Файл: Порядок определения и контроля таможенной стоимости таможенными органами.pdf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, до выпуска товаров или решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, после выпуска товаров.
Порядок и форма корректировки декларации на товары утверждены
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г.
№ 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений
Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»
14
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела,
устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в
Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации,
включая порядок действий должностных лиц таможенных органов при изменении сведений, заявленных в таможенной декларации, в связи с изменением таможенной стоимости.
Действия должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую
Федерацию или вывозимых из
Российской
Федерации должны осуществлять в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФТС
России от 21.05.2021 г. № 436 15 15
Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую
Федерацию или вывозимых из Российской Федерации : Приказ ФТС России от
21.05.2021 г. № 436 [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.06.2021 14
О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии : Решение Коллегии
Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. № 289 (в ред. от 27.10.2020 г. № 138) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 11.12.2013.
11
Порядок и форма корректировки декларации на товары утверждены
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г.
№ 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений
Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»
14
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела,
устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в
Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации,
включая порядок действий должностных лиц таможенных органов при изменении сведений, заявленных в таможенной декларации, в связи с изменением таможенной стоимости.
Действия должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую
Федерацию или вывозимых из
Российской
Федерации должны осуществлять в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФТС
России от 21.05.2021 г. № 436 15 15
Об установлении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую
Федерацию или вывозимых из Российской Федерации : Приказ ФТС России от
21.05.2021 г. № 436 [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.06.2021 14
О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии : Решение Коллегии
Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. № 289 (в ред. от 27.10.2020 г. № 138) [Электронный ресурс] / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 11.12.2013.
11
Глава 2. Анализ практики определения и контроля таможенной
стоимости в ЕАЭС
2.2 Проблемы определения и контроля таможенной стоимости в ЕАЭС
Таможенный сбор при импорте – обязательный платеж, который взимают за предоставление услуг таможенного контроля и оформления.
Платеж уплачивают на счета таможенной службы, на которые прибывают грузы для таможенного оформления.
Уплатить таможенный сбор в 2022 году нужно одновременно с декларированием товаров, если ввозите их не из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). То есть до или одновременно с подачей декларации, иначе груз с таможни не выпустят.
Помимо таможенных сборов компании должны платить ввозные таможенные пошлины в 2022 году.
Обязанность по уплате ввозной пошлины возникает с момента пересечения таможенной границы. Размеры пошлины могут отличаться в зависимости от вида перемещаемого груза. О
Чтобы импортировать товары, нужно оформить ряд документов.
В
первую очередь это внешнеэкономический контракт с
иностранным партнером и таможенная декларация. Ввоз товаров в Россию или импорт признают объектом налогообложения по НДС. Налог при этом уплачивают в составе общих таможенных платежей.
Размеры ставок таможенных сборов за таможенные операции установлены постановлением Правительства от 26.03.2020 № 342.
Таможенные сборы рассчитывают по ставкам, действующим на день регистрации таможенным органом декларации на товары (ст. 40 Закона от
03.08.2018 № 289-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 марта 2020 г. N
342, ставки таможенных сборов за таможенные операции, связанные с
12
выпуском товаров, установленные исходя из таможенной стоимости,
увеличиваются. Их диапазон составляет от 775 руб. до 30 тыс. руб.
При импорте ставки таможенных сборов в 2022 году зависят от размера общей таможенной стоимости всех товаров.
Ставки сборов за таможенное оформление с 2022 года в таблице.
Таблица 1.
Значения ставок таможенных сборов при импорте в 2022 году
16
Для некоторых позиций используют специальные ставки. Мы привели их в таблице ниже.
16
Анализ экспорта за январь
2022 - март 2022 [Электронный ресурс] /
Статистика внешней торговли
России.
Анализ онлайн
–
URL:
https://statimex.ru/statistic/all/export/2021-2021/world/RU/ (дата обращения 24.03.2022)
13
увеличиваются. Их диапазон составляет от 775 руб. до 30 тыс. руб.
При импорте ставки таможенных сборов в 2022 году зависят от размера общей таможенной стоимости всех товаров.
Ставки сборов за таможенное оформление с 2022 года в таблице.
Таблица 1.
Значения ставок таможенных сборов при импорте в 2022 году
16
Для некоторых позиций используют специальные ставки. Мы привели их в таблице ниже.
16
Анализ экспорта за январь
2022 - март 2022 [Электронный ресурс] /
Статистика внешней торговли
России.
