Файл: 202185 Психологические науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
94 нервничаю», «Я взвинчен», «Я озабочен», «Я слишком возбужден и мне не по себе» и т.д. - то есть состояния, которые характерны для активации симпатического отдела ВНС. В наших работах было показано, что лица, отличающиеся повышенной тревожностью, во время стресса демонстрируют и более высокие показатели артериального давления [14; 15]. Тесную связь тревожности с активацией симпатического отдела ВНС подтверждают и другие авторы, которые отмечали учащение пульса и повышение артериального давления при возрастании тревоги [10].
2. Оценка физиологических и поведенческих реакций человека при
наличии тревоги (клинические тесты на тревожность).
Одной из наиболее популярных у клиницистов методик, направленных на оценку состояния тревожности человека является шкала
Гамильтона (HARS) [21]. Данная методика не предназначена для самообследования, адекватно ее использовать может только квалифицированный психиатр или клинический психолог, который проводит опрос пациента по определенному алгоритму, определяемому шкалой HARS.
Время оценки состояния пациента определяется «в настоящее время» или «в течение последней недели». Заполнение анкеты занимает от 20 до 30 минут.
По каждому пункту выраженность симптома ранжируется от 0 до 4 (от
«отсутствие» до «очень тяжелой степени»). Для получения общего показателя тревожного расстройства, необходимо сложить баллы по всем пунктам шкалы. Суммарный балл может варьировать от 0 до 56. Значения до
7 баллов трактуются как отсутствие тревожного состояния, от 8 до 17 баллов
– легкая тревожность; 18-24 балла - о средней выраженности тревожного расстройства, 25 баллов и выше - о тяжёлой тревоге. Кроме того, первые шесть пунктов могут быть оценены отдельно как проявления тревоги в сфере психики, а остальные восемь - как проявления тревоги в соматической сфере.
Второй по распространенности клинической методикой оценки тревожности является шкала оценки тревоги, разработанная Цунгом в
1971 году (ZARS) [25]. В отличие от шкалы Гамильтона, эти инструментом может пользоваться сам пациент, так как он является инструментом для измерения тревоги методом самооценки. Данный опросник содержит 20

Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
95 вопросов, часть из которых оценивают аффективные симптомы (5 пунктов), а часть - соматические (15 пунктов). Во время прохождения тестирования пациента просят проставить отметки в соответствующих ячейках бланка.
Выбор происходит из четырех вариантов по частоте: «очень редко», «редко»,
«часто» и «постоянно», которые переводятся в баллы от 1 до 4. При этом ответы на часть вопросов кодируются «зеркально». Максимальный суммарный балл - 80. «Индекс тревоги» рассчитывается делением полученного при обследовании пациента суммарного балла на максимально возможный суммарный балл (80). Уровни тревожности по данной клинической шкале подразделяются следующим образом: 20-40 баллов - низкий, 41-60 баллов - средний, 61-80 баллов - высокий уровень тревожности. В одном из наших исследований были получены следующие значения теста Цунга по тревожности: в группе здоровых испытуемых средний балл составил 31.1 ±
1.3, у больных с невротическими расстройствами - 51.5 ±1.7; у больных с соматической патологией – 41.5± 1.0 [17, С. 213]. Следует отметить, что существует похожий инструмент, разработанный Цунгом для самооценки депрессии (ZRDS), который иногда путают со шкалой тревоги, описанной выше. В то же время, тест самооценки депрессии иногда применяют для оценки смешанного тревожно- депрессивного расстройство (F41.2 по МКБ-
10), так как в тесте ZRDS есть ряд пунктов, несомненно относящиеся к тревоге, например: «Сердце бьется быстрее, чем обычно», «Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте» и т.д. Поэтому выбор соответствующей шкалы остается за врачом или клиническим психологом.
Помимо описанных выше шкал оценки тревожности существуют и другие инструменты, которые применяются реже и не лишенные определенных недостатков. Примером может явится шкала тревоги Бека
(BAI) [19], предназначенная для скрининга тревоги и оценки степени её выраженности. Опросник состоит из 21 пункта, каждый из которых должен быть оценен испытуемым от 0 (симптом не беспокоит) до 3 (симптом беспокоит очень сильно). Так как время заполнения этого опросника составляет 10-12 минут, то его используют при массовых скрининговых исследованиях, когда нужно выявить нужную популяцию больных людей из большого количества испытуемых. Всего можно набрать 63 балла, а градацию тревоги определяют следующим образом: до 21 – низкий уровень


Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
96 тревоги; от 22 до 35 баллов - средняя выраженность тревоги; выше 36 баллов
- высокая тревога. В плане обоснованной критики можно отметить ряд пунктов шкалы Бека, которые весьма трудно идентифицировать как признаки тревоги: «Головокружение или ощущение легкости в голове»,
«Неустойчивость», «Испуг», «Обмороки», «Шаткость походки», «Желудочно- кишечные расстройства» и др.
Шкала тревоги Шихана (ShARS) - скрининговый тестовый инструмент для диагностики и самодиагностики расстройств тревожного спектра. Используется для оценки выраженности тревоги, фобии, депрессии и панических атак. Шкала была создана в 1983 году, ив большей степени предназначена для определения тяжести уже выявленной тревоги, чем для ее первичной диагностики. Может применять и как основа для структурированного интервью психиатра, так и для самостоятельного заполнения пациентом. Варианты ответа по каждому пункту шкалы – от
«Нет» (0 баллов) до «Крайне сильно» (4 балла). Максимальный общий балл может варьировать от 0 до 140. Показатели от 0 до 30 интерпретируются как отсутствие клинически выраженной тревоги, показатели от 31 до 80 – как клинически выраженная тревога, а показатели 81 и выше — как тяжелое тревожное расстройство.
Шкала тревоги Кови (CAS) – представляет собой основу для структурированного интервью, которое проводит врач или клинический психолог для предварительной оценки тревожных расстройств. То есть это не тест в классическом его понимании, а скорее краткий алгоритм диагностической беседы. Шкала определяет интенсивность тревоги по трем параметрам: жалобам пациента, его поведению и соматическим проявлениям. Каждый параметр оценивается по степени выраженности симптомов в градациях от 0 (отсутствует) до 4 (тяжелая степень). Суммарный балл является общим показателем выраженности тревожного расстройства, показатель, равный 6 и выше, означает наличие тревожного состояния.
Затраты времени на исследование по методике CAS составляют от 15 до 20 минут.
3. Специальные тесты на тревожность

Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
97
Шкала уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса (School
Anxiety Scale, SAS). Считается, что данный опросник разработан Б.Н.
Филипсом (Beeman N. Phillips) и он претендует на оценку общего уровня школьной тревожности, а также оценивает причины тревожности, связанные с различными областями школьной жизни. Согласно описаниям в сборниках тестов, методика предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (3-7 классов). Тест содержит 58 вопросов и занимает примерно 10-12 минут [4; 8; 9]. При интерпретации в тесте выделяют восемь субшкал: Общая тревожность в школе; Переживание социального стресса;
Фрустрация потребности в достижение успеха; Страх самовыражения; Страх ситуации проверки знаний; Страх не соответствовать ожиданиям окружающих; Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Иногда в русскоязычной литературе этот опросник неверно называют как SAQ (School Anxiety Questionnaire),
приписывая его Б. Филипсу, в то время как последний диагностический
инструмент разработан Джеймсом Данном (James A. Dunn) и содержит 105 вопросов, а не 58 как в шкале Филипса. Кроме того, в данном опроснике оценивается пять, а не восемь параметров тревоги, связанной с обучением в школе: тревога при устном ответе; тревога при тестировании; тревога табеля успеваемости; тревога достижения и тревога неудачи [20].
По мнению некоторых психологов, пытавшихся использовать тест
Филипса в работе, его валидность вызывает большие сомнения. Н.А.
Борисова со своими соавторами выявила
«диагностическую несостоятельность методики, не позволяющая рекомендовать её к применению специалистам психологического профиля» [1], и я полностью присоединяюсь к этому заключению. В качестве иллюстрации приведу несколько вопросов из теста Филлипса, которые подтверждают данное мнение. Например, весьма сомнительно отнесение к шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» вопроса № 23 («Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?»). Вопрос
№ 6 («Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорит?») касается когнитивных особенностях ученика, а не его тревожности. Некоторые вопросы настолько отдаленно касаются проблемы школьной тревожности, что


Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
98 вызывают сомнения в причине, побудившей автора их туда помещать.
Например, это касается вопроса № 20 («Похож ли ты на своих одноклассников?») или вопроса № 36 («Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?»).
Шкала тревожности при социальном взаимодействии (SIAS)- шкала самооценки, которая измеряет уровень тревоги и стресса при встрече и разговоре с другими людьми. Данная методика оценивает социальное тревожное расстройство - страх или тревогу по поводу социальных ситуаций, в которых человек может быть объектом пристального внимания. Шкала содержит 20 пунктов. Испытуемый оценивает, насколько каждый предмет относится к ним по 5-балльной шкале, оценивая каждый пункт от «Совсем не характерно для меня» (0 баллов) до «Чрезвычайно характерно для меня» (4 балла). Затем суммируются балльные значения выбранных вариантов ответа для получения общей оценки. Примеры вопросов: «Я беспокоюсь о том, что не знаю, что сказать в социальных ситуациях» или «Я напряженно общаюсь в группе» [23].
Шкала социальной тревожности Либовица (LSAS) - это краткая анкета, разработанная в 1987 г. Майклом Либовицем, психиатром и исследователем из Психиатрического институт штата Нью-Йорк. Ее цель - оценить диапазон социального взаимодействия и рабочих ситуаций, которых боится человек, чтобы помочь в диагностике социального тревожного расстройства. Опросник обычно используется для изучения результатов клинических испытаний, а в последнее время - для оценки эффективности когнитивно-поведенческих методов лечения. Следует отметить, что феномен социальной фобии является достаточно распространенным и доставляет людям много неудобств, иногда достигая выраженности клинических нарушений [12; 13]. Этот вид фобии в МКБ-10 описывается как боязнь пристального внимания со стороны других людей, ведущая к избеганию социальных ситуаций и отличается страхом негативной оценки во время социального взаимодействия или публичного выступления. Помимо МКБ-10 социальная фобия включена в руководство по психическим расстройствам
DSM-IV. Шкала социальной тревожности Либовица была первой шкалой, разработанной клиницистами для оценки страха и избегания, связанных с социальной фобией. В шкале 24 пункта, которые разделены на две


Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
99 подшкалы.
13 вопросов касаются беспокойства по поводу производительности и 11 вопросов социальных ситуаций. Первоначально
LSAS была задумана как шкала оценки, используемая исключительно клиницистами, но сейчас утверждена как шкала самооценки [22].
Больничная шкала тревожности и депрессии - Hospital Anxiety and
Depression Scale(HADS). Больничная шкала тревожности и депрессии была первоначально разработана А. Зигмондом и Р. Снайтом в 1983 году для определения уровней тревожности и депрессии, которые испытывает пациент во время лечения. HADS представляет собой шкалу из четырнадцати пунктов, которая состоит из семи пунктов, относятся к тревоге, и семи - к депрессии. Пункты анкеты, относящиеся к тревоге: «Я чувствую напряжение или нервничаю»; «Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное вот-вот может случиться»; «Тревожные мысли приходят мне в голову»; «У меня бывает внезапное чувство паники». Каждый пункт в анкете оценивается по шкале от 0 до 3, и это означает, что человек может получить от 0 до 21 баллов по тревоге или депрессии. Пороговой точкой для признания наличия признака выраженной тревоги или депрессии считается 8/21, то есть если пациент набирает более восьми балов, у него имеется соответствующее состояние.
4. Объективные признаки тревоги: профайлинг и полиграф.
Профайлинг есть способ оценки внешнего проявления тревожности путем целенаправленного наблюдения психологом за невербальными реакциями человека. В частности в нейролингвистическом программировании
(НЛП) разработана технология «калибровки», с помощью которой психолог оценивает психическое состояние человека во время проведения отдельных техник. Во время калибровки психолог «сканирует» тело пациента, определяя признаки тревоги по определенной бинарной схеме. Например:
«кожа лица бледная» – 1 балл, «лицо розовое» – 0 баллов; «губы сжаты» – 1 балл, «губы раскрыты» – 0 баллов; «плечи подняты или сведены » - 1 балл,
«плечи расправлены и опущены» – 0 баллов; «кисти рук сжаты» - 1 балл,
«кисти рук расслаблены» – 0 баллов; «дыхание неровное и поверхностное – 1 балл, «дыхание ровное и глубокое» - 0 баллов; «голос дрожит» - 1 балл,

Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
100
«речь ровная и спокойная» – 0 баллов и т.д. Максимальное количество баллов по этой схеме – 12. От 0 до 3 баллов – отсутствие тревоги; от 4 до 7 баллов - средний уровень тревоги; от 8 до 12 баллов – выраженная тревога.
Использование полиграфа. Оценивать состояние тревоги можно и более объективными методами, регистрируя реакции, которые запускает симпатическая нервная система. Для этой цели используется полиграф, который регистрирует ряд физиологических показателей организма: частоту сердечных сокращений, потоотделение (в форме КГР), артериальное давление, показатели дыхания, температуру кожи и т.д. [11]. Проблема состоит в том, что сходные изменения в физиологии человека могут наблюдаться при различных психических состояниях человека: тревоге, страхе, гневе, стрессе и т.д., поэтому задачей полиграфолога будет уточнение текущего состояния испытуемого в ходе диагностической беседы.
В работах последних лет показана принципиальная возможность дифференцирования реакций испытуемых, вызванных тревожностью либо значимостью стимула, что позволяет избежать ошибки ложного обвинения.
Такая дифференцировка реализуется за счет анализа влияния комплекса
«тревожность - эмотивность» на амплитуду позитивной и негативной полуволн в канале электрической активности кожи [3]. К преимуществу аппаратурного метода оценки тревожности следует отнести объективный подход и возможность количественной оценки тревоги, а к недостаткам – более высокую стоимость и наличие, как соответствующей аппаратуры, так и квалифицированного специалиста-полиграфолога.
Литература:
1. Борисова Н. А., Белобрыкина О. А., Гейдебрехт Н. А., Штайц Т. К.
Школьная тревожность: противоречия диагностики (на примере анализа методики Б. Филлипса) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2;
2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. М.: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2009.
3. Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Яцык Г.Г. Индивидуальные особенности стрессорного реагирования во время психофизиологического


Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
101 исследования с применением полиграфа // Российский психологический журнал / Russian Psychological Journal . 2016 . №2 . С. 156-168.
4. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. Л.М. Костина -
СПб.: Речь, 2006.
5. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги
//Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131-137.
6. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация
Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. С.126-128.
7. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. 2014. № 6. С. 47-54.
8. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004.
9. Практическая психодиагностика: тесты и методики /сост.
Д.Я.Райгородский. Самара: «Бахрах-М». 2015.
10. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен //
Вестник удмуртского университета. Серия «Философия. Психология.
Педагогика. 2013. Вып.2. С. 42-52.
11. Целиковский С.Б. Иванов Р.С. Тревожность как предиктор психофизиологического реагирования субъекта при исследовании на полиграфе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015.
№4-6. С. 127-139.
12. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В. Щербатых, Е.И. Ивлева.
Воронеж: Истоки. 1998.
13.
Щербатых
Ю.В.
Ивлева
Е.И.
Клинико- психопатологические аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях// Социальная и клиническая психиатрия. 2000. № 3. С.35-
38.
14. Щербатых Ю.В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса // Артериальная гипертензия, 2000, № 2, С.74-76.
15. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного

Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» ● ISSN 2303-9744 (Online)
№ 2. - 2021
102 стресса. Автореф. дис. … д-ра биол. наук. СПб. 2001.
16. Щербатых Ю.В. Избавься от страха // Ю.В. Щербатых. М.:
Эксмо. 2011. С.35.
17. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В.
Щербатых. СПб.: Питер, 2012.
18. Щербатых Ю.В., Ермоленко П. И. Проблема оценки валидности проективного теста «рисунок несуществующего животного» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 4. С.118-125.
19. Beck A.T., Epstein N., Brown G., Steer R.A. An inventory for measur-
ing clinical anxiety: Psychometric properties //Journal of Consulting and Clinical
Psychology.- 1988, V.56, №6: 893–897.
20. James A. Dunn. The School Anxiety Questionnaire: Theory,
Instrument, and Summary of Results // American Institute for Reseach. Pittsburg.
1970.
21. Hamilton M. The assessment of anxiety states by rating. Br J Med
Psychol. 1959; 32: 50-55.
22. Liebowitz M.R. Social Phobia // Anxiety. Modern Problems of Pharma-
copsychiatry. Modern Trends in Pharmacopsychiatry. 1987. 22 :141–73.
23. Mattick, R.P.; Clarke, J.C. Development and validation of measures of
social phobia scrutiny fear and social interaction anxiety // Behaviour Research and
Therapy. 1998. 36 (4): 455–470.
24. Zigmond A.S., Snaith R.P. The hospital anxiety and depression scale
// Acta Psychiatrica Scandinavica. 1983. 67 (6): 361–370.
25. Zung W.W.K. How normal is anxiety? // Current concepts. Upjohn
Company.1980.
References:
1. Borisova N. A., Belobrykina O. A., Gejdebrekht N. A., Shtajc T. K.
Shkolnaya trevozhnost: protivorechiya diagnostiki (na primere analiza metodiki B.
Fillipsa) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2.
2. Bolshoj psihologicheskij slovar / Pod red. B.G.Meshcheryakova, V.P.
Zinchenko. M.: AST; AST-Moskva; Prajm-Evroznak, 2009.