Файл: Контрольнаяработ а.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования, науки и молодежной политики

Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное

учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»


44.02.02 Преподавание в начальных классах
Специальность



К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.







Исполнитель: студент(ка)

3210

группы




Вокуева Алина Анатольевна

(фамилия, имя, отчество полностью)

03




03




2022







ДД ММ ГГ (подпись)







Преподаватель:













(фамилия, имя, отчество полностью)






















ДД ММ ГГ (подпись)




(зачтено/не зачтено)







Домашний адрес: : г.Печора Печорский проспект д.1б кв.6

Телефон: 8(982)-954-15-70
Место работы:



Сыктывкар, 2022

Вариант 4
Введение

Актуальность темы состоит в том, что коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива. Поэтому в процессе социально-педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности.
Цель: выявить условия эффективного формирования ученического коллектива.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть основные теории о воспитательном коллективе в педагогике.

2. Описать средства и методы коллективного воспитания учащихся

3. Охарактеризовать коллективную трудовую деятельность как важнейший метод организации коллектива

Коллектив учащихся как средство воспитания.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений.



Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское «collectivus» -- собирательный.
Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядка.

Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий. Детально определил сущность коллектива А.С. Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц.
Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования учителя до свободного каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Первая стадия коллектива характеризуется тем, что качество сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений необходимо на первых порах в каждом коллективе.


Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих решениях на группу учащихся.
И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за сложности первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организационной работой.
В настоящее время сложился другой подход (А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, Л.И. Уманский и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать коллектив. коллектив школьник учащийся макаренко

В ходе активной совместной деятельности у школьников образуются свои нормы и правила взаимоотношений, которые проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам.
Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения недоразумений и конфликтов.
Детская группа в своем развитии на пути к коллективу сегодня проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.
1-й этап.
Номинальная группа.
Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. В номинальной группе осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей, приводящее к появлению лидеров. В номинальной группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и малочисленный, существует формально. В сочинениях учащихся старших классов, представляющих собой номинальные группы, говорится, что «среди одноклассников нет искренности», что «здесь не привыкли говорить друг другу правду в глаза».
2-й этап.
Группа-ассоциация.
Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности (умение членов коллектива налаживать общение и быстро добиваться хорошего взаимопонимания). Деятельность группы-ассоциации нестабильна по целям и эффективности. Выполняются только те дела, которые интересуют всех, не требуют от участников особых усилий, длительного взаимодействия или напряжения.


В остальных случаях в делах участвуют лишь активисты, а другие занимаются в основном личными проблемами. Успехи и неудачи переживаются всеми по-разному.
3-й этап.
Группа-кооперация.
Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. О таких классах учителя говорят, что они сильные, но не работают в полную силу. В группе-кооперации инициативный, признанный и авторитетный актив, способный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако здесь есть, причем отчетливо выраженные, безразличные ко всему школьники. Вместе с тем единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционапьного и волевого единства.
4-й этап.
Группа-автономия.
На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, что может быть в группе-кооперации, деления на объединения мальчиков и девочек. Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс «не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело», «за любое дело берется дружно, и оно всегда получается», «ребята справляются со своими поручениями добросовестно».

5-й этап.
Группа-коллектив.
Это высокий уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность.
Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении поставленных целей.
Формирование межличностных отношений в коллективе во многом определяется линией поведения педагога. Внимание и уважение к личности школьника - главное условие возникновения нормальных доверительных взаимоотношений учащихся и учителей. Стержневая характеристика личности в детском коллективе - ее самооценка.
Эмоциональное благополучие, а следовательно, caмооценка, определяется положительным отношением окружающих. Отсутствие такового может стать источником неврозов, сопровождающихся неустойчивой самооценкой, тревожностью. Эмоциональный настрой детского коллектива может как стимулировать, так и предотвращать невротические переживания детей. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и