Анализ онлайн
–
URL:
https://statimex.ru/statistic/all/export/2021-2021/world/RU/ (дата обращения 24.03.2022)
13
Таблица 2.
Ставки сборов за таможенное оформление с 2022 года отдельных видов товара
17
Расчет таможенного сбора при импорте, который взимается за услугу сопровождения, необходимо проводить на основе фиксированных тарифов и километража (Постановлением Правительства от 11.09.2018 № 1082).
Таблица 3.
Ставки таможенных сборов в 2022 году за сопровождение
17
Анализ экспорта за январь
2022 - декабрь 2022 [Электронный ресурс] /
Статистика внешней торговли
России.
Анализ онлайн
–
URL:
https://statimex.ru/statistic/all/export/2022-2022/world/RU/ (дата обращения 24.03.2022)
14
При таможенном хранении груза сбор составляет 1 рубль в день за каждые 100 кг в обычном помещении и 2 рубля за содержание товаров в специально обустроенном месте. При этом оплате подлежит даже неполный день, неполные 100 кг.
Подведем итог параграфа. В регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД) со стороны государства таможенная стоимость товаров выполняет существенную роль.
Она применяется в качестве основы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит начальной величиной для установления информации о стоимостном объеме внешней торговли. А это значит, что от правильности определения таможенной стоимости зависит полнота взимания таможенных платежей.
При этом есть определенные проблемные вопросы, связанные с определением таможенной стоимости, а именно:
- проблемы с выбором метода оценки таможенной стоимости товаров;
- манипуляции с таможенной стоимостью.
2.2 Направления совершенствования механизма контроля таможенной
стоимости в ЕАЭС
Соглашением об определении таможенной стоимости установлено,
что главным методом определения таможенной стоимости товара является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Этот факт подтверждается мировой практикой, ведь 85–95%
торговых операций в таможенных целях оцениваются именно по этому методу.
Следующим по применению является резервный метод (метод 6), так как методы 2–6 являются оценочными, когда таможенная
15
стоимость товаров формируется путем осуществления определенных расчетов с использованием информации по другим схожим сделкам.
Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товаров, например как:
отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т. д.
Поскольку в последнее время существует тенденция к увеличению числа подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, то в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод.
Второй же, третий, четвертый и пятый методы практически не используются на практике по ряду нижеизложенных причин:
Во-первых, схожие по своим принципам и логике применения методы по ценам сделок с идентичными или однородными товарами используются в крайне редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках.
Во-вторых, для решения проблемы, связанной с возможностью использования второго и третьего методов, нужно создавать единую базу данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную границу РФ. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости условиях поставки и иных сведениях,
касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны.
В-третьих, метод 4 определения таможенной стоимости товаров сложен и экономически затратен, поскольку для его применения необходимы индивидуальный подход и глубокий анализ конкретной ситуации всей процедуры отбора продаж и расчета цены единицы товара.
Для определения величины тех расходов, которые необходимо вычесть из
16
Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товаров, например как:
отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т. д.
Поскольку в последнее время существует тенденция к увеличению числа подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, то в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод.
Второй же, третий, четвертый и пятый методы практически не используются на практике по ряду нижеизложенных причин:
Во-первых, схожие по своим принципам и логике применения методы по ценам сделок с идентичными или однородными товарами используются в крайне редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках.
Во-вторых, для решения проблемы, связанной с возможностью использования второго и третьего методов, нужно создавать единую базу данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную границу РФ. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости условиях поставки и иных сведениях,
касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны.
В-третьих, метод 4 определения таможенной стоимости товаров сложен и экономически затратен, поскольку для его применения необходимы индивидуальный подход и глубокий анализ конкретной ситуации всей процедуры отбора продаж и расчета цены единицы товара.
Для определения величины тех расходов, которые необходимо вычесть из
16
внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в конкретном регионе страны.
В настоящее время подобная информация практически отсутствует, поскольку статистические органы нашей страны мало занимаются сбором, обработкой и обобщением информации. Те же результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет работу таможенных органов по определению таможенной стоимости четвертым методом.
Таким образом, чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных и статистических органов по сбору и анализу информации в
Российской Федерации с целью представления всем заинтересованным лицам, (в том числе декларантам и сотрудникам таможенных органов) полной и достоверной информации о средней стоимости предоставляемых услуг(посреднических,
транспортных,
складских и т. п.) в данном регионе страны.
Для этого будет целесообразно издавать специальные периодические статистические сборники для таможенных органов (в которых будут более подробно описаны стоимость каждого вида товаров и оказываемых услуг).
