Файл: Цель занятия приобретение знаний о методических принципах, средствах и методах физического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3 - повороты корпуса в одну и другую сторону с одновременным выбрасыванием в сторону поворота руки (правой – при повороте влево, и наоборот);

4 - расслабление и напряжение мышц живота (можно выполнять даже не вставая со стула);

5 - также сидя на стуле, немного приподнять вытянутые ноги и опустить их на место, повторив упражнение несколько раз;

6 - повторить упражнение для кистей рук, но уже применительно к щиколоткам (повороты и вращения в обе стороны);

7 - 10-15 раз поочередно приподняться на носках, а затем на пятках;

8 - сделать несколько легких прыжков на месте;

9 - поставив ноги на уровне ширины плеч и руки на пояс, наклониться вперед, назад, влево и вправо;

10 - сделать несколько вращений бедрами (по часовой стрелке и против нее);

11 - походить на месте;

12 - сделать несколько махов руками;

13 - поприседать (количество раз – в зависимости от готовности, возраста и конституции тела);

14 - наклониться, постаравшись дотянуться кончиками пальцев до пола;

15 - сев на стул, закрыть глаза и расслабленно посидеть около 30 секунд;

16 - поочередно 10-15 раз зажмуриваться и широко распахивать глаза;

17 - поводить взглядом по кругу (в одну, а затем в другую сторону);

18 - сосредоточиться взглядом на каких-либо далеких предметах.

В комплекс физкультурной паузы следует включать такие упражнения, которые влияли бы иначе, чем трудовые движения, воздействовали на другие мышечные группы и части тела, так как принцип активного отдыха наиболее эффективно реализуется при переключении с переключении с одного вида деятельности на другой.

Для 1-й группы профессий: вводную гимнастику - перед началом работы; через 2,5 - 3 ч. - физкультурную паузу, затем в середине 2-й половины рабочего дня - вторую физкультурную паузу (с меньшей интенсивностью);

для 2-й группы профессий: перед работой - вводную гимнастику; через 2 ч. работы - физкультурную паузу; вторую физкультурную паузу - во 2-й половине дня и (по необходимости) физкультминутки;

для 3-й группы профессий: через 1,5 - 2 ч. работы физкультурную паузу, физкультминутки (по мере необходимости) и пассивный отдых в сочетании с активным;

для 4-й группы профессий: сначала вводная гимнастика, через 3-3,5 ч. - физкультурная пауза; во 2-й половине дня - физкультпауза и физкультминутки (по мере необходимости).


Вводная гимнастики, в данном случае, это утренняя гимнастика, перед началом трудового дня.

Особенностью занятий является прежде всего то, что они проводятся непосредственно после работы или до нее, в цехе (отделе, заводской лаборатории и др.), в обычных рабочих костюмах, со всем составом рабочих или служащих (мужчины, женщины) самого различного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.

Переключение от производственной деятельности к физическим упражнениям осуществляется по установленному на предприятии сигналу (радио), по которому все рабочие (служащие) данного цеха, отдела выходят на свободные места вблизи своего станка (стола) и занимают исходное положение так, чтобы можно было выполнять упражнения стоя лицом к руководителю (методисту или общест­венному инструктору производственной гимнастики). Руководитель должен находиться на некотором возвышении (подставка, тумба), лицом к занимающимся. Руководящий занятием обязан:

1) правильно (зеркально) показывать каждое упражнение;

2) контролировать, чтобы все выполняли упражнения точно и с достаточной амплитудой движений;

3) подсказывать, на что обратить внимание при выполнении отдельных упражнений или комплекса в целом;

4) регулировать физическую нагрузку с учетом подготовленности занимающихся (кому увеличить нагрузку, а кому выполнять упражнение вполсилы, не с полной амплитудой и др.).

Занятия производственной гимнастикой проводятся, как прави­ло, с музыкальным сопровождением. Это помогает руководителям (инструкторам) вести занятия почти без пауз между упражнениями (особенно когда они уже усвоены занимающимися), в хорошем темпе, эмоционально. Эффект занятия заметно возрастает.

Во время занятий, транслируемых по радио, роль руководителя не умаляется. Он в соответствии с записью и текстом диктора должен обеспечить точный (зеркальный) показ, позволяющий занимающимся нагляднее представить себе каждое упражнение. Про­водящий занятия по ходу выполнения упражнений может дополнительно к записанному дикторскому тексту давать более точные и конкретные указания в форме кратких требований. Например: «выше ногу», «ниже наклон», «больше поворот», «не сгибать ноги (или руки)», «вдохните поглубже», «потянитесь», «выдох». Методист (или общественный инструктор), проводивший занятия, обязан подметить основные ошибки.

Важная особенность проведения занятий производственной гим­настикой — подготовка к переходу на новый комплекс. Обычно прибегают к следующим приемам. Например:



а) записанный (на пленку) комплекс зарисовывают (плакат) вывешивают за 3—4 дня до начала занятий по нему (у входа в столовую, в красном уголке и т. п.);

б) проводят ознакомление с упражнением в период послеобеденного отдыха в цехе;

в) печатают комплекс в заводской многотиражке за 4—5 дней до начала занятий по нему.

Музыкальное сопровождение должно быть ярким, призывным, создающим бодрое настроение, выразительным, соответствующим динамике выполняемых упражнений. В последние годы практикуют поточное выполнение, так называемые музыкальные комплексы. Их суть в том, что весь комплекс из 6—8 упражнений выполняется на одно музыкальное произведение. Это повышает плотность занятий и, следовательно, их действенность.

Занятия гимнастикой в режиме труда немыслимы без тщательного врачебного контроля, который осуществляет врач медицинской части или заводской поликлиники, а также методист или общественный инструктор. Улучшение здоровья, физического развития рабочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производственного травматизма — самый важный итог занятий производственной гимнастикой.

Задание 3. Опишите представленные физические упражнения

Характеристика физических упражнений

Понятие и значение физических упражнений

Классификация физических упражнений

Характеристика физических упражнений




  1. Понятие и значение физических упражнений


Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и др.

По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизиологические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

 

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.


Физические упражнения являются эффективным средством профилактики и коррекции психофизиологического состояния организма.

Необходимо отличать двигательные действия и физические упражнения!

Двигательные действия, совершаемые ребенком, многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность и т.д.

Двигательные действия способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивают его.

К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.

Во время выполнения физических упражнений значительно активизируются мыслительные процессы, двигательные представления, память, внимание, воображение и т.д. Физические упражнения активизируют работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они требуют волевых усилий, развивают эмоции, сенсомоторные функции.

 




  1. Классификация физических упражнений


 

Классификация – это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками.

I. ГИМНАСТИКА: 1. основная (строевые упражнения, ОРУ, основные движения); 2. спортивная (акробатика, художественная гимнастика, гимнастика на снарядах и вольные упражнения); 3. вспомогательная (спортивно-вспомогательная для отдельных видов спорта, производственная, лечебная и др.)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.

СПОРТ. В детском саду дети овладевают лишь основами техники спортивных упражнений, что составит базу для занятий спортом в последствие.

ТУРИЗМ. Позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях.

II.Физические упражнения распределяются и по другим признакам: признак преимущественного значения для развития физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость…)

III.По использованию снарядов и предметов: упражнения на гимн. скамейке, бревне, упражнения с палками.


IV.По анатомическому признаку: упражнения для мышц плечевого пояса и рук, туловища, ног и т.д.

V.По структурному признаку: упражнения циклического, ациклического, смешанного типа.

циклические – ходьба, бег, плавание, лыжи, бег на коньках и др.)

ациклические – метание, прыжки…)

смешанные – прыжки с разбега – соединяются циклические и ациклические.

VI.По биомеханическим признакам:

поступательные – прыжки в длину с разбега;

вращательные – метание диска.

VII.По физиологическимпризнакам – упражнения различной интенсивности.

VIII.Естественные и абстрактные.

естественные – ходьба, бег, велосипед.

абстрактные – ОРУ и видоизменяемые естественные движения (ходьба и бег на

месте и др.)

IX.Динамические и статические.

динамические – перемещение в пространстве;

статические – основаны на длительном мышечном напряжении в одном положении

(стойка «смирно»)




  1. Характеристика физических упражнений


 

I. Техника – способ выполнения движения для решения двигательной задачи (например, метание на дальность определенным способом – с разбега)

В технике физических упражнений различают: основу, определенное звено, детали.

В ациклических движениях (метание, прыжки) различают 3 фазы: подготовительную, основную (главную) и заключительную.

II. Пространственная характеристика включает исходное положение, положение тела и его частей во время выполнения упражнений, траекторию.

Исходное положение – расположение частей тела перед началом упражнения.

Путь движущейся части тела или предмета – эта траектория. В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения.

По форме траектории движение бывают прямолинейные и криволинейные.

От направления, которое придается движущемуся телу (или его части) или предмету, зависит успешность выполнения двигательной задачи и эффективность воздействия физических упражнений на развитие отдельных мышц.