Файл: 2. Характерные черты Конституции Российской Федерации 1993 года 11.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации Президент призывает к выборам в Государственную Думу в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией.

Президент Российской Федерации принимает решения по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, вручает государственные награды России, присуждает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания и помилования.

Президент Российской Федерации прекращает исполнять свои обязанности буквально в случае смерти, отставки, постоянной нетрудоспособности из-за слабого здоровья, увольнения. В этом случае президентские выборы должны состояться не позднее трех месяцев с даты досрочного прекращения его полномочий.

Во всех случаях, когда Президент не может выполнять свои обязанности, они временно исполняются Премьер-министром Российской Федерации. Исполняющий обязанности президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум или вносить предложения о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации.

Для осуществления таких широких полномочий существует значительный аппарат - администрация президента, которая выполняет обязанности, связанные с осуществлением своих полномочий в качестве главы государства.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является палатой Федерального Собрания, призванной представлять интересы субъектов хозяйствования Российской Федерации. Совет Федерации состоит из двух представителей от 82 субъектов Федерации: один от исполнительной власти, другой от законодательной власти.

К ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение границ между субъектами Федерации

- утверждение указов Президента РФ о введении военного положения

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России

- назначение выборов Президента РФ

- отрешение его от должности

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Генерального прокурора, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.


Эти полномочия находятся в исключительном ведении Совета Федерации.

Государственная Дума – нижняя палата парламента, которая состоит из 450 депутатов. Все депутаты с 2007 г. избираются по пропорциональной системе.

Срок полномочий депутатов с 31 декабря 2008 г. – пять лет. Депутаты работают на профессиональной основе и не могут заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Все депутаты обладают неприкосновенностью.

К ведению Государственной Думы относятся:

- совместное с Президентом РФ назначение Председателя Правительства РФ

- решение вопроса о доверии Правительства РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека

- объявление амнистии

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется правительством Российской Федерации, состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров.

Ведущая роль в формировании правительства Российской Федерации принадлежит правительству Российской Федерации, но Президент назначает Премьер-министра Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Дальнейшее формирование Правительства Российской Федерации также осуществляется Президентом Российской Федерации, но с учетом предложений Премьер-министра Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет государственное управление во всех основных сферах жизни общества.

Членами Правительства Российской Федерации являются главы всех федеральных органов исполнительной власти, но только министры и должностные лица министерского ранга.

Как и в двух других государствах - законодательном и исполнительном - судебная власть независима и автономна.

В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, которые являются неизменными и неприкосновенными.

Судебная власть в России как один из столпов государства, согласно Конституции Российской Федерации, представляет собой совокупность трех структур: Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов отдельных республик, не связанных с ним в рамках Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд и система арбитражных судов; Верховный суд и система общих судов.



Законность Конституции заключается в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или органом, специально созданным для принятия конституции - Учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., можно назвать законной «с определенной степенью условности». Его приняли 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% от всех зарегистрированных избирателей5.

Впервые в истории страны принцип верховенства был закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года6. Правовое превосходство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным актам, включая федеральные законы и федеральные конституционные законы, упомянутые выше. Все они должны соответствовать Конституции и не могут противоречить ей.

Верховенство Конституции Российской Федерации приобретает дополнительное значение в условиях федерального правительства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Принятые субъектами республиканские конституции и иные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации). В них обычно подчеркивается правовое превосходство конституций. Итак, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 г. «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принятые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Строгое и точное соблюдение Конституции является высшей нормой поведения всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Стабильность Конституции является важнейшим условием верховенства закона, стабильности всей правовой системы и организации государственной власти, а также определенности отношений между человеком и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расстановки социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенствования положений самой конституция и пр.). Стабильность Конституции Российской Федерации гарантируется строгим порядком ее пересмотра и внесения изменений в Конституцию.


Конституция Российской Федерации имеет прямое действие (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации)7. Это означает, что нормы Конституции Российской Федерации являются непосредственно применимыми, то есть для их реализации не требуется в качестве предпосылки для принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. В то же время многие нормы Конституции Российской Федерации, в связи с высоким уровнем обобщения правового регулирования, нуждаются в дополнительном регулировании путем принятия актов действующего законодательства.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных требований реальным общественным отношениям. Другими словами, конституция должна отражать достигнутый этап развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах8.

Реальность конституции подтверждается осуществимостью и гарантией ее требований. Например, способность граждан, руководствуясь ссылкой на Конституцию, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм о правовом статусе личности.

«Действуя как правовая основа развития всех отраслей российского права, Конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, обеспечивающих реализацию политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько устойчивым и эволюционным будет развитие самой конституции, поэтому реформирование государственной и социальной сфер жизни будет завершено»9.

Конституция также во многих случаях гласит, что права и интересы граждан гарантированы или защищены законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; это означает не акт в форме закона, а целую гамму правовых норм, необходимых для соответствующего дела. Например, часть 1 статьи 35 гласит: «Право на частную собственность охраняется законом»10. Здесь подразумевается не просто отдельный акт в форме закона, но любые правовые средства, если только они служат защите этого права.

Программный характер Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы и нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Таким образом, характеристика российского государства как правового, содержащаяся в части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, не может служить основанием для его признания в качестве такового, но это идеал, к которому должна стремиться Российская Федерация.


К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая защита, в которую вовлечена вся система органов государственной власти, осуществляющих эту защиту в различных формах.

Статья 80 Конституции гласит, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей клятве он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (статья 82)11.

Президент вправе приостановить действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России на предмет соответствия нормативным актам, указанным в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в защите Конституции. Рассматривает случаи соблюдения Конституции законов и других нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а международный договор, не соответствующий Конституции Российской Федерации, не подлежит вступлению в силу и применению.

Анализируя порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного контроля. «Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути сознательно сложного варианта ее реформы»12. Для принятия поправок в гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие большинства депутатов Федерального Собрания и более 2/3 субъектов Российской Федерации. Очень трудно достичь такого соглашения, даже в гражданских условиях, особенно когда дело доходит до фундаментальных изменений. Еще более сложным является внесение изменений в главы, в которых закреплены основы конституционного строя, права и свободы граждан. Это возможно только путем разработки новой Конституции, которая принимается большинством специально созванного Конституционного собрания или всенародным голосованием.


Заключение



Конституция России является документом своего времени. Она рассчитана, по крайней мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого до сих пор идут горячие споры. Одной из важнейших первоначальных задач при разработке проекта Конституции было именно создание механизмов, обеспечивающих устойчивость государственной экономической и социальной системы с учетом особенностей переходного периода. Еще одна не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит реализовать.