Файл: Предикторы буллинга, кибербуллинга и виктимизации обзор современных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предикторы буллинга, кибербуллинга и виктимизации: обзор современных исследований
Н.В. Горлова, А.А. Бочавер, К.Д. Хломов.
Введение. Школьный буллинг понимается как систематическое целенаправленное агрессивное поведение одних школьников по отношению к другим в условиях неравенства сил и невозможности ребенка, оказавшегося жертвой, себя защитить, является чрезвычайно распространенной проблемой. По данным психологических и медицинских исследований, участие в буллинге и кибербуллинге может в краткосрочной и долгосрочной перспективе нарушать физическое и психическое здоровье школьников, повышая риски тревожно-депрессивных расстройств, суицидального и самоповреждающего поведения, употребления психоактивных веществ, психосоматических нарушений, снижать академическую успешность и затруднять социализацию по окончанию школы, а также продолжаться в следующем возрастном периоде, например, при обучении в университете.

Данная статья посвящена систематизации данных о предикторах школьного буллинга и моделированию эскалации школьного буллинга.

(предиктор – то, что может служить критерием оценки развития событий - предсказанием - в широком смысле слова) (показатель, прогностический фактор, параметр)
Содержание предыдущих исследований

В метааналитическом исследовании предикторов буллинга, где используются работы с 1985 до 2014 года с лонгитюдными данными (Kljakovic, Hunt, 2016), было обнаружено четыре предиктора буллинга: проблемы с управлением собой, трудности в социальных отношениях, проблемы в школе и возраст.

Девочки в два раза чаще подвергались буллингу и кибербуллингу, чем мальчики. Школьники, которые испытывали трудности в регуляции своего поведения, своих эмоций, в установлении отношений со сверстниками, с бóльшей вероятностью становились жертвами буллинга и кибербуллинга в сравнении с теми, кто стал жертвами только традиционного буллинга. Авторитарный стиль поведения учителей, матерей и отцов; невозможность делиться своими переживаниями; использование силы в отношениях; негативный стиль мышления; взросление учащихся; низкие уровни социального успеха и непосещение культурных мероприятий учащимися девочками — основные предикторы буллинга.

Ниже мы рассмотрим различные — как индивидуально-личностные, так и средовые — семейные, школьные, социальные — предикторы школьного буллинга по данным наиболее надежных и новых исследований.

Индивидуально-личностные предикторы буллинга, кибербуллинга и виктимизации

(Виктимизация — это процесс, при котором человек становится жертвой. То есть, это конечный результат действий преступника по отношению к жертве)

В статье собрали информацию из множества статей и исследований написали разные предикторы жертв и агрессоров в буллинге.

Таким образом, если укоротить все данные которые были написаны в статье, то предикторами виктимизации являются:

При буллинге: стресс; повышенный уровень симптоматики СДВГ; жестокое отношение к животным; мужской пол; высокая аутоагрессия и агрессия вовне; восприятие других учащихся как неподдерживающих, и отсутствие отношений с ними

При кибербуллинге: низкая самооценка; социальная тревожность; одиночество

При буллинге и кибербуллинге: депрессия; генерализованная тревога

Юноши с высоким уровнем одиночества чаще девушек испытывают виктимизацию в результате кибербуллинга

Сравнение показателей подростков 11 лет с их показателями в восьмилетнем возрасте с целью определения факторов риска, связанных с буллингом (Babarro et al., 2020) показало, что проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности увеличивают риск виктимизации; кроме того, проблемы с управлением своим поведением в восьмилетнем возрасте связаны с последующим положением агрессивной жертвы (ребенка, демонстрирующего поведение, как агрессора, так и жертвы — Kozasa et al., 2017).
Предикторы роли агрессора:

При буллинге: моральная отстраненность; высокий уровень проблемного поведения; высокий уровень психотизма; психопатические черты (расторможенность и подлость); мужской пол; гиперконкурентоспособность; ошибочное распознавание эмоциональных состояний окружающих; делинквентное поведение; низкий уровень контроля гнева; низкие академические успехи; восприятие учителей как неподдерживающих, а других учеников как поддерживающих; высокие значения по эмоциональному выражению; высокие навыки ассертивности; недостаток осознания своих эмоций

; малая выраженность ощущения принадлежности к школе; негативное восприятие школьного климата; опыт свидетеля насилия в отношении других в местных сообществах; когнитивные искажения в своих интересах

При кибербуллинге: психотические черты (подлость и расторможенность при низком уровне самоуверенности и наглости); время, проведенное в чатах и социальных сетях; опыт жертвы кибербуллинга; участие в качестве преследователя в традиционном буллинге; низкая самооценка

При буллинге и кибербуллинге: низко выраженная эмпатия; слабо развитые социальные навыки; воспринятое детьми побуждение со стороны родителей к отчуждению от моральных норм вместе с высоким моральным отчуждением и низко выраженными эмоциями по отношению к моральным нормам
Средовые предикторы буллинга, кибербуллинга и виктимизации

Предикторы виктимизации при буллинге: жестокое обращение в семье; пренебрежение со стороны родителей; чрезмерная эмоциональная чувствительность к воспитанию ребенка (особенно мальчиков); неспортивные внешкольные занятия

Предикторы преследования при буллинге: опыт жизни в менее поддерживающей семейной среде; меньшая эмоциональная чувствительность родителей к воспитанию ребенка; недостаток общения с родителями; суровые наказания в семье; официально зафиксированный документально статус преследователя в буллинге; меньшее количество дружеских связей; распространенные пробуллинговые нормы в классе; сообщения, поступающие от родителей, которые поддерживают агрессию и некоструктивное разрешение конфликтов
Факторы защиты от виктимизации

Восприятие социальной компетентности, физическая сила и собственная агрессия были выделены как предикторы защиты от виктимизации на основе метаанализа лонгитюдных исследований. Воспринимаемая социальная поддержка оказалась важным защитным фактором от буллинга и кибербуллинга. Улучшение отношений с родителями и более сильная социальная поддержка связаны с более низким уровнем виктимизации. У детей, имеющих более крепкие отношения со сверстниками и социальную поддержку, обнаружен более низкий риск совершения буллинга
. Психологическая устойчивость модерирует связь между виктимизацией в результате множественного буллинга и субъективным благополучием. Социально-психологический климат в школе является фактором защиты от буллинга.