Файл: Доклад гендерная социализация. Изменение гендерных ролей в современном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОКЛАД
Гендерная социализация. Изменение гендерных ролей в современном обществе
Понятие гендерной социализации Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских ролей, т.е. гендерная социализация, охватывает всю жизнь человека, с разной степенью активности проявляясь в начале, середине и в конце жизненного цикла. Это явление целесообразно рассматривать на двух уровнях: онто- и филогенетическом, которые охватывают весь человеческий род и каждого отдельного человека. Равно как и общая, гендерная социализация имеет две формы: первичную, осуществляемую в семьей, родственниками и ровесниками, и вторичную, выполняемую представителями формальных институтов, в частности учителями. Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек – мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек – мужским. Таким образом, гендерная социализация это процесс усвоения человеком норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с предписанной гендерной ролью. Агенты первичной социализации, прежде всего родители, играют неодинаковую роль на разных этапах гендерной социализации. Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам: умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется полтора-два года и больше. Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасположенность, то у отца она появляется со временем, в процессе социализации ребенка. На протяжении всей истории человечества отец как агент социализации выполнял следующие роли: – кормильца, т.е. гаранта материального благополучия семьи; – дисциплина тора; – компаньона; – "властной фигуры" (персонификатор власти); – воспитателя; – эталона поведения. Детям необходимы гендерные маркеры, обозначающие, кому с кем играть или дружить, почему мальчики и девочки различаются и чего они не должны делать. Ответы на эти и подобные им вопросы позволяют сформировать гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Ключевыми понятиями в теории гендерной социализации являются: гендерная идентификация – отождествление себя с кем-то или с чем-то, в данном случае – с представителем своего биологического пола; гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к тому или иному полу. Это
более широкое понятие, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета).
Гендерный аспект социализации включает также полоролевое воспитание: прививание мальчикам маскулинных, а девочкам – фемининных черт. Одним из важных элементов в процессе социализации выступает так называемое социальное сравнение себя с другими, в ходе которого происходит развитие и поддержание своей идентичности. Так, например, мальчики и девочки научаются соответствующим половым ролям и постепенно становятся маскулинными и фемининными взрослыми.
Процесс гендерной социализации Американские психологи Э. Маккаби и К. Джеклин отмечают несколько возможных вариантов, объясняющих, как происходит процесс гендерной социализации: Родители общаются с детьми разного пола по-разному и прививают им разные ценности, в соответствии со сложившимися в обществе гендерными стереотипами. Мальчикам внушают ценность того, чтобы быть энергичным, сильным, доминирующим. Девочкам – покорность, слабость, скромность. Дети вырастают с этими ценностями, а также получают дополнительные подтверждения извне. Из-за врожденных половых различий девочки и мальчики изначально по-разному ведут себя и по-разному воспринимают себя. Впоследствии разнополые дети формируют разное отношение к ним родителей. Родители воспитывают ребенка в соответствии с их представлениями о том, как должен вести себя ребенок этого пола. Чаще всего эти представления формируются на основе гендерных стереотипов. Отношение к ребенку и воспитание ребенка зависит от того, какой желаемый пол ребенка изначально был у родителя. Если пол ребенка совпадает с желаемым полом ребенка у родителя, тогда родитель не стремится изменять изначальный характер ребенка, объясняя его поведение «естественным» для этого пола поведением. При этом, поведение ребенка может не соответствовать гендерным нормам. Если же пол ребенка не соответствует желаемому, то родитель стремится изменить поведение ребенка в соответствии с представлениями о том, как должен себя вести ребенок желаемого пола. Отношение к ребенку и воспитание ребенка зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. В случае совпадения, родитель обучает ребенка тем гендерным нормам
, которые усвоил он сам и при этом родитель подчеркивает значимость конкретного гендера и его преимущества.
Современное общество характеризует смещение гендерных ролей, так как социальные роли и мужчин и женщин существенно изменились, хотя традиционные роли в большей части России еще преобладают. Женщины увеличивают долю своего участия в политике, бизнесе и даже силовых структурах. Количество социальных ролей выполняемых женщиной за ХХ в. увеличилось неоднократно. Мужчины далеко не всегда расширяют свои социальные роли, но перемены коснулись и их. Например, у мужчин существенно расширяется эмоциональное, личностное пространство, которое влечет за собой смягчение идентификационных критериев «настоящего мужчины». «Плачущие мужчины», «мужчины зарабатывающие меньше женщин», «мужчины ухаживающие за детьми» сегодня не вызывают удивления. Все стереотипы, и гендерные в том числе, обладают такими свойствами, как устойчивость, укорененность в сознании, способность передаваться из поколения в поколение, сложность в их изменении. И все же поскольку они сформированы обществом, значит, их можно изменить, меняя общественное сознание. В связи с этим целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми представителями современного общества, а также необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.