Файл: Протокол 1 От г Руководитель мо согласовано с заместителем директора по увр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости.

Глава 6: Основные закономерности явлений наследственности 16 ч


63/1

Основные закономерности явлений наследственности.

Вводный

Актуализация знаний




Оценивать роль, которую сыграли законы наследования, открытые Грегором Менделем, в развитии генетики, селекции и медицины.

Объяснять, при каких условиях выполняются законы Менделя.
Объяснять причины и закономерности наследования заболеваний, сцепленных с полом.

Иметь представление о моногибридном скрещивании, понимать цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Иметь представление о неполном доминировании признаков, генотипе и фенотипе, анализирующем скрещивании.

Уметь решать задачи на наследование признаков при неполном доминировании.

Иметь представление о дигибридном и полигибридном скрещивании, уметь использовать «решетку Пеннета» для решения задач на дигибридное скрещивание

Иметь представление о наследовании признаков, сцепленных с полом, аутосомах и половых хромосомах, о гомогаметном и гетерогаметном поле;

Знать закон Т. Моргана; уметь решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.


Определять главные задачи современной генетики.

Оценивать вклад ученых в развитие генетики как науки

Выделять основные методы исследования наследственности.

Определять основные признаки фенотипа и генотипа

Выявлять основные закономерности наследования.

Объяснять механизмы наследственности

Выявлять алгоритм решения генетических задач.

Решать генетические задачи

Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности.

Объяснять хромосомное определение пола и

наследование признаков, сцепленных с полом

Определять основные формы изменчивости организмов.

Выявлять особенности генотипической изменчивости

комбинативной изменчивости

Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы

Продуктивное общение и взаимодействие 

в процессе совместной учебной  

деятельности с учётом позиции других 

участников деятельности при обсуждении 

закономерностей наследования признаков. 

Развитие познавательного интереса к 

изучению биологии в процессе изучения 

дополнительного материала учебника 


Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Умение применять полученные знания на практике.

Социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях
Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Находить выход из спорных ситуаций.
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Реализация установок здорового образа жизни;







64/2

Моногибридное скрещивание.

Первый и второй законы Менделя.

Комбинированный











65/3

Практическая работа № 4 «Составление схем скрещивания. Решение генетических задач»

Урок-практикум










66/4

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Третий закон Менделя.

Комбинированный











67/5

Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание»

Урок-практикум










68/6

Анализирующее скрещивание

Комбинированный











69/7

Практическая работа № 6 «Решение генетических задач на неполное доминирование, анализирующее скрещивание»

Урок-практикум










70/8

Взаимодействия генов.

Комбинированный











71/9

Кодоминирование, эпистаз, полимерия.

Практическая работа № 7 «Решение генетических задач на взаимодействие генов»

Комбинированный











72/10

Статистическая природа генетических закономерностей. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений.

Комбинированный











73/11

Наследование сцепленных генов.

Комбинированный











74/12

Практическая работа № 8 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»

Урок-практикум










75/13

Картирование хромосом.

Комбинированный











76/14

Сцепленное с полом наследование.

Комбинированный











77/15

Практическая работа № 9 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование»

Урок-практикум










78/16

Обобщение по теме:

«Основные закономерности явлений наследственности»

Урок систематизации знаний










Глава 7: Основные закономерности явлений изменчивости 12 ч


79/1

Изменчивость. Виды изменчивости.

Модификационная изменчивость.

Вводный

Актуализация знаний




Объяснять, как возникают новые признаки или их новые сочетания.

Объяснять важнейшие различия наследственной и ненаследственной изменчивости.

Различать особенности наследования соматических и генеративных мутаций.

Объяснять, какие преимущества для исследования родства разных видов имеет митохондриальная ДНК по сравнению с ядерной.

Строить вариационную кривую изменчивости изучаемого признака

Иметь представление о модификационной изменчивости, норме реакции. Уметь выделять существенные признаки для выявления изменчивости организмов

Иметь представление о мутационной изменчивости, причинах мутаций. Знать виды мутаций и их влияние на организм.

Иметь представление о селекции, её становлении.

Продуктивное общение и взаимодействие 

в процессе совместной учебной 

деятельности с учётом позиции других 

участников деятельности при обсуждении 

вопросов исследований наследования 

признаков у человека и этических 

аспектов в области медицинской генетики.

Формирование собственной позиции по 

отношению к биологической информации, 

получаемой из разных источников. 

Развитие познавательного интереса к 

изучению биологии в процессе изучения 

дополнительного материала учебника 

Самостоятельная информационно- 

познавательная деятельность 

с различными источниками информации 

о влиянии мутагенных факторов на 

организмы, её критическая оценка и 

интерпретация.

