Файл: Протокол 1 От г Руководитель мо согласовано с заместителем директора по увр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
– сравнивать разные способы размножения организмов;
– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе, сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
– характеризовать факторы (движущие силы) эволюции;
– характеризовать причины изменчивости и многообразия видов согласно синтетической теории эволюции;
– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно её объяснять;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на профильном уровне получит возможность научиться:
– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
– прогнозировать последствия собственных исследований с учётом этических норм и экологических требований;
– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды; – выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы; – использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Учебно-тематический план 10 класс. Профильный уровень.
(105 в 10 классе)
-
№
Название раздела
К-во час
Лабораторные
работы
Практические работы
Контрольные тесты
ВВЕДЕНИЕ.
2
Раздел I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ.
10 класс
Глава 1. Молекулы и клетки
14
Лабораторная работа№1 «Обнаружение белков»
Лабораторная работа№2. «Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).»
Лабораторная работа№3 «Обнаружение углеводов»
Лабораторная работа№4 «Обнаружение липидов»
Глава 2. Клеточные структуры и функции
6+4
10
Лабораторная работа№ 5 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Лабораторная работа № 6 «Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.»
Лабораторная работа № 7 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Глава 3. Обеспечение клеток энергией
6
Глава 4. Наследственная информация и реализация её в клетке
14
Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной биологии» Решение задач по генетическому коду
Практическая работа № 2 «Решение задач по молекулярной биологии» Решение задач по транскрипции
Практическая работа №3 «Решение задач по молекулярной биологии» из «Практикума по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня» (авт. Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая, П. М. Бородин; М. : Просвещение, 2014)
Глава 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов
16
Лабораторная работа №8 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот»
Лабораторная работа№9 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»
Лабораторная работа № 10 «Начальные стадии дробления яйцеклетки»
Лабораторная работа №11 «Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений»
Лабораторная работа№ 12 «Мейоз и развитие мужских половых клеток»
Лабораторная работа № 13 Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Лабораторная работа№ 14 «Сперматогенез и овогенез»
Раздел II.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ
Глава 6. Основные закономерности явлений наследственности
14+2
16
Практическая работа № 4 «Составление схем скрещивания. Решение генетических задач»
Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание»
Практическая работа № 6 «Решение генетических задач на неполное доминирование, анализирующее скрещивание»
Практическая работа № 7 «Решение генетических задач на взаимодействие генов»
Практическая работа № 8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»
Практическая работа № 9 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование»
Практическая работа № 10 «Решение генетических задач части 2 ЕГЭ»
Глава 7. Основные закономерности явлений изменчивости.
8+4
12
Лабораторная работа№ 15 «Геномные и хромосомные мутации» из «Практикума по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня» (авт. Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая, П. М. Бородин; М. : Просвещение, 2014)
Лабораторная работа№ 16 «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Глава 8. Генетические основы индивидуального развития
6
Практическая работа № 11 Решение задач на пенетрантность
Глава 9. Генетика человека.
6
Лабораторная работа №17 «Кариотип человека. Хромосомные болезни человека»
Практическая работа № 12 Составление и анализ родословных человека.
ИТОГО в 10 кл
102
17
12
Учебно-тематический план 11 класс. Профильный уровень.
(105 ч в 11 классе.)
№ | Название раздела | К-во час | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные тесты |
Раздел III. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА | | ||||
11 класс | Глава 1. Доместикация и селекция (6 ч) | 6 | | | |
Глава 2. Теория эволюции. Свидетельства эволюции | 6 | | | | |
Глава 3. Факторы эволюции | 16 | Лабораторная работа №1 Сравнение видов по морфологическому критерию. Лабораторная работа №2 «Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек» Лабораторная работа№ 3«Виды адаптаций. Выявление приспособленностей» Лабораторная работа№ 4 «Вид и его критерии» | Практическая работа № 1 Решение задач по популяционной генетике | | |
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле. | 8 | | | | |
Глава 4. Возникновение и развитие человека - антропогенез. | 7 | | | | |
Глава 5. Живая материя как система | 5 | | | | |
Раздел IV.ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ | | ||||
| Глава 6. Организмы и окружающая среда. | 12 | Лабораторная работа№5 «Определение приспособлений растений к разным условиям среды» Лабораторная работа №6 Описание приспособленности организма и её относительного характера Лабораторная работа №7 Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов. | Практическая работа № 2 «Влияние температуры воздуха на самочувствие человека» Практическая работа № 3 «Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах» из «Практикума по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня» (авт. Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая, П. М. Бородин; М. : Просвещение, 2014) Практическая работа № 4 «Выделение признаков для отнесения выбранных растений или животных к K- и r-стратегам» Проекты____Глава_9.'>Проекты | |
Глава 7. Сообщества и экосистемы. | 10 | Лабораторная работа №8 «Выявление экологических особенностей сообщества живых организмов аквариума как модели экосистемы» | Практическая работа № 5 «Изучение и описание экосистем своей местности» Практическая работа № 6 «Составление пищевых цепей» Практическая работа № 7«Оценка влияния ярусной структуры на распределение лишайников» | | |
Глава 8.Биосфера | 5 | | Практическая работа№ 8 «Оценка антропогенных изменений в природе» Практическая работа № 9 «Воздействие человека на водную среду и берега водоёмов» из «Практикума по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня» (авт. Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая, П. М. Бородин; М. : Просвещение, 2014) Проекты | | |
Глава 9. Биологические основы охраны природы | 4 | | Проекты | | |
| ИТОГО в 11 кл | | | | |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение
основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные
материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т. д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.