Метод на основе сложения стоимости оказывается трудно применимым в практике таможенной деятельности, так как иностранный производитель не предоставляет в пользование декларанта калькуляцию себестоимости товара.
Это связано с тем, что подобная информация чаще всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.
Таким образом, в практике таможенной деятельности чаще всего применяются только первый и последний методы.
17
В настоящее время подобная информация практически отсутствует, поскольку статистические органы нашей страны мало занимаются сбором, обработкой и обобщением информации. Те же результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет работу таможенных органов по определению таможенной стоимости четвертым методом.
Таким образом, чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных и статистических органов по сбору и анализу информации в
Российской Федерации с целью представления всем заинтересованным лицам, (в том числе декларантам и сотрудникам таможенных органов) полной и достоверной информации о средней стоимости предоставляемых услуг(посреднических,
транспортных,
складских и т. п.) в данном регионе страны.
Для этого будет целесообразно издавать специальные периодические статистические сборники для таможенных органов (в которых будут более подробно описаны стоимость каждого вида товаров и оказываемых услуг).
Метод на основе сложения стоимости оказывается трудно применимым в практике таможенной деятельности, так как иностранный производитель не предоставляет в пользование декларанта калькуляцию себестоимости товара.
Это связано с тем, что подобная информация чаще всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.
Таким образом, в практике таможенной деятельности чаще всего применяются только первый и последний методы.
17
Достаточно сложные проблемы вызывает определение таможенной стоимости товаров, экспортируемых с таможенной территории Российской
Федерации. Данный порядок устанавливает Правительство РФ, но нормативно-правовой базы, регламентирующей такой порядок, нет.
Поэтому проблема заключается не только в невозврате части экспортной выручки на территорию России и в изначально заниженной таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, а также в неправомерном возврате налога на добавленную стоимость. Эта проблема усугубляется положением, сложившимся в вопросе ценообразования на продукцию национального производителя.
После полного изучения острых проблем, возникающих при определении таможенной стоимости, можно предложить следующие возможные варианты урегулирования:
Во-первых, необходимо «залатать имеющиеся дыры» в действующем таможенном законодательстве. Это должно посодействовать защите интересов как таможенных органов, так и участников ВЭД, а также укоренить условия, которые минимизируют противоречия между законодательными актами и
внутриведомственными инструкциями таможенных органов, ведь на данный момент эта практика очень распространена.
Во-вторых, целесообразно усилить ответственность таможенных органов за незаконное применение резервного метода при определении таможенной стоимости товаров, корректировку таможенной стоимости без веских на то причин и т. д. путем наказания (материального или дисциплинарного) сотрудника таможенного органа, допустившего указанное нарушение, а также увеличения судебных расходов, которые будут взыскиваться с таможни в полном объеме.
В-третьих, необходимо назначить специально уполномоченное должностное лицо, которое будет осуществлять только контроль заявления и определения таможенной стоимости. В целях совершенствования
18
контроля таможенной стоимости и повышения квалификационного уровня сотрудников, осуществляющих данный контроль, было бы желательным ежегодно проводить курсы повышения квалификации и семинары с участием как представителей таможни, так и бизнес-сообществ для совместного решения возникающих проблем.
В-четвертых, требуется фиксирование статуса незаконно ввезенных иностранных товаров на законодательном уровне, в отношении которых выявлен и подтвержден факт заявления ложных сведений. Необходима разработка правового акта, регулирующего порядок оформления и осуществления международных запросов в представительства Торгово- промышленной палаты
России,
расположенные на территории иностранных государств, − это нужно для того, чтобы, во-первых,
повысить результативность и оперативность получения ответов, а во-вторых, для удобства таможенных органов.
И,
в-пятых,
нужно наладить интенсивное сотрудничество таможенных органов стран – участниц ЕАЭС с таможенными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, с целью того, чтобы сформировать унифицированные шаблоны по вопросам оформления и контроля коммерческой, транспортной и таможенной документации. В качестве примера можно взять технологию «зеленый коридор», суть которой заключается в следующем: организации, которые выказали желание участвовать в «зеленом коридоре», при экспорте товаров из страны-контрагента получают номер экспортной декларации; при подаче таможенной декларации в российский таможенный орган по номеру экспортной декларации получаются сведения из зарубежной таможенной службы и сверяются с данными, указанными в поданной декларации.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что корректное определение таможенной стоимости значимо не только для взимания положенных сумм таможенных платежей в бюджет,но и в целях валютного и экспортного
19
В-четвертых, требуется фиксирование статуса незаконно ввезенных иностранных товаров на законодательном уровне, в отношении которых выявлен и подтвержден факт заявления ложных сведений. Необходима разработка правового акта, регулирующего порядок оформления и осуществления международных запросов в представительства Торгово- промышленной палаты
России,
расположенные на территории иностранных государств, − это нужно для того, чтобы, во-первых,
повысить результативность и оперативность получения ответов, а во-вторых, для удобства таможенных органов.
