Файл: Октябрь 1917 г революция или переворот.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 4

Задание: Проанализируйте один из открытых уроков (на выбор) победителей конкурса «Учитель года». Предложите, какие изменения можно внести в сценарий урока, включив в него технологию/форму (на выбор), чтобы усилить его воспитательную составляющую.

Анализ открытого урока истории победителя конкурса «Учитель года» Лутовинова Д.В.

Тема: «Октябрь 1917 г. – революция или переворот?»







Учитель ставит цель и задачи урока.

Образовательные Развивающие Воспитательные

Цели и задачи урока: оценить роль субъективных и объективных факторов.

Основная цель урока:- рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; ответить на вопросы: приход к власти большевиков в 1917 г. - это переворот или революция?; неизбежны ли были октябрьские события и приход большевиков к власти?

Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:

Образовательные: формирование представления о новом политическом режиме; рассмотреть шансы различных политических сил в борьбе за власть;

Развивающие: развивать умение работать с историческими источникоми,; - развивать навык подготовки сообщения и публичного выступления;

  • делать выводы на основе анализа, обобщения, аргументируя свои рассуждения; - рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса;

  • развивать познавательные интересы обучающихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.

Воспитательные: Воспитание чувства заинтересованности к изучению переходного периода истории своей страны, через анализ событий XX века; содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

Метапредметные:научились критически мыслить

Предметные: - знать основные понятия революция и переворот;

  • уметь: находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;

  • применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме

Личностные: - приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества; - приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам; - оценивание своей учебной деятельности.

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию

урока.

Тип урока: «Урок-диалог», урок систематизации знаний

На уроке использовалось мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, колонки; Презентация по теме, Рабочий лист урока
Структура урока соответствует поставленным целям и задачам.

Какие способы мотивации применяет педагог?

На этом этапе учитель направлялработу учащихся таким образом,чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения инавыкидлявосприятия(открытия) новойинформации.Такженаэтапе

актуализации знаний контролировались задания, которые вызываютзатрудненияуучеников.

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность

на стандарты нового

Заданияучителяивсяработабылиориентированынаформированиеумений ставить цель собственной учебной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать и выполнять необходимые действия, операции; действовать по плану;

Кромеэтогоуспешнорешалосьдостижениепознавательнойцели:


поколения.

  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).

Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской,

проектной и др.

этопонимание и переработка информацию, которая была представлена в схемах, в несплошном тексте.

Коммуникативные:строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; аргументировать собственную точку зрения, корректно оппонировать, приходить к общему решению.

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.

  • Развитие

самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

Материал соответствовал научной основе
Используемые формы организации учебной деятельности – эвристическая беседа, парная работа по составлению и корректировке плана совместной работы), обсуждение и выбор варианта решения – логической цепочки были направлены на развитие у детей регулятивных УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели), коммуникативных УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого) и учебно-познавательных УУД (умение работать с методическим материалом, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).

  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности?

При проектировании и проведении данного урока учитель ориентировался на следующие принципы обучения:

- технология критического мышления;

- педагогика сотрудничества;

- игровой метод;

  • принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

  • принципдоступности.Урок построен с учётом возраста десятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.

  • принцип наглядности. На уроке использовано изобразительно-звуковую (работа с учебной презентацией, просмотр видеоролика),

- принципсвязиобученияспрактикой.Активизация познавательной

деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к собственным знаниям, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности (обращение к различным точкам зрения на проблему, работа с документами);


  • Преобладает ли

деятельность учащихся в сравнении с

деятельностью педагога?

Принцип гуманистического подхода на уважении личности ребенка, его прав и свобод.

Реализации данного принципа способствовали доброжелательная

обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность





Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?

и сознательность учащихся. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Принципздоровьесбережения. В целях реализации данного принципа юыли использованы различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.

Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым

учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.

Системно-деятельностный методНаличие обратной связи между учеником и учителем.

Системно-деятельностный метод являлся основным на уроке. На всех этапах учебного занятия учитель старался создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, анализировали информацию, обращались к своим знаниям, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.

Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития десятиклассников. Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.

Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с историческими источниками);

«историческое движение» (события октября 1917 г.).

  • Взаимодействие с учениками рациональное использование времени и заданий.

Урок был продуктивным, интересным.

Взаимодействие с учениками- с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока.

Время, отведенное на все этапы урока распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. Всоответствии с требованиями ФГОС основного общего образованияреализациявоспитательного потенциалаурока(работапоформированиюличностных компетенций) осуществлялось на основе использованияучебныхситуацийибылавстроенавкаждыйэтапучебногозанятия.

  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям,

содержанию занятия?

  • Использование демонстрационных, наглядных материалов было использованное с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия.

  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока

  • Содержание урока на каждом этапе говорит о том, что применение средств обучения целесообразно.

  • Воспитательная проблема, на которой нужно сделать акцент – соответствует поставленной цели и задачам урока.

Изменение, которое я внесла бы в урок в соответствии с современными идеями о воспитании – добавила бы к видеоролику Эйзенштейна «О революции» небольшую памятку Просмотра видеоурока «Октябрьская революция» (для того, чтобы не вводить в заблуждение учащихся).

  • Для решения выбранной воспитательной проблемы я предлагаю использовать

Технологию развития критического мышления.

Фрагмент урока
Весной и летом 1917 года Временное правительство показало свою неспособность управлять страной. Три кризиса Временного правительства, рост недовольства народных масс, ухудшение социально-экономической ситуации в стране, скатывание к открытой диктатуре – все это привело к росту авторитета партии большевиков.

Просмотр видеоурока «Октябрьская революция»

Учитель: на ваших партах памятки к просмотру видеофильма. В конце урока вам необходимо ответить на вопросы в данной памятке. (можно дать вопросы по 3-м группам учащихся)

1гр уч-ся отвечают устно по вопросам памятки;

2 гр уч-ся: Составьте в тетради хронологию событий «Большевики приходят к власти”

3 гр. Уч-ся: Выскажите свою точку зрения: «Октябрь 1917 года. Что это – революция или переворот?»

Памятка к просмотру видеофильма

«Октябрь 1917 год».

Октябрьская революция – как к ней относиться?

Почему большевики победили? Каковы объективные и субъективные причины этой победы?

Как Корнилов пытался разрешить с кризисом накануне революции?

Какую программу разработали большевики подготовки вооруженного восстания?

Проследите хронологию подготовки вооруженного восстания.

Что означает большевизация Советов? Когда она началась?

Что представлял собой план вооруженного восстания в Петрограде?

Какие документы (декреты) были приняты на 2 съезде Советов?

Что такое триумфальное шествие советской власти?