Файл: 9 Б класс Учитель русского языка и литературы Осипова Н. В. 20222023 учебный год огэ2023 по русскому языку, письменный экзамен. Он состоит из трёх частей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»



Подготовка к ОГЭ-2023

по русскому языку

9 «Б» класс


Учитель русского языка

и литературы Осипова Н.В.

2022-2023 учебный год

ОГЭ-2023 по русскому языку, письменный экзамен. Он состоит из трёх частей:

  • I часть — изложение.

Вы услышите текст дважды, необходимо будет написать изложение, используя приемы сжатия текста. Максимальный балл — 7.

  • II часть состоит из 7 заданий с кратким ответом. В нее входят синтаксический, орфографический, лексический, пунктуационный анализ, а также анализ содержания текста и средств выразительности. Максимальный балл — 7.

  • III часть — сочинение-рассуждение (одно из трёх на выбор). Максимальный балл за сочинение — 9.

Проверяя сочинение и изложение, эксперты отдельно оценивают грамотность ученика. Обе работы проверяются вместе. Максимальный балл за орфографию, пунктуацию, речь, грамматику и фактическую точность — 10 баллов.

ВАЖНО! От критериев грамотности зависит оценка за весь экзамен!

Отметка «4» выставляется, если ученик набрал от 23 до 28 баллов, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется, если ученик набрал от 29 до 33 баллов, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Максимальное количество первичных баллов за экзамен — 33.



ОГЭ. ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Теория:

Первое задание в ОГЭ по русскому языку — написание сжатого изложения.

Сжатое изложение — текст в сокращении, без подробностей, деталей и второстепенной информации.

В изложении тебе необходимо
:

  • передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;

  • применить не менее одного способа сжатия текста.

  • написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём — 80100 слов).


Микротема — это главная мысль абзаца.

Важно сохранить исходное количество абзацев. Обычно в текстах на ОГЭ их три.

Пример: прослушай текст и напиши сжатое изложение. Учти, что ты должен передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее70 слов.
 
Как решить задание из примера?

1. Прослушаем текст (ПЕРВЫЙ РАЗ) и попытаемся понять его основную мысль. Проследим за развитием микротем, отметим границы абзацев. Запишем ключевые слова.

Пример:

«Благотворительность... спорным значением, простым смыслом... различно толкуют, одинаково понимают... Готовы помочь...
Чувство сострадания... помочь, когда страдающий не просит или может злоупотребить, когда помощь вредна или опасна... Можно размышлять и спорить об условиях ссуд, об организации и значении помощи, о доставлении заработков, о деморализующем влиянии пособия... когда минует беда... Но когда человек тонет — броситься на помощь...
Так понимаем её и мы... добрые понятия и навыки...»


2. Во время прослушивания ВО ВТОРОЙ РАЗ проверим, правильно ли запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополним свои записи.

3. Запишем текст, используя приёмы сжатия.

Благотворительность — слово со спорным значением и простым смыслом, которое различно толкуют, но одинаково понимают. Существуют разные мнения о том, что значит делать добро, но поставьте людей перед страдающим человеком — все будут готовы помочь.
Чувство сострадания призывает помочь, даже когда страдающий не просит о помощи, может злоупотребить ею, когда она вредна или опасна. Когда минует беда, можно размышлять, спорить об условиях ссуд, об организации и значении государственной и общественной помощи, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии пособия. Но, увидев тонущего человека, хочется помочь ему, не выясняя причин, не думая о последствиях.
Так мы сейчас понимаем благотворительность, унаследовав добрые понятия и навыки старины (
100 слов).



Обрати внимание!

Сравни изложение с полным текстом.

Благотворительность — вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать — и все будут готовы помочь, кто чем может. 
Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна или опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия; на досуге, когда минует беда. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведёт на него наша помощь.  
Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем её и мы, унаследовав путём исторического воспитания добрые понятия и навыки старины (
178 слов).

(По В. Ключевскому)

Для сокращения текста применены:

исключение (сравни: «но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком» — «но поставьте людей перед страдающим человеком»);
 обобщение (сравни: «не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведёт на него наша помощь» — «не выясняя причин и не думая о последствиях»);
 упрощение (сравни: «когда видишь, что человек тонет» — «увидев тонущего человека»).

Что проверяют в изложении?

