Файл: 2007 национальный психологический журнал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№ 1 (2) СЕНТЯБРЬ
2007 • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Наша Ива не ленива:
Целый день рисует Ива,
Есть бумаги, кисти, краски…
Красным — губки,
Синим — глазки,
Кудри — цвета золотого…
Вот и девочка готова!
– Поглядите, – просит Ива, –
Как, по-вашему, красиво?
Подлетела к Иве Майка —
Знаменитая всезнайка:
– Ива, у тебя талант!
Подрисуй ей только бант!
Наша Ива не спесива:
Тут же бант рисует Ива.
На картинку смотрит Ирка,
И у ней нашлась придирка:
– Дам тебе один совет:
Выкрась бантик в красный цвет!
Наша Ива не строптива:
Красный бант рисует живо.
Наконец явился Славка:
– Молодец! Но есть поправка:
Бант, по мненью моему,
Совершенно ни к чему!
Ива очень терпелива,
Достает резинку Ива…
Смотрят Славка, Майка, Ирка —
Вместо банта стала дырка!
– А теперь, – спросила Ива, –
Как, по-вашему, красиво?
Я. Свобода, «Советчики»
(перевод Б. Заходера)
Популярность проективных мето- дов диагностики делает чрезвычайно актуальной проблему ответственного от- ношения к рисунку как профессиональ- ному инструментарию. Как известно, в любом человеке заложена способность к отображению своих внутренних со- стояний в визуальной форме. Принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества: субъект отражает в изобразительном продукте свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания.
Иными словами, изобразительный продукт — это отражение индивидуаль- но-психологических особенностей ав- тора, его мировосприятия, внутреннего психического состояния, самооценки.
Г. Ферс (2000) рассматривает рисун- ки как средство выражения бессозна- тельного. Часто «откровения» изобра- зительного продукта не осознаются или сознательно скрываются автором на вер- бальном уровне. Тем не менее заключен- ные в изображении «личные смыслы», переживания могут быть раскодированы и осознаны как самим рисовальщиком, так и специалистом, который призван помочь автору понять содержание, сим- волику, скрытое значение собственного спонтанного творчества.
Как правило, качественный и струк- турный анализ формальных элементов рисунка (линия, форма, цвет, образ, композиция) или интерпретация его характерных деталей производится на основе стандартных шкал. Кроме того, у каждого из проективных тестов (напри- мер, «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи») существует своя система интер- претации рисунка.
Рисунок в психологической
диагностике и арт-терапии
Л. Д. Лебедева
Людмила Дмитриевна Лебедева
Доктор педагогических наук, профессор, декан педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.
Специалист в области арт-терапии.
Автор более 130 научных работ.


МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

№ 1 (2) СЕНТЯБРЬ
2007 • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Однако, как показывает практика, большая часть известных интерпретаций графических признаков имеет высо- кую чувствительность в диагностике продуктов художественного творчества независимо от того, при выполнении ка- кого именно тематического задания (или теста) они впервые были выделены.
Иными словами, поскольку любой свободный рисунок отражает фоновое эмоциональное состояние, способ со- здания рисунка в психодиагностическом контексте не имеет принципиального значения. Поэтому логично предполо- жить некую универсальную интерпре- тацию сходных графических признаков
(индикаторов) для любых форм спон- танной изобразительной деятельности
(рисунок, картина, коллаж, композиции из различных природных и поделочных материалов).
Хотя по внешнему виду работа прос- тым карандашом над рисунком не похо- жа на лепку из пластилина, изготовление декоративных предметов, аппликацию, макетирование (конструирование), все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Выготский, 1968;
Полуянов, 1988). Важно, что названные способы изображения — доступный и привлекательный вид творческой де- ятельности.
При выполнении проективного ри- сунка основным объектом исследования становится придуманный субъектом графический образ. Научно доказано, что определяющую роль в формирова- нии данного образа играют потребности, интересы и, в целом, психическая орга- низация человека.
Вследствие этого тематические гра- фические тесты, рисунки на свободную тему, спонтанные рисунки и другие рисуночные техники выявляют личнос- тные особенности автора, «портретиру- ют» его индивидуальность, отражают предыдущий эмоциональный опыт.
Продукты изобразительной деятель- ности условно делят на две группы: спон-
танные рисунки и рисунки-экспромты.
«Спонтанный» означает «не име- ющий внешних причин или влияния».
Спонтанные рисунки выполняются по инициативе автора, а не в соответствии с инструкцией или просьбой. К числу таких рисунков логично отнести и так называемые «почеркушки», когда человек, занятый каким-либо делом или мыслями, машинально выполняет на листе бумаги те или иные изображения, иногда даже не замечая, что именно он рисует.
Часто применяемые термины «непро-
извольный рисунок» и «кинестетический
рисунок» также следует отнести к группе спонтанных.
Непроизвольные рисунки – настоль- ко аутентичный, лично-значимый спо- соб выражения экспрессии, что Г. Фурт
(1981) даже назвал их молитвой своему внутреннему «Я».
Рисунки-экспромты выполняются по просьбе специалиста, но без предвари- тельной подготовки, в ситуации «здесь и сейчас», на свободную или заданную тему. Соответственно, такие работы не- редко называют «свободные», если тема не задана, или «тематические», если для рисунка предложено тематическое зада- ние и инструкция, например: изобразите несуществующее животное.
Как пишет Г. Ферс (2000), приме- нение термина «рисунки-экспромты» допускает влияние на рисунок внешнего мира. По его мнению, высока диагнос- тическая ценность всех рисунков, в том числе и выполненных под руководством.
В последних также может проявиться бессознательное, проявившееся в свете работы-экспромта.
Таким образом, картины и рисунки, выполненные «на заказ», также явля- ются «ценным орудием для прояснения разных аспектов бессознательного... Как великие художники, так и любители, ко- торым предлагают определенную тему, в той или иной степени обязательно вкладывают в произведение содержание своего бессознательного» (Ферс, 2000).
Даже каракули обладают высоким диагностическим потенциалом и расце- ниваются как индикатор самопознания и социальной зрелости личности, кото- рая передается структурой непроизволь- ных линий (Ульман, 1975; Кейн, 1980;
Бетенски, 2002). По сути, каракули — это кинестетический рисунок, графический
«отпечаток» движения руки, вид экс- прессивного двигательного поведения.
Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или содержании, созда- вая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. Вместе с тем линия может символизировать жизнен- ный путь или его определенный этап.
Каракули, подчеркивает М. Бетенски
(2002), представляют новую информа- цию для диагностики и новые ресурсы для арт-терапии.
Каракули логично рассматривать в группе спонтанных рисунков, если они выполнены машинально, и в группе рисунков-экспромтов, если человека побуждают к такому способу рисования, как, например, с целью установления коммуникативного контакта или в про- цессе арт-терапевтической работы.
В последнем случае к каракулям и другим видам продуктов изобразитель- ной деятельности может применяться термин «терапевтический рисунок».
Рисование как художественное самовыражение настолько открыто и искренне повествует о мире тонкой ре- альности личности, что метафорически может быть названо невербальной ис- поведью автора.
Спонтанная изобразительная де- ятельность сопровождается терапевти- ческими эффектами, включая психо- логический, эмоциональный, релак- сационный, психопрофилактический, социально-коммуникативный и другие.
Возможно, именно поэтому арт-тера- пию образно называют «исцеляющим искусством». Невербальные средства наиболее аутентичны для выражения и прояснения различных, в том числе и травмирующих эмоциональных со- стояний.
К. Юнг (1951) считал изобразитель- ное творчество чрезвычайно важным инструментом для реализации самоис- целяющих возможностей психики.
В ситуациях стресса человек спон- танно обращается к внутренней сфере бессознательного «в поисках снови- дений и образов, заключающих в себе потенциальные возможности или семе- на исцеления» (Аллан, 1997). Аффекты развиваются в условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией.
Поэтому, чтобы затормозить развитие острого стресса, выйти из конфликт- ного состояния, необходимо выбрать эффективный способ помощи и само- помощи.
В этом контексте логично обратиться к одному из ресурсных направлений психологической работы — арт-терапии.
Именно язык рисунка дает человеку чувство защищенности в условиях пси-
Тематические графические тесты, рисунки на свободную
тему, спонтанные рисунки и другие рисуночные техники
выявляют личностные особенности автора, «портрети-
руют» его индивидуальность, отражают предыдущий
эмоциональный опыт


