Файл: 2. Характерные черты Конституции Российской Федерации 1993 года 11.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Особенности принятия Конституции Российской Федерации и их связь с особенностями содержания Конституции Российской Федерации 4
2. Характерные черты Конституции Российской Федерации 1993 года 11
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
В жизни современного общества особое место принадлежит конституции. Его содержание и существенные черты определяются прежде всего тем, что он регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Это фундамент, на котором зиждется правовая и политическая система.
В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие принципы социальной системы и государственной организации соответствующей страны»1.
Без сомнения, конституция является демократическим явлением, поскольку она устанавливает равные права граждан, определенные права и свободы и ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, не говоря уже о последовательной реализации, является фактором стабильности и определенности в развитии общественных отношений.
Актуальность темы заключается в том, что Конституция Российской Федерации 1993 года обрела некоторую стабильность и дала мощный импульс формированию новой российской государственности.
Конституция 1993 года, прежде всего, привнесла порядок и организацию в жизнь страны и, самое главное, определила основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. Конституция закрепляет исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает границы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере и духовной жизни. Он определяет основные принципы внешней политики государства, соотношение международного и внутреннего права2.
Необходимо понимать, как принятие Конституции Российской Федерации 1993 года изменило будущую жизнь общества.
Целью работы является изучение Конституции и ее влияния на формирование правового демократического государства.
В соответствии с целью работы, сформулируем задачи:
1. Рассмотреть особенности принятия Конституции Российской Федерации и их связь с особенностями содержания Конституции Российской Федерации;
2. Проанализировать характерные черты Конституции Российской Федерации 1993 года.
3. Сделать вывод.
1. Особенности принятия Конституции Российской Федерации и их связь с особенностями содержания Конституции Российской Федерации
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года завершает три длительных периода конституционного развития России: переход от абсолютизма к монархическому конституционализму и затем провозглашение республики (1917 год); номинальный конституционализм, который, начиная с конституционного переворота - насильственного роспуска Учредительного собрания в 1918 году и, наконец, самого переходного (или постсоветского) периода (1989-1993 годы). Поэтому переходный период имеет очень четкие конституционные и институциональные рамки. Он охватывает период с 1989 года (начало Съезда народных депутатов и конституционных реформ М.С. Горбачева) до 1993 года (принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года). Практически все время, в течение которого проходили конституционные реформы, разрабатывались новые Конституции Российской Федерации.
Проект Конституционной комиссии постоянно совершенствовался, и в результате в него часто вносились изменения, в том числе структурные. Совершенствование текста проекта Конституционной комиссии продолжалось до мая-июля 1993 года. На структуру и содержание проекта, их изменения повлияла разработка концепции новой Конституции, а также противостояние различных политических групп, как в обществе и на уровне руководства страны и регионов. Достаточно сказать, что на заседании Конституционной комиссии в октябре 1990 года, когда первый вариант проекта был принят за основу, он получил 37 голосов за и 32 против.
VI съезд народных депутатов, состоявшийся в апреле, не принял новую Конституцию, хотя и рассматривал этот вопрос. Однако он внес существенные изменения в текущий, что в значительной степени отразило то, что было заложено в проекте. Причину отклонения новой Конституции можно увидеть в том, что, согласно ряду основополагающих положений об организации власти, единой концепции еще не выработано.
В постановлении VI съезда «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. N 18. ст. 979. было сказано: утвердить общую концепцию конституционных реформ в Российской Федерации, составляющую основу проекта новой Конституции Российской Федерации, а
также основные положения проекта, утвержденного Верховным Советом Российской Федерации. Необходимо было опубликовать проект для общего ознакомления, организовать его широкое обсуждение, изучить общественное мнение об основных положениях проекта. Верховный совет и Конституционная комиссия должны были доработать проект и представить его на следующий съезд народных депутатов.
Был подготовлен проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, что значительно укрепило позиции Верховного Совета в плане контроля за формированием и деятельностью правительства, а также несколько ослабило влияние президента на правительство. В частности, в проекте говорилось об ответственности правительства перед Конгрессом и Верховным Советом (до этого только перед Президентом), о предоставлении правительству вновь права на законодательную инициативу (оно утратило это право 24 мая 1991 года, когда институт президента был отражен в Конституции). Кроме того, предполагалось, что с согласия Верховного Совета Президент будет назначать не только Председателя правительства, но и его первых заместителей, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел, юстиций, прессы и информации, председателей государственных комитетов по управлению государственным имуществом, антимонопольная политика и поддержка новых экономических структур.
После трудной дискуссии 12 декабря 1992 г. VII съезд принял резолюцию «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» в Бюллетене Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. N 51. Ст. 3016. Он назначил 11 апреля 1993 года всероссийский референдум не по вопросу о доверии к определенной ветви власти, а по основным положениям новой Конституции (Основного закона) Российской Федерации.
