Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физические упражнения – это естественные или специально подобранные движения, которые применяются в физическом воспитании. Они отличаются от обычных движений, т.к. они предназначены для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций и имеют целевую направленность [1].
Систематическое занятие физическими упражнениями благотворно влияет на организм человека, предохраняет от нежелательных перегрузок и заболеваний, стимулирует метаболические процессы в организме. Физические упражнения также благотворно влияют на нервную систему, способствуют расширению возможностей центральной нервной системы, устраняют утомление и повышают работоспособность. Именно физические упражнения рассматриваются современными физиологами как средство активного отдыха и восстановления тонуса нервной системы[1].
Занятия физическими упражнениями также укрепляют костно-мышечную систему, заметно влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию, а также позволяют сохранить красоту и стройность. При физической нагрузке в связи с увеличением потребления кислорода мышцами дыхание становится частым и более глубоким. Объём лёгочной вентиляции увеличивается, а чем больше воздуха проходит через лёгкие, тем больше кислорода получает организм.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на работу сердца – оно работает эффективнее, т.к. увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов в крови. Благодаря активной работе сердечнососудистой системы, мышцы в большей степени снабжаются питательными веществами и кислородом [8].
Также, регулярные занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние и на деятельность органов пищеварения и выделения – улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота. У людей, занимающихся физическими упражнениями, лучше работает печень.
Большое влияние физические упражнения оказывают на жировой обмен и восстановительные процессы.
-
Повышение умственной работоспособности студентов посредством занятий физической культурой
Понятно и предсказуемо, что физическая культура оказывает большое влияние на организм и здоровье человека, но важно также понимать, что она влияет и на умственное здоровье, работоспособность, психоэмоциональное состояние.
Что такое работоспособность? Это уровень функциональных возможностей организма к выполнению конкретной умственной деятельности, при которой эффективность не снижается.
Полноценным средством снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, фактором стимуляции работоспособности и интеллектуальной деятельности является физическая культура. Занятия физическими упражнениями увеличивают объем памяти, повышают устойчивость внимания, ускоряют решение элементарных интеллектуальных задач, у студентов убыстряются зрительно-двигательные реакции. В.К. Петров отмечает, что непродолжительная работа или выполнение физических упражнений в течение 10-15 минут могут увеличить работоспособность человека в два раза, кроме этого, даже в два раза больше, чем при пассивном отдыхе.
Умственная работоспособность является основополагающим параметром учебной деятельности студентов. Это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы – физическую.
Составляющими умственной работоспособности являются факторы такие как:
-
физиологические (состояние здоровья, режим учебы, работы и отдыха, рациональное питание, и т.п.); -
физические (воздействие на организм через органы чувств внешних раздражителей, шум, температура воздуха, освещения, экологии); -
психологические (мотивация, самочувствие, настроение); -
типологических личностных качеств (усидчивость, самовоспитание, аккуратность, сдержанность) [5].
Также, согласно исследованию [7], для успешного воспитания основных физических качеств студентов необходимо опираться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения преимущественно направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых и скоростной выносливости интенсивностью по ЧСС 120-180 удар/мин. Во второй половине каждого семестра с преимущественной направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-150 удар/мин [7].
Занятия, построенные на основе такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, обеспечивают прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году, улучшают их самочувствие и психическое состояние.
Таким образом, общая закономерность влияния физических занятий на стимулирование активности умственной деятельности понятна. Однако, есть ряд данных, свидетельствующих о том, что достижение такого положительного влияния требует разграниченного использования физических занятий, а также учета индивидуально-типологических особенностей и степени физической подготовленности студентов [5].
Так, экспериментальным методом установлено, что длительность осложненного бега (со скачками) прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительнее бег (в пределах 1,5 мин), тем больше объем памяти. Однако при выполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 15-45 секунд оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений, выполняемых в течение разных периодов времени, может оказать разное влияние на процессы памяти.
Психомоторное и общее развитие студентов неразрывно связано с развитием их познавательных процессов. К ним относятся такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, дифференцирование, отсюда следует, что роль влияния физической культуры на умственную деятельность студентов велика.
-
Значение занятий физической культурой для студентов
Проблема влияния физических упражнений на здоровье студентов, а, следовательно, на их работоспособность и эффективность их учебной деятельности рассматривается в работе Н.Г. Ефремовой, С.Б. Мавриной и И.Н. Антоновой [4].
Авторами было проведено исследование студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова на тему зависимости степени переутомления от регулярности занятий физической культурой и спортом. В исследовании приняли 94 студента возрастом от 17 до 27 лет. Были подтверждены определённые результаты.