№ 1 (2) СЕНТЯБРЬ
2007 • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ
4
хологически безопасной атмосферы арт-терапевтической сессии.
Предлагаемые в этой статье арт- техники разработаны и неоднократно апробированы нами в учебном процессе педагогического факультета Ульянов- ского государственного педагогичес- кого университета, в котором с 1996 года в числе дисциплин предметной подготовки читается курс по основам арт-терапии.
Приведу пример арт-терапевтичес-
кой техники в контексте групповой тематической работы, позволяющей отреагировать сильные негативные и психотравмирующие эмоции.
Назначение и приоритетные цели: оперативная диагностика эмоци- онального фона, выявление акту- ализированных эмоций, чувств, переживаний в ситуации острого стресса — оперативная помощь и эмоциональная разрядка;
«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений, эмоциональное пере- ключение; содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
гармонизация эмоционального состояния как потенциала для пре- одоления деструктивных изменений личности и личностного роста.
Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.
Этап настроя
Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые уда- лось вспомнить. Далее из этого списка нужно выбрать наиболее сильное, быть может, травмирующее чувство, пережи- вание, которое вызывает эмоциональ- ный отклик в данный момент.
(Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных про- явлений, чтобы участники при состав- лении списка не испытывали интел- лектуальных затруднений в различении категорий и понятий).
Этап индивидуальной
работы (разработка темы)
Инструкции
Простым карандашом на листе бу- маги формата А3 или А4 сделайте






контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).
Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, ко- торые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, рас- правьте, разложите на столе, и толь- ко потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.
Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша
«картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.
Этап обсуждения и
рефлексивного анализа
Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, садятся в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процес- се художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.
Нередко участники изменяют пер- воначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансфор- мация создаваемого образа, а, следова- тельно, изменяется замысел и проис- ходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурс- ные. Особенно важно создать безопас- ную атмосферу доверия, открытости, эм- патии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком.
Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной страте- гии общения и новых эмоциональных контактов.
Арт-терапевтическая сессия завер- шается внесением изменений в создан- ный художественный продукт сообразно желанию автора.
В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы


— перенос полученного опыта в каждод- невное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.
Примечание
В данной арт-технике введено огра- ничение на создание сюжетных картин для изображения эмоций и чувств. Ли- нии, контуры помогают нивелировать когнитивный паттерн и побуждают человека мыслить нестандартно, что обеспечивает свободу творческого само- выражения, создание индивидуальных образов, имеющих значение для собс- твенного самопознания.
Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и разглаживают лист. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют» задуманный образ.
Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновре- менно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоци- онального отреагирования заключается в особенности акварели как изобрази- тельного материала. По словам извес- тного художника А.В. Кокорина, он давно полюбил акварель за ее свежесть, прозрачность, звучность и… жизнера- достность. Акварель по своей природе прозрачна и ложится тончайшим слоем на бумагу, белый цвет которой, просве- чивая сквозь слои красок, принимает самое активное участие в художествен- ном процессе и придает произведению легкость и свежесть. «Краски бегут по сырой бумаге, образуя неожиданные сочетания, красивые потеки, и невольно начинаешь любоваться ими, и стано- вится жаль расстаться с этой случайной красотой», — пишет А.В. Кокорин.
Это наблюдение, по существу, ил- люстрирует известный тезис Л.С. Выгот- ского о природе эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аф- фекта от мучительного к приносящему
Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или
содержании, создавая не образ или картинку, а выражая
свои эмоции и чувства. Вместе с тем линия может сим-
волизировать жизненный путь или его определенный
этап


МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

№ 1 (2) СЕНТЯБРЬ
2007 • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
наслаждение» («Психология искусст- ва», 1968). Следовательно, побуждая человека к свободному выражению в символическом виде эмоций, чувств, переживаний, психолог способствует развитию адаптивных ресурсов личнос- ти, ее психологической устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях. Ведь чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значи- мость.
Описание эффекта от
использования техники
(Студентка 4-го курса, возраст — 21 год, будущий педагог-психолог; текст опубликован с согласия автора).
«На учебной арт-терапевтической сессии было предложено поработать с актуальными эмоциональными со- стояниями. Из составленного мною списка выбрала отрицательное чувство.
Это — тревога. Я представила ее в виде фонтана. Нарисовать образ карандашом на бумаге было очень легко. Затем надо было смять лист. При этом я хотела смять, сжать его так, чтобы он стал как можно меньше. Делать это очень при- ятно, чувствуя при этом превосходство над тревогой.
После того, как я намочила листок и расправила его на столе, мне понрави- лось, что фонтан принял еле заметное очертание. Когда я начала его раскра- шивать, то вообще забыла про контур, нарисованный карандашом, увлеклась
«игрой» акварели, которая растекалась по мокрой бумаге, как бы нивелируя, ослабляя мою тревогу. Неожиданно для себя сердце переполнилось радостью, даже каким-то детским чувством востор- га, щемящим ожиданием доброго исхода ситуации. А потом пришло осознание границ моей личной проблемы. Я по- няла, что фонтан переполнен и больше не может удерживать, таить тревогу, что это чувство должно перелиться за «бор- тик» фонтана. Теперь я готова говорить о своей тревоге и ее причине с близким мне человеком.
В конце занятия я с неожиданной легкостью решила рассказать «Историю фонтана», а затем трансформировала рисунок: добавила светло-оранжевый фон».
На следующем занятии по арт-те- рапии эта студентка сообщила, что ее очень обрадовала, найденная в «Энцик- лопедии признаков…» интерпретация оранжевого как цвета «укрощенного» огня, а также, что «энергия этого цвета чуть меньше, чем красного, словно витальность последнего преобразуется и сдерживается инсайтом и понима- нием».
Спустя год после этого случая сту- дентка написала: «До сих пор испы- тываю благодарность преподавателю и группе за молчаливое, но искреннее со-присутствие».
Комментарии
Подобные сессии могут служить целям построения терапевтического альянса, основанного на принятии субъектом психологической помощи и поддержки.
Как известно, осознание — перелом- ный момент на пути к «психологичес- кому исцелению». Причина в том, что обращаясь к символическим или мета- форическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, возможно получить интуитивное откровение, ин- сайт (Роджерс, 1997).
Так постепенно приобретается цен- ный опыт, смелость исследовать и анали- зировать собственные эмоции, домини- рующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических техник.
Согласно теории Л.С. Выготского
(1968), эмоциональная связь действи- тельности с воображением проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т.е. эмоции, и как бы подбирает себе соответствующие впечатления...
Однако существует и обратная связь воображения с эмоцией, когда образы воображения порождают чувства.
В данном случае видно, как изоб- ражение травмирующих переживаний вызвало чувственный ответ, эмоцио- нальное переключение.
Известно, что проекция чувств на внешние объекты — путь к символиза- ции и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге, облегчают вербализацию переживаний. В процессе художественной работы на мятой, мок- рой бумаге снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привыч- ном контакте.
С большой долей вероятности можно предположить, что обращение к эмоци- ональной сфере человека посредством аллегорий и метафор актуализирует присущие личности эмоциональный и поведенческий паттерны. Поэтому полученная художественная продукция представляет значительный интерес не только в аспекте терапии, но и в плане диагностики.
Предметом размышлений для специ- алиста могут стать такие характеристики и признаки как композиция, общий колорит рисунка, сравнительная насы- щенность в изображении позитивных и негативных эмоций, а также степень преобладания тех или других. В этом же контексте важно оценить работу с пози- ций трудоемкости процесса рисования.
Насколько этот процесс был энергич- ным, как много сил потрачено на созда- ние задуманного образа? Полностью ли закрашен рисунок или остались пустые места? Что можно сказать о степени интеграции элементов изображения?
Как долго длилась работа над каждым из визуализированных чувств, какие при этом возникали затруднения?
Важно обратить внимание на цвето- вой ряд. Выбор в первую очередь корич- невого, серого, черного цветов указывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности (Люшер, 1999;
Собчик, 2002).
Значимо, что диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества в присутствии специалиста. При этом ситуация диагностики менее заметна и не провоцирует у участников реакций защитного характера. Вместо формаль- ного анализа проективных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, используя при этом разнообразные рече- вые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, эмоциональных реакций в процессе изобразительной деятельности и обсуждения творческого продукта.
«Я обнаружила, пишет Н. Роджерс
(1997), когда клиент выражает себя с помощью образов, можно быстрее по-
Спонтанная изобразительная деятельность сопровож-
дается терапевтическими эффектами, включая психо-
логический, эмоциональный, релаксационный, психо-
профилактический, социально-коммуникативный и
другие. Возможно, именно поэтому арт-терапию образно
называют «исцеляющим искусством»


№ 1 (2) СЕНТЯБРЬ
2007 • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
МЕТОДИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

нять его внутренний мир. Цвет, форма и символы – это различные языки, которые говорят из бессознательного и для каждого человека содержат особые смыслы. По мере того как я слушаю объяснение клиентом своих образов, я отчетливо вижу мир так, как видит его клиент».
Однако во время процедуры фор- мальной интерпретации проективных рисунков трудно исключить влияние как субъективного опыта интерпрета- тора, так и пособия, в соответствии с которым выполнено описание опорных элементов. Поэтому практикующему психологу не следует делать поспешных окончательных выводов; «необходимо помнить, что ни один опорный элемент не дает решающего доказательства того, что же на самом деле происходит в пси- хике пациента...» (Ферс, 2002).
Таким образом, нелишне подчерк- нуть, что результаты диагностики пос- редством рисунка логично расценивать как ориентировочные, предварительные, требующие дополнительной верифика- ции путем сопоставления с данными исследования личности другими, в том числе и формализованными методами, стандартизированными методиками, тестами.
Заключение
В данной статье представлены ре- зультаты научного исследования про- ективных возможностей свободного
(спонтанного) рисования.
Рисунок рассматривается как инс- трумент психологической работы, обеспечивающий функции диагностики, коммуникации, терапии.
Популярность рисуночных (гра- фических) тестов и методик вызвана простотой и достаточной безопаснос- тью применения, низкой вероятностью протестных реакций тестируемых, информативностью, а также широкими возможностями целостного изучения личности, основанного на психоло- гической интерпретации результатов проекции. Такой вид диагностики с акцентом на анализ изобразительной деятельности применим при обсле- довании групп и испытуемых разного возраста. И хотя проективные рису- ночные методы лишены научной стро- гости, однозначности, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства, они информа- тивны, высоко гуманны и корректны.
Особенно, если предметом научного исследования становится духовное «Я» человека. В этом случае, как писала
Т.А. Флоренская (1999), «привычная для психолога и педагога исследова- тельская и формирующая установка недопустима и бессмысленна: тайна останется за семью печатями, а настой- чивый исследователь уйдет с пустыми руками. … Можно только приблизиться, прикоснуться, диалогически приоб- щиться к духовному «Я» в себе самом и другом человеке».
Вместе с тем индивидуальные осо- бенности изображения создают труд- ности объективного и достоверного
«прочтения» продукта изобразительной деятельности. Непроизвольные рисун- ки нередко отражают актуальные пе- реживания, а для личности характерна склонность к непрерывным измене- ниям ее составляющих. Следователь- но, невозможно сделать какое-либо объективное заключение только на основании одного или двух-трех изоб- разительных продуктов. Необходимо изучить серию работ, выявить законо- мерности и особенности изображения, характерные для работ этого человека: повторяющиеся детали, характер ли- ний, размеры объектов, расположение фигур в пространстве листа и многое другое. Большую роль при этом играет целостное восприятие работы.
Иными словами, мы можем заметить некоторые тенденции, предполагать, догадываться, выдвигать гипотезы, которые подтвердятся или будут опро- вергнуты в дальнейшем.
Значит, в проективной диагностике всегда остается актуальным вопрос про- фессиональной этики.
Интеграция методов арт-терапевти- ческой диагностики в психологическую практику открывает дополнительные возможности для развития проективных методов исследования.
В целом, возможности арт-терапии необычайно широки. В числе задач, которые могут ставиться психологом и разрешаться в арт-терапевтической работе, — содействие развитию спон- танности, рефлексии, проявлению истинных чувств, а также расширение ролевого репертуара и ролевой гибкос- ти; психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переклю- чение; гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодо- ления деструктивных изменений лич- ности; содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию позитивного, целостного образа «Я», самопринятия и, как ре- зультат, – освоение конструктивных способов преодоления кризисных ситуаций и развитие психологической устойчивости.
Именно творческая работа с изобра- зительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда. Терапев- тические отношения со специалистом
(арт-терапевтом) создают атмосферу психологической защищенности и облегчают клиенту осознание смыслов визуальных образов. Это в свою оче- редь способствует пониманию и пос- тепенному преодолению собственных внутрипсихических конфликтов. Вот почему арт-терапевтические техники, несомненно, эффективны в исследова- нии и преодолении кризисных ситуаций
(острый стресс, конфликты, первичная и вторичная психотравмы), а также в ка- честве скорой психологической помощи и поддержки.
Таким образом, освоение и примене- ние методов проективного рисования и арт-терапии в психологической работе открывает новые перспективы для рас- ширения профессиональных возмож- ностей специалиста.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология искусства
/ Предисл. А.Н. Леонтьева; Ред. В. Иванов.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство,
1968. – 576 с.
2. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Та- раканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
3. Роджерс Н. Путь к целостности: че- ловеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. – Alien Art Studio,
1997. http://www.ipk.alien.ru/copyright.html
4. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исце- ление через искусство. – СПб.: Европейский дом, 2000.
Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет
глубокий психологический смысл и заметный терапев-
тический эффект, поскольку позволяет добиться боль-
шей выразительности и одновременно эмоциональной
разрядки