И,
в-пятых,
нужно наладить интенсивное сотрудничество таможенных органов стран – участниц ЕАЭС с таможенными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, с целью того, чтобы сформировать унифицированные шаблоны по вопросам оформления и контроля коммерческой, транспортной и таможенной документации. В качестве примера можно взять технологию «зеленый коридор», суть которой заключается в следующем: организации, которые выказали желание участвовать в «зеленом коридоре», при экспорте товаров из страны-контрагента получают номер экспортной декларации; при подаче таможенной декларации в российский таможенный орган по номеру экспортной декларации получаются сведения из зарубежной таможенной службы и сверяются с данными, указанными в поданной декларации.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что корректное определение таможенной стоимости значимо не только для взимания положенных сумм таможенных платежей в бюджет,но и в целях валютного и экспортного
19
контроля, защиты российских интересов на мировой
«сцене», т. е. для экономической безопасности и упрочения страны в целом.
А острые проблемы, которые накапливались десятилетиями – это только «вершина айсберга». Но, как бы это противоречиво ни звучало,
проблемы есть двигатель прогресса, потому что они являются стимулом внедрения инноваций в различных сферах деятельности.
Приоритетной задачей является переход к формированию эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров,
предусматривающей, в частности, совершенствование использования ценовой информации, системы анализа и управления рисками, в том числе путем установления требований к профилям рисков.
Оптимизация декларирования таможенной стоимости участниками
ВЭД, сокращение масштабов ее недостоверного декларирования приводят к увеличению таможенных платежей даже при неизменных ставках таможенных пошлин. При этом усиливается роль таможенных платежей в процессе регулирования конкуренции отечественных и зарубежных производителей на внутреннем российском рынке и в процессе нейтрализации ценовых преимуществ иностранных экспортеров в различных секторах внутреннего рынка страны. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с
целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием ввозимых товаров и улучшения качества таможенного администрирования.
20
«сцене», т. е. для экономической безопасности и упрочения страны в целом.
А острые проблемы, которые накапливались десятилетиями – это только «вершина айсберга». Но, как бы это противоречиво ни звучало,
проблемы есть двигатель прогресса, потому что они являются стимулом внедрения инноваций в различных сферах деятельности.
Приоритетной задачей является переход к формированию эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров,
предусматривающей, в частности, совершенствование использования ценовой информации, системы анализа и управления рисками, в том числе путем установления требований к профилям рисков.
Оптимизация декларирования таможенной стоимости участниками
ВЭД, сокращение масштабов ее недостоверного декларирования приводят к увеличению таможенных платежей даже при неизменных ставках таможенных пошлин. При этом усиливается роль таможенных платежей в процессе регулирования конкуренции отечественных и зарубежных производителей на внутреннем российском рынке и в процессе нейтрализации ценовых преимуществ иностранных экспортеров в различных секторах внутреннего рынка страны. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с
целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием ввозимых товаров и улучшения качества таможенного администрирования.
20
Заключение
Таможенная стоимость - это стоимость товара, определённая исходя из международных договоров между участниками Таможенного союза
ЕАЭС при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза
ЕАЭС,
а при его вывозе
- на основании законодательства страны-участницы Таможенного союза ЕАЭС.
Таможенная стоимость является некой налоговой базой для исчисления таможенных пошлин по адвалорной ставке, сбора за таможенное оформление товаров, а также основным элементом налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость и акциза по адвалорной ставке для подакцизных товаров.
Таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом,
перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости физическим лицом могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость.
Цели определения таможенной стоимости:
-определение расчётной налоговой базы для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость,
акциза), а вследствие и регулирование движения товаров через таможенную границу;
-сбор статистических данных относительно состояния, тенденций и динамики внешней торговли государства-члена Таможенного союза ЕАЭС
для целей ведения внешнеэкономической и таможенной статистики;
-формирование платёжного баланса страны-участницы Таможенного союза ЕАЭС.
21