Согласованный проект основных положений, представленный на референдум, не появился. Конституционная комиссия подготовила свою версию. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 29 января 1993 г. проект «Основные положения новой Конституции Российской Федерации, представленный на всероссийский референдум 11 апреля 1993 г.» был направлен в постоянные комиссии палат и комитетов Верховного Совета на рассмотрение, а также при Президенте и Конституционном суде Российской Федерации Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. N 6. Статья 238.
Секретарь Конституционной комиссии О.Г. Румянцев в своей монографии иного мнения о «Основополагающих положениях» жалуется и на то, что на заседании комиссии 7 февраля 1993 г. Б.Н. Ельцин заявил: «... такие тезисы, как «Конституция Российской Федерация» является высшим законом страны и поэтому понятна каждому ребенку, поэтому референдум по ним не нужен». Однако можно увидеть основания для такого отношения к «Основным положениям», более того, сложно представить, что произошло бы, если бы по ряду проголосовали против из них.
Верховный Совет пришел к выводу, что проведение референдума в этой ситуации не имеет смысла.
20 марта 1993 года Президент Российской Федерации выступил с телевизионным обращением к народу, объявив о введении специальной процедуры управления страной, назначенной на 25 апреля 1993 года вотумом доверия Президенту и Вице-президенту. и одновременно голосование по проекту новой Конституции и законопроекту о выборах федерального парламента. Более того, голосование за доверие к президенту и вице-президенту считалось одновременно голосованием за принятые акты. На период действия специального распоряжения управления действия Президента и его деятельность по управлению страной были приоритетными, попытки их отмены были объявлены недействительными.
Верховный Совет срочно созвал внеочередной IX съезд народных депутатов Российской Федерации. События на нем были накалены. Многие депутаты были недовольны действиями не только Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, но и Председателя Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатова. Было принято решение проголосовать за отстранение Президента Российской Федерации и отозвание Президента Вооруженных Сил. Оба голоса не дали необходимого большинства.
IX съезд 29 марта 1993 г. принял резолюцию «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г., порядок подведения его итогов и механизм реализации результатов референдума», «Вестник съезда народа». Депутаты Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. N 14. ст. 501.
В результате референдума 58,7% избирателей из числа избирателей проголосовали за доверие к президенту, 39,2% сказали нет. За одобрение социально-экономической политики проголосовали 53% тех, кто принимал участие в голосовании, против 44,6%. Предложение о досрочных президентских выборах получили 31,7% из тех, кто имел право участвовать в референдуме, 30,2% сказали, что нет. 43,1% из тех, кто имел право участвовать в референдуме, проголосовали за досрочные выборы народных депутатов, 19,3% сказали нет. Те Предложения о досрочном прекращении полномочий президента и депутатов не состоялись. Избиратели словно говорили президенту и депутатам: работайте и ищите компромисс.
Президент пришел к выводу, что он имеет право предложить народу свой вариант Конституции, в котором будет укреплена позиция президента как главы государства, его решающая роль в большинстве ключевых вопросов государственной жизни. В кулуарах намерений президента они выступили даже во время подготовки к референдуму, и сразу после оглашения его результатов это уже официально стало известно.
Верховный Совет Российской Федерации исходил из другой позиции: поскольку большинство избирателей решило - пусть Президент и Конгресс будут работать дальше, поэтому необходимо завершить подготовку Конституции и прийти к согласованному варианту текста.
Однако президент решил представить свой проект Конституции. Он был опубликован 5-6 мая в большинстве газет. Конечно, такой серьезный документ, как проект Конституции, не может быть подготовлен через 5-7 дней после референдума. Следовательно, все время, пока шла борьба за проведение референдума, а затем и за его победу, работа над текстом Конституции велась тайно. Это означает, что все это время формулировки были усовершенствованы, отражая исключительно гипертрофированную роль президента в государстве. Не случайно, что после публикации проект произвел на страну потрясающее впечатление, потому что - даже зная чаяния президента - мало кто задумывался об их схожих масштабах.
С момента опубликования президентского проекта, по сути, началась параллельная работа над двумя проектами - президентским и проектом Конституционной комиссии. В мае-начале сентября 1993 года сложилась ситуация, которую можно назвать «перетягиванием каната». Стороны - Президент и Верховный Совет - на словах искали пути сближения и сотрудничества, но это не было подкреплено практическими шагами.
Но также 12 мая 1993 г. Президент принял Указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» ГАЭС. - 1993. N 20. ст. 1757. В длинной преамбуле президент обосновал свою инициативу об отзыве своего собственного проекта Конституции.
20 мая 1993 года ГАЭС приняла Президентский указ «О созыве Конституционной конференции и завершении проекта Конституции Российской Федерации». - 1993. N 21. ст. 1903. Согласно Указу от 20 мая, в целях завершения подготовки представленного Президентом проекта Конституции Российской Федерации и учета предложений граждан, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных Самоуправление, федеральные органы власти, политические партии, общественные движения, профсоюзы и другие общественные объединения. Президент созвал конституционное собрание в Москве 5 июня 1993 года.