Файл: Л. Н. Толстой Тема моей работы, представленной на ежегодный всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет За нравственный подвиг учителя звучит Особенности духов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» прочно вошел в учебный план нашей школы. При изучении этого предмета учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях, историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история деревни Городище. Здесь стоит прекрасный Храм иконы Божьей Матери «Скоропослушница». (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 21)
На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с ХРАМОМ. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России. (Приложение 1, Презентация 1, Слайды 22, 23)
Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Работая с церковью, исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Во главу угла был поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов.
В рамках Рождественских чтений в школе проходит конкурс рисунков «Красота Божьего мира». (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 24)
Следует отметить, что совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и «обязаловки».
Ребята узнают о правилах поведения в храме, делают сообщения об одном из храмов Смоленской области, читают стихи, инсценируют. На уроке технологии дети мастерят и украшают храмы. (Приложение 1, Презентация 1, Слайд 25)
Духовное наследие русского народа – это прекрасное, бесценное богатство. Особое значение имеют традиции, обычаи и праздники. В них отразилась глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа. Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности.
Одним из любимых мероприятий у ребят бывает Светлая Пасха - это весна, надежда, радость. Праздник, который входит в души людей задолго до его наступления. К Пасхе дети учат стихи, частушки, инсценируют отрывки из сказок, играют. На уроках технологии делают открытки, яйца.
(Приложение 1, Презентация 1, Слайды 26, 27)
В рамках духовно-нравственного воспитания совместно с сельским Домом культуры проходит фольклорный праздник «Сороки».
Целью данного праздника является возрождение интереса к народным традициям и привлечение внимания к птицам - нашим пернатым друзьям.
Дети ждали этот праздник и по доброй традиции готовились к нему заранее: разучивали заклички, рисовали птиц, делали поделки.
Во время праздника ребята водили хороводы, пели песни. Научились распознавать голоса некоторых птиц, которые живут в наших краях, отметили значение птиц в нашей жизни.
В конце праздника дружно провели хороводную игру «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега, приход весны. (Приложение 1, Презентация 1, Слайды 28, 29)
Народные праздники помогают детям не забывать традиции своего народа, пробуждают интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарят хорошее настроение.
Регулярно класс участвует в акции по сбору макулатуры, что способствует вовлечению семей школьников к формированию бережного отношения к природным ресурсам.
Ученики принимают активное участие в традиционной библиотечной акции по ремонту книг «Лечим книгу». Ребята помогли работнику школьной библиотеки отремонтировать книги, учебники. Среди отремонтированных книг были и книги о Великой Отечественной войне. Благодаря стараниям детей, аккуратно подклеенные книги, снова вернулись в строй.
В преддверии Нового года в Смоленской областной Думе ежегодно проходит благотворительная выставка-ярмарка детских поделок «От сердца к сердцу». Выставка-ярмарка направлена на поддержку особенных детей из общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск». На ярмарку ребята представили 13 работ, для сельской школы – это большое количество. Каждому участнику председатель Смоленской областной Думы вручил благодарственные письма.
Участие школьников в волонтерском движении способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении,
осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам.
Для реализации духовно-нравственного воспитания активно привлекаем семьи учащихся, Совет школы, сельскую администрацию, сельский дом культуры, библиотеку.
Наиболее важными результатами изучения курса ОРКСЭ являются сформированность у младших школьников осознания сущности духовно-нравственных ценностей, ответственного отношения к окружающим людям сверстникам и взрослым, природе, Родине, здоровью, не только говорить, но и поступать правильно.
Показателем изменения в поведении детей может служить терпимость и взаимоуважение во взаимоотношениях, более ответственное отношение к своим поступкам и одноклассников, учёбе, дружбе, требовательность к себе.
По результатам анкетирования, все обучающиеся (100 %) 4 класса нашей сельской малокомплектной школы имеют сформированность положительного отношения к нравственным ценностям.
Французский философ Гельвеций писал: «Человека с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой принимает участие».
Сельская школа – это социокультурный центр воспитательного пространства села. И только целенаправленная и системная работа образовательного учреждения сможет объединить усилия всех субъектов данной территории на повышение качества образования и воспитания детей в условиях современных требований, предъявляемых к школе.
Скучать ребятам не приходится. Жизнь кипит в школе. Все мероприятия готовятся и проходят в психологически комфортных условиях, отношения строятся на уважении друг к другу.
И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности.
Делаем всё возможное, чтобы ученики еще долго-долго приносили пользу людям, нуждающимся в помощи. Ведь главное в духовно – нравственном воспитании - активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из выступлений отметил: «Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца».
(Приложение 1, Презентация 1, Слайд 30)
Практическая направленность методической разработки уроков ОРКСЭ на темы «Человек рожден для добра», «Доброте сопутствует терпение», «Милосердие – закон жизни», «Уметь понять и простить», «Добрым жить на свете веселей», «Чувство Родины» является актуальной. Она может быть использована в преподавании предмета, а также в подготовке к проведению классных часов и внеклассных мероприятий в начальных классах.
Духовно – нравственное воспитание у младшего школьника является важнейшей составной частью процесса образования, поэтому важен личный пример, коллективная работа и осуществление на практике при помощи ситуаций.
В методической разработке рассмотрены формы, методы и приёмы в курсе и выявлены возможности курса ОРКСЭ для духовно – нравственного воспитания учебного предмета. Курс ОРКСЭ производит межпредметные связи (духовно – нравственное воспитание в каждом учебном предмете).
Наибольшая эффективность достигается при использовании форм эмпирического (анализ нравственных поступков персонажей художественных произведений, конкретных поступков и действий учащихся) и теоретического (проведение индивидуальных и групповых этических бесед, овладение этическими представлениями и понятиями, заключенными в содержании начального образования) усвоения нравственных знаний, осуществляемые на основе тесной преемственности между учебной и вне учебной воспитательной деятельностью учителя начальных классов.
По итогу окончания курса ОРКСЭ младшие школьники умеют хорошо и правильно рассуждать о морали и нравственности, ответственном отношении к окружающим людям сверстникам и взрослым, о природе, Родине, здоровью, и стараются не только говорить, но и поступать правильно.
Хотелось бы вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который сформулировал «закономерность нравственного воспитания»: «Если человека учат добру - … в результате будет добро». Только учить надо (с любовью) постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши ученики станут социокультурными личностями, способными принять, сохранить и развить наследие семьи, края, своей страны.