Файл: 9 Б класс Учитель русского языка и литературы Осипова Н. В. 20222023 учебный год огэ2023 по русскому языку, письменный экзамен. Он состоит из трёх частей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- исключение одного или нескольких синонимов;
- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко или полно.
3. Слияния: - образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи:
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК1 | Содержание изