Файл: 2. Характерные черты Конституции Российской Федерации 1993 года 11.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Президент установил общее количество участников в Конституционном Совете в количестве до 250 человек. Рабочая комиссия должна была представить текст проекта Конституции Президенту 15 июня 1993 года.
15 октября 1993 года появился Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Одним из мотивов кампании по принятию новой Конституции было то, что, если Конституция не будет принята референдумом, в стране начнется новый этап напряженности, хаоса. Ельцин Борис Николаевич в своем обращении к гражданам России накануне 12 декабря прямо сказал: «Мы его не примем - мы получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании. не надоело все это?
На референдуме Конституция получила необходимое большинство голосов. Но не будет преувеличением сказать, что это было скорее голосование необходимого большинства людей за Конституцию, чтобы не было серьезных последствий. В целом поддержка Конституции одних и инстинкт самосохранения среди других дали желаемый результат. Напомним еще раз цифры. В голосовании приняли участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32937630 человек, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, против 23431333 человек, или 41,6%3.
Мы можем видеть, насколько эти политические и социально-экономические условия повлияли на Конституцию.
На федеральном уровне Конституция закрепила сверхпрезидентскую республику: возможности президента гипертрофированы, полномочия парламента довольно скромны. Наш президент не просто глава государства, согласно конституционной модели, он стоит над другими ветвями власти, не несет юридической ответственности ни перед кем (его можно уволить только за государственную измену или другое серьезное преступление, но никто серьезно не предполагает человек как президент, способный на такие действия). У президента есть разветвленный аппарат, который охватывает всю территорию страны (уполномоченные представители в федеральных округах и федеральные инспекторы в каждом субъекте Российской Федерации). Он может уволить главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, инициировать роспуск законодательного органа субъекта. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией и в действительности является Правительством Президента Российской Федерации. Он способен в любой момент распустить Госдуму. Обе палаты имеют очень мало парламентского надзора.
Проблемы дисбаланса федеральных властей были особенно очевидны в годы первого Президента России. Второй президент более гибок и спокойно выполняет свои функции, хотя в ряде отношений он еще более упрочил позиции президента (были введены федеральные округа, возможность роспуска парламента и отстранения от должности главы субъекта). В Российской Федерации появился новый порядок формирования Совета Федерации, при котором палата стала намного слабее в федеральных делах). Но не всегда можно положиться на «хорошего» президента. Конституционные механизмы лучше закрепить так, чтобы каждая партия имела достаточные права и гарантии в расстановке сил.
На наш взгляд, не лучше обстоят дела с конституционным регулированием уровня субъектов Российской Федерации. Ряд несоответствий очевиден: в федеральной Конституции очень мало правил о субъектах Российской Федерации, в то время как предыдущие конституции, безусловно, имели отдельные главы о них. Существуют также несоответствия с соглашениями о разграничении объектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами. Второй президент Российской Федерации был вынужден инициировать подписание более 30 соглашений о расторжении предыдущих соглашений, о передаче отношений «центр - субъекты» на основании законов. Но затем в Чечне начался процесс нормализации, и они снова заговорили о двустороннем договоре между республикой и центром о разграничении их компетенции и полномочий.
2. Характерные черты Конституции Российской Федерации 1993 года
Конституция является основным законом государства, имеющим высшую юридическую силу на его территории, который устанавливает основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, а также гарантирует права и свободы человека.
Конституция:
1) основной закон со специальными гарантиями стабильности.
2) закон о создании государства, система его органов и порядок их формирования, их компетенция, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления;
3) закон, который формирует и обеспечивает политическое единство народа.
4) способ формализации государственного устройства России путем консолидации ее основ. Определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;
5) закон, устанавливающий пределы государственной власти путем объединения прав человека и гражданских прав и обязанностей перед государством, а также границы индивидуальной независимости, характер отношений между человеком и государством и степень их взаимной преданности и обязанности;
6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.
Особенности Конституции: особый предмет - тип Российской Федерации; основной характер конституционных норм; сложный характер; специальные юридические особенности.
Правовые особенности Конституции: доминирование на всей территории Российской Федерации; высшая юридическая сила; это основа правовой системы Российской Федерации; особая защита Конституции; особый порядок принятия и рассмотрения дополнений.
Конституция Российской Федерации 1993 года. Она состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит 9 глав. В Конституции 137 статей.
Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.
Что касается количества правовых актов, то Конституция Российской Федерации является законом и имеет все свои особенности4.
Основные черты характеризуют конституцию как особый документ, оказывающий мощное влияние на общественные отношения. Будучи обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основные сферы его жизни. Это воплощено в его характерных особенностях.
Характерной чертой Конституции Российской Федерации 1993 года является отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Это отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. Он воплощал в себе то, что было достигнуто и защищено многонациональным народом России: разнообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративная структура, основанная на самоопределение и равенство народов, самостоятельное местное статусное самоуправление, принцип разделения властей и т. д.
Характерной чертой Конституции Российской Федерации 1993 года является наличие в ней основных положений. Он содержит правила, регулирующие важнейшие общественные отношения и служащие правовой основой действующего законодательства. Поэтому по своему содержанию они обобщены, поскольку имеют своей целью консолидацию самого важного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России также является ее прямое влияние. Это закреплено в статье 15 Основного закона Российской Федерации. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются ни в каком другом юридическом подтверждении. Это дает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантией от их искажения.
Наконец, Конституция Российской Федерации характеризуется неприкосновенностью и обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства» (статья 2). Особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Конституция устанавливает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).
Рассмотрим правовые свойства конституции Российской Федерации.
Правовые свойства конституции являются правовыми особенностями ее как основного закона государства.
Правовые свойства Конституции включают в себя:
- составной характер,
- легитимность
- превосходство
- стабильность
- прямое действие
- база действующего законодательства,
- реальность
- программное обеспечение.
Составной характер Конституции проявляется в том, что ее нормы устанавливают основы государственного и общественного строя, создают важнейшие государственные институты, посредством которых осуществляется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех правовых норм, действующих в государстве, и их иерархию в правовой системе.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации, власть в России осуществляется по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, причем каждая ветвь власти является независимой.
В Российской Федерации государственная власть осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образованные ими государственные органы. Разграничение объектов компетенции и полномочий между государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов хозяйствования Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными договорами о разграничении объектов компетенции и полномочий. (Статья 11 Конституции).
Главой Российской Федерации является Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. До принятия Конституции 1993 года президент был главой исполнительной власти. Институт президентской власти впервые появился в СССР в 1990 году и был введен в России после референдума 17 марта 1991 года.
До 31 декабря 2008 г., когда были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, Президент России избирался на 4 года; после внесения поправок этот срок увеличился до 6 лет. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, которому исполнилось 35 лет и который прожил в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Выборы главы государства проводятся всеми гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с гл.4 Конституции РФ Президент РФ обладает широким кругом полномочий:
- правом законодательной инициативы
- правом отлагательного вето в отношении принимаемых Государственной Думой федеральных законов
- правом издавать указы, обязательные на всей территории страны
- обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, в которых Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
Согласно Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает Премьер-министра Российской Федерации с согласия Государственной Думы и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Федерация принимает решение об отставке последнего.
Президент Российской Федерации выдвигает кандидатов в Совет Федерации для назначения судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры; вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генеральной прокуратуры; назначает судей других федеральных судов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и, как таковой, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, утверждает военную доктрину, он назначает и увольняет верховное командование. Президент Российской Федерации вправе назначать и отзывать дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.