Файл: Л. Н. Толстой Тема моей работы, представленной на ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет За нравственный подвиг учителя звучит Особенности духов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н. Толстой

Тема моей работы, представленной на ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» звучит: «Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ».

В ней я показала особенности духовно–нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы посредством изучения курса ОРКСЭ.

Ведение курса ОРКСЭ оказывает огромное влияние, как на детей, так и на учителя, как на личность. Ведь ни один предмет в начальной школе в такой мере не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой.

Проблема духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения продиктована обострением в мире криминогенной обстановки, которая представлена ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. В настоящее время, в нашем современном мире актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что наши дети живут и формируются в окружении множества всевозможных источников сильного влияния на них как положительного, так и отрицательного характера.

Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно.

Сегодня материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Возникает проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в современном мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных обучающихся сельской малокомплектной школы. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, воспитать способного самостоятельно мыслить и грамотно оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом – это одна из главных задач деятельности педагога. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника, которые д
олжны закладываться уже в начальной школе.

Решая задачи духовно – нравственного воспитания помогаю учащимся развить в себе потребность в постоянном личном саморазвитии, самовоспитании, создаю условия для формирования таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

Какими же возможностями и какими особенностями обладает сельская школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников на уроках ОРКСЭ?

Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого начинаем учебный год.

Духовно-нравственное воспитание на любом уроке ОРКСЭ — это не только усвоение нужных знаний, но и организация деятельности учащихся, направленной на воспитание культуры высоких переживаний, создание необходимой социально- педагогической среды для этого. Воспитание направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей. Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

Сельский учитель сталкивается в своей работе в данном направлении с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования духовно - нравственной устойчивости сельских школьников.

Учащиеся класса участвуют в мероприятиях различной направленности. Но прежде всего, они были задействованы в акциях, имеющих гражданско-патриотическую направленность и социальную значимость.

Поддерживаем порядок на памятниках и братских захоронениях, а также на прилегающих к ним территориях, высаживаем цветы и деревья. Оказывали шефскую помощь труженикам тыла, пожилым и одиноким людям. Принимаем активное участие в акциях «Мы, юные экологи», «Подарок ветерану», «Письмо солдату», «Поздравь своего учителя», «Классный лес» и др. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 4)



Обучающиеся активно принимают участие в мероприятиях, посвященных государственным праздникам и памятным датам России: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику «Первого звонка», «Последнего звонка», Недели детской книги, православным датам – Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Обучающиеся принимают участие во Всероссийской викторине «Россия. Обычаи и традиции». В результате реализации проекта «Моя родословная» обучающиеся изучили родословную своей семьи, построили генеалогическое древо. Ведь важно знать свои корни, если будем помнить о них, значит, и наши потомки будут знать и помнить о нас. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 5)

С целью формирования важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие, любовь в школе проводится мероприятие «Доброта спасет мир». (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 6). Совместно с сельской библиотекой была организована выставка книг о доброте, милосердии и взаимопомощи «Добро, рассыпанное по страницам книг», по итогам выставки прошёл конкурс рисунков среди моих учащихся «Твори добро».

Театрализованная деятельность обучающихся помогает приобщить их к духовным ценностям, сформировать правильную модель поведения в современном мире и повысить их общую культуру. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 7)

У обучающихся сельской малокомплектной школы в условиях кризиса и отсутствия материальных средств у родителей нет возможности посещать театр, выезжать на концерты, экскурсии. Но зато сельская школа находится в непосредственной близости к природе. Природа родной Смоленщины поражает своей щедростью и красотой. Она дарит жителям села ягоды и грибы, лекарственные травы и целебный воздух, песни птиц, мир отдыха и красоты. Рядом протекает река Сож. Природа благотворно влияет на души людей. Воспитательное влияние её трудно переоценить: человек становится чище, мягче, добрее. В нём пробуждаются самые лучшие качества. Изучая окружающий мир, школьники знакомятся с родной природой, экологической ценностью Малой родины. Так, в результате создания комфорта, атмосферы для релаксации в классе путем озеленения обучающиеся получают практические навыки ухода за комнатными растениям.
Не остаются в стороне и родители, активно участвуют в проведении акций. Благодаря реализации проекта по озеленению и благоустройству классной комнаты, в классе по-домашнему тепло и уютно, много цветов, света. Каждый день ученики и учитель торопятся в этот дом, где проводим большую часть дня, а значит жизни. Красота, созданная своими руками, является основой в формировании личностных качеств обучающихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда. (Приложение 1, Презентация 1, Слайды 8, 9)

В направлении экологическое волонтёрство, постоянно с  учащимися занимаемся посадкой цветов, выращиваем рассаду для школьных клумб, принимаем активное участие в школьных субботниках, акциях «Очистим кусочек планеты от мусора», «Уроки чистоты», «Классный лес».  Ежегодно с учащимися организуем акцию «Покормите птиц зимой».

Конечно, невозможно спасти всех птиц зимой, но благодаря помощи, до весны доживет гораздо больше птиц. Богаче будут наши сады и парки. Дети понимают, что помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они в свою очередь оберегают наши сады.

Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне дела. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать птиц у кормушки! (Приложение 1, Презентация 1, Слайды 10,11 )

С целью активизации творческой деятельности школьников, формирования системы ценностных отношений к природе, развития внутренней потребности любви к природе и бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия регулярно проводится конкурс «Елка Эколят – Молодых защитников Природы». (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 12)

Один из аспектов духовно-нравственного воспитания − здоровый образ жизни. Поэтому в данном направлении ведется активная работа. Устраиваются соревнования, выпускаются стенгазеты о здоровом образе жизни.

В настоящее время важной социальной проблемой является употребление несовершеннолетними психоактивных веществ и связанный с этим уровень преступности. В рамках профилактики также ведется работа. Недавно прошло мероприятие «Мы против наркотиков». (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 13)


Традиционными в школе стали встречи с поисковым отрядом «Хослав». Поисковики показали выездную выставку найденных вещей, принадлежащих в прошлом военнослужащим, как Красной Армии, так и немецким войскам. Выступая перед ребятами, командир поискового отряда «Хослав» Андрей Волоцуев рассказал об истории поискового движения в России, рассказал, кто такие поисковики, чем они занимаются, кто может вступить в отряд. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 14, 15 )

Участие школы в проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, важная патриотическая традиция. Не ограничиваемся проведением концерта, организацией караула у памятника участникам Великой Отечественной войны, школьники поздравляют ветеранов, тружеников тыла, беседуют с ними, записывают их воспоминания. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 16 )

Обучающиеся класса принимают участие в шествии «Бессмертный полк». Это шествие проводится во взаимодействии с Домом культуры, церковью. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 17)

В рамках месячника военно-патриотического воспитания проводились: акция «Теплое сердце», смотр художественной самодеятельности, посвященный Дню защитника Отечества, «Рыцарский турнир».(Приложение 1, Презентация 1, Слайд 18 )

Кроме того, мы проводим акции по благоустройству обелиска, оказанию посильной помощи ветеранам. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 19)

Стали традиционными декады «Милосердие»: «Ветераны», «Спешите делать добро», оказание помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, шефство над бывшим домом престарелых. Главный принцип этой работы − «нравственность через дела». (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 20)

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что светский характер российского государства не должен стать непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования.