспектах, переходе к ее частным случаям и т.п.
Далее уточняются границы как самой проблемы, так и будущего исследования. Ведь всякое научное изыскание должно быть спланировано в определенных рамках (скажем, историческое исследование имеет хронологические рамки, географическое — территориальные; в любом исследовании существуют и абстрактные рамки, связанные с уточненным представлением о том, что относится к сути изучаемой проблемы, а что выходит за ее пределы). Процедуру установления границ проблемы иногда называют ее локализацией.


  1. Специфика этапа – идентификация альтерната


На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений


  1. Особенности поведения консультанта на этапе деятельности консультировании.


Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:


Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.
Длительность данного этапа 5 - 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут - 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия:
a) Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности.
b) Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».
c) После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 - 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться.
d) После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне Вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.
e) Как пишет Кочюнас Р.-А. Б. (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать клиента до начала консультирования потоком информации. Но некоторые вопросы, например, вопрос об оплате, психолгу-консультанту целесообразно поднять самому. Не следует вселять в клиента надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
f) Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
g) Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от консультирования. Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, писать письма, приглашать на консультацию, то
есть не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как вмешательство психолога-консультанта по просьбе клиента в частную жизнь других людей.
h) После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что Вас привело ко мне?». Произнесение этой фразы знаменует начало следующего этапа психологического консультирования.
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез
Длительность данного этапа 25 - 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут - 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:
Формирование консультативных гипотез.
Проверка консультативных гипотез.
Деятельность психолога-консультанта на первом подэтапе «Формирование консультативных гипотез»:
a) Эмпатическое слушание. Обычно, когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Развитие эмпатии традиционно связывается с развертыванием процесса воображения во время общения (Шабалина, 1998, с.8-10). Способность к эмпатии формируется по мере развития опытности консультанта. От начинающего консультанта достаточно хотя бы просто желать и внешне демонстрировать свое желание чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «Конечно», «Угу», «Да-да».
b) Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
c) Структурирование беседы. Первый прием - задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Например: «Вы много говорите об отце, но, поскольку мы имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов и о своей матери». Второй прием - краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же по несколько раз. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Например: «Значит, с Вашей точки зрения, большую роль в этом конфликте играют Ваши бывшие коллеги по работе». Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.

d) Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Слово «Гипотеза» происходит от греческого слова hypothesis - основание, предположение. Гипотеза - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В экспериментальной психологии приято выделять две составляющие гипотезы - зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в психологическом консультировании - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его в психологическую консультацию. Однако, психологу-консультанту необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. В данном случае мы понимаем словосочетание «Психологическая проблема» так, как понимает смысл этой понятийной единицы А.Ф. Ануфриев (1995, с.112). Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется консультанту на то, что ее дочь семнадцати лет «совсем отбилась от рук», психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную - то, что определяет нежелательные для клиента события. Для этого он использует весь свой багаж психологического знания, например, о девиантном поведении. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Вот пример консультативной гипотезы: «В основе девиантного поведения юноши лежат неурегулированные супружеские отношения его родителей». Такое может быть, когда мать, испытывая досаду на отца но, не имея возможности ему это открыто высказывать, с раннего детства