-
Физическая культура положительно влияет на нервную систему студентов. В процессе систематической физической тренировки совершенствуется высшая деятельность коры головного мозга и функции нервной системы. Более тонко осуществляется взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Улучшаются функции анализаторов. Они более дифференцированно осуществляют двигательные действия. -
Физическая культура имеет омолаживающий эффект за счет того, что физические упражнения активируют фермент – теломеразы. -
Физическая культура улучшает память. Одна группа испытуемых чередовала занятия по заполнению простейших тестов на запоминание с физическими нагрузками средней тяжести, другая же чередовала тесты с фазой отдыха. Выявлено, что уровни глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот у участников эксперимента были выше, чем у остальных, после недельной активной физической тренировки. Частота сердечных сокращений, увеличивающая при тренировках, увеличивает объём крови и направляет больше крови не только в работающие мышцы, но и в мозг. -
Физическая культура повышает способности к обучению. Для исследования влияния физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой системы были проведены измерения пульса у студентов, с разной степенью физического развития. У неспортивных студентов ЧСС ударов в минуту в состоянии покоя 72,3, а у занимающихся спортом 2 года и выше – 65,6. Таким образом, чем выше физическая подготовка человека, и его двигательная активность, тем лучше работают его внутренние органы кровоснабжения, что непосредственно влияет на состояние нервной системы и мозга в целом. -
Физическая культура повышает уровень концентрации. Занятия физическими упражнениями увеличивают способность мозга концентрироваться на конкретной задаче. -
Физическая культура борется с депрессией. Физические нагрузки влияют на вещества, которые обеспечивают связь между нейронами мозга и восстанавливают нарушенный баланс нейромедиаторов. -
Физическая культура повышает устойчивость к стрессам. Стрессоустойчивость – важное качество, особенно для студентов, оно помогает переносить эмоциональные и умственные нагрузки.
Исследование, проведенное И.И. Кочетковым [6], выявило, что на повышение эффективности учебной деятельности студентов влияет также интенсивность и частота занятий физическими упражнениями.
Факторы, определяющие интенсивность нагрузки на занятиях по физической культуре, позволили создать тренировочную программу занятий средней степени интенсивности, которая не приводит к переутомлению. Согласно результатам исследования, студенты экспериментальных групп 2, 3, 4 достоверно превзошли по показателям работоспособности учащихся 1 контрольной группы, которые занимались физкультурой по 2 часа 2 раза в неделю. Таким образом, в контрольной группе проявился незначительный тренировочный эффект. Дополнительные 3-е или 4-е занятия в неделю проводились у студентов по согласованию с ними, как правило, после завершения теоретических занятий.
Итак, проведенные эксперименты среди студентов II курса Марийского государственного университета по варьированию интенсивности занятий физической культурой показали, что студенты в течение учебного года, существенно повысили уровень физической работоспособности. Она определяется степенью интенсивности физической нагрузки на протяжении недели.
Исследования И.И. Кочеткова позволяют сделать следующие выводы:
1. Регулярные занятия физической культурой положительно влияют на физическую и умственную работоспособность.
2. Занятия физической культурой по стандартной программе 2 раза в неделю незначительно увеличивают общую работоспособность студентов. Существенно повышают выносливость и работоспособность студентов тренировки по 3-4 раза в неделю.
3. Сравнительный анализ физических данных студентов к концу учебного года показал стабильное повышение показателей работоспособности у студентов, занимающихся физической культурой 3 или 4 раза в неделю (на 18 % увеличилась максимальное потребление кислорода).
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день главная проблема здоровья многих людей, в том числе и студентов, состоит в их малой физической активности – гиподинамии. Связано это с современным образом жизни – работой, учебой, требующих, зачастую продолжительной умственной деятельности. В процессе этого присутствует постоянное напряжение скелетной мускулатуры, что вызывает сильное умственное утомление и мышечное напряжение, и соответственно, снижение общей работоспособности.
От состояния организма и здоровья во многом зависит успешность в учебной и производственной деятельности студентов. Анализ литературы по существующей проблеме показывает, что определенные физические нагрузки, перемежающиеся с умственной деятельностью, способствует росту эффективности учебной и профессиональной деятельности студентов, повышают учебную и трудовую работоспособность.
В целом физическая культура и ее средства очень благотворно влияют на общество в целом и каждого студента в отдельности, и представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни. Однако важно знать, как именно влияют те или иные физические упражнения на организм человека, чтобы не допустить обратного эффекта.
Таким образом, включение в учебную деятельность оптимальных физических нагрузок сглаживает отрицательное воздействие условий внешней среды на физическое и психологическое состояние студентов, а также благотворно влияет на эффективность их учебной деятельности.
Список литературы
-
Абрамян А.В. Влияние физических упражнений на здоровье человека / А. В. Абрамян // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004854 (дата обращения 14.11.2022) -
Анисимова А.В., Лучкова И.Ю. Влияние физической культуры на учебную деятельность студентов // Скиф. 2019. №2 (30). -
Астахов Н. Э. Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента / Н. Э. Астахов. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 409-411. -
Ефремова Н. Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов / Н. Г. Ефремова, И. Н. Антонова, С. Б. Маврина // Гуманитарное образование в экономическом вузе : Материалы VI Международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 20 октября – 30 2017 года. М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2018. С. 119-122. -
Иванов М. А. Повышение интеллектуальной работоспособности обучающихся в вузе средствами физической культуры / М. А. Иванов, Г. А. Рычагов, М. С. Мненков // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 46. С. 1789-1793. -
Кочетков И.И. Влияние интенсивности занятий физкультурой на динамику физической работоспособности студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. №3 (31). -
Особенности проведения учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов / А. А. Чернов, О. В. Шишкова, В. К. Агинян [и др.] // Наука в современном информационном обществе : Материалы XV международной научно-практической конференции Наука в современном информационном обществе North Charleston, USA, 07–08 мая 2018 года. North Charleston, USA: CreateSpace, 2018. С. 72-75. -
Савкина Н.В. Влияние физических упражнений на развитие человека / Н.В. Савкина, А.Е. Данилочкин, Ю.Н. Старовойтов // Автономия личности. 2020. №1 (21).
Содержание