Демонстрация навыков познавательной 

рефлексии 

Самостоятельный контроль и коррекция 

учебной деятельности с использованием 

всех возможных ресурсов для достижения 

поставленных целей и реализации планов 

деятельности. 

Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Умение применять полученные знания на практике.

Социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях
Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Находить выход из спорных ситуаций.
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;







80/2

Изменчивость. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость.

Комбинированный











81/3

Комбинативная изменчивость.

Комбинированный











82/4

Мутационная изменчивость. Генные мутации.

Комбинированный











83/5

Закон гомологичных рядов Вавилова.

Комбинированный











84/6

Геномные и хромосомные мутации Лабораторная работа№ 15 «Геномные и хромосомные мутации»

Комбинированный











85/7

Возникновение основных типов хромосомных перестроек

Комбинированный











86/8

Внеядерная наследственность.

Комбинированный











87/9

Причины возникновения мутации.

Искусственный мутагенез.

Комбинированный











88/10

Взаимодействие генотипа и среды

Комбинированный











89/11

Количественные и качественные признаки.

Лабораторная работа№ 16 «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Комбинированный











90/12

Обобщение по теме: «Изменчивость»

Урок систематизации знаний










Глава 8: Генетически е основы индивидуального развития 6 ч

91//1

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития

Вводный

Актуализация знаний




Объяснять основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития.

Рассчитывать вероятность появления в потомстве наследственных болезней исходя из пенетрантности генов, ответственных за развитие болезни.

Объяснять биологический смысл запрограммированных перестроек генома.

Объяснять, в каких областях человеческой деятельности используются химерные и трансгенные организмы.


Продуктивное общение и взаимодействие 

в процессе совместной учебной 

деятельности с учётом позиции других 

участников деятельности при обсуждении 

вопросов исследований наследования 

признаков у человека и этических 

аспектов в области медицинской генетики.

Предлагать гипотезы на основании предложенной информации о результатах биологических экспериментов

Развитие умений объяснять результаты 

биологических экспериментов. 

Решение биологических задач. 

Развитие познавательного интереса к 

изучению биологии в процессе изучения 

дополнительного материала учебника 
Формирование собственной позиции по 

отношению к биологической информации, 

получаемой из разных источников

Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Умение применять полученные знания на практике.

Социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях
Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Находить выход из спорных ситуаций.
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;







92/2

Перестройки генома в онтогенезе.

Комбинированный











93/3

Проявление генов в онтогенезе.

Практическая работа № 11 Решение задач на пенетрантность (частота проявления гена)

Комбинированный











94/4

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы.

Комбинированный











95/5

Генетические основы поведения. Комбинированный












96/6

Обобщение по теме: «Генетически е основы индивидуального развития»

Урок систематизации знаний










Глава 9: Генетика человека 6 ч

97/1

Обобщение материала за курс биология 10 класс

Урок систематизации знаний




Раскрывать причины наследственных и врождённых заболеваний, объяснять возможность и необходимость их предупреждения, а также некоторые способы их лечения.

Оценивать роль современных методов изучения генетики человека в установлении причин наследственных и врождённых заболеваний.

Сравнивать генетические, цитологические, физические и секвенсовые карты.

Объяснять опасность близкородственных браков

Выделять основные методы исследования наследственности.

Определять основные признаки фенотипа и генотипа

Выявлять основные закономерности наследования.

Объяснять механизмы наследственности

Выявлять алгоритм решения генетических задач.

Решать генетические задачи

Самостоятельная информационно- 

познавательная деятельность 

с различными источниками информации, 

её критическая оценка и интерпретация. 

Формирование собственной позиции по 

отношению к биологической информации, 

получаемой из разных источников. 

Использование средств ИКТ в решении 

когнитивных, коммуникативных и  организационных задач.

Отрабатывают умение работы с разными источниками информации.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Социальная компетентность и устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях
Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Уважительно относиться к учителю и одноклассникам







98/2

Генетика человека. Доминантные и рецессивные признаки у человека

Комбинированный










99/3

Родословная семьи.

Практическая работа № 12 Составление и анализ родословных человека.

Урок-практикум










100/4

Близнецы и близнецовый метод исследования в генетике человека.

Комбинированный










101/5

Цитогенетика человека. Хромосомные болезни.

Лабораторная работа №17 «Кариотип человека. Хромосомные болезни человека»

Комбинированный










102/6

Картирование хромосом человека. Программа «Геном человека». Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.

Урок систематизации и обобщения знаний