Критерии проверки ФИПИ включают оценивание:

  • содержания изложения (все микротемы текста обозначены, главная мысль передана);

  • сжатия текста (использован хотя бы один приём компрессии);

  • смысловой цельности и последовательности (отсутствуют логические ошибки, абзацное членение не нарушено);

  • орфографии, пунктуации, соблюдения грамматических и речевых норм, а также фактологической точности в переданном тексте.

Ты можешь получить 7 баллов за содержание текста, а также 
10 баллов за грамотность (баллы за грамотность в изложении и сочинении из задания № 9 общие).

Типичные ошибки в изложении

1. Нарушение абзацного членения.
Следи за интонацией читающего. Абзацы разделяются более длительными паузами, чем предложения. Также в каждом абзаце выражена отдельная мысль.
2.  Отсутствие одной или нескольких микротем.
Сокращая текст, не избавься от целого абзаца — хотя бы в одном предложении абзаца есть важная информация. 
3.  Написание подробного изложения вместо сжатого.
Тебе необходимо передать основную мысль текста кратко. Обязательно используй приёмы сжатия текста.
4.  Недобор слов.
Изложение должно содержать от 80 до 100 слов . Старайся оставаться в этих границах, считай все слова, даже предлоги, союзы и частицы.
Пример сокращения текста

Исходный текст 

Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают  её малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.      

Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень.   

 Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  ее, растущую в тени.  Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно материуспокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

(По В. Солоухину) 
При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали. 

Для этого следует: 

текст разделить на абзацы;  

вычленить существенную информацию; 

используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;  

объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость. 


Исходный текст

Как сократить

(1)Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре.  (8 слов) 

Оставим  без существенных изменений это предложение, так как оно важно в развитии авторской мысли, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание «(на) земном шаре» словом  (на) Земле):  

Тишина - самый большой дефицит на Земле. (6 слов) 

(2)Постоянное тарахтенье  разнообразных 
автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище,  даже ночью оглушают планету и  делают её малопригодной  для жизни.  

(29 слов) 

а) Ряд однородных дополнений  заменим обобщающим словам транспорт

б)Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается  даже в своем жилище  словосочетанием проникая в дома.  

в) Исключим сказуемое оглушают

Шум  транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. (15 слов) 

(3) Но  это   стоит нервов, нервов  и нервов. (4) И сердца.  (5) И психики. 

 (11 слов) 

  

а) Объединим эти три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. 

б) Заменим подчеркнутые слова обобщающим понятием здоровье

Но это стоит здоровья. (4 слова) 

(6) Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.  

(11 слов) 

  

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает основную  авторскую  мысль, лишь заменим словосочетание на Земном шаре словом на земле

Поэтому  наряду с тишиной становится

дефицитной на земле и валерьянка.(10 слов)  

(7)Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 

(8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно натуральный валерьяновый корень. 

(37 слов) 

  

а) исключим  

повторы подчеркнутых слов и близких понятий; 

 вводные предложения; 

придаточные  предложения 

б) заменим 

часть предложения ядовитые газы,  которые  ежедневно  в  больших  количествах  вдыхает  каждый  городской житель словосочетанием грязный воздух 

 в) объединим 7-ое и 8-ое предложения:  Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, вредные привычки, очереди, городскую скученность, и вы поймёте, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень. (25 слов)    

(9) Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  там нашел  её, растущую в тени. 

 (17 слов) 

Оставим без изменений это предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. 

Желая добыть корень  подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашелеё.(13 слов) 

  

10) Вот растение, которому  в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессониц и сдвинутой с места психики надо  бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. 

(33 слова) 

  

а) исключим 

   подчеркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации; 

 определения красивый; 

сравнение подобно матери.  

Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)    

144 слова

85 слов


Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте: 

Тишина - самый большой дефицит на Земле.  Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает  планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому  наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. 

Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему  трудно  купить натуральный валерьяновый корень.

  Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и  нашел  её. Вот растение, которому  надо  бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.(85 слов)



Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл.


Примеры сжатия теста.

1. Замены: - замена однородных членов обобщающим наименованием:



- замена фрагмента предложения синонимичным выражением:



- замена предложения или его части указательным местоимением:



- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением:



- замена сложноподчиненного предложения простым:



- замена прямой речи косвенной.

2. Исключения: - исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов:



- исключение повторов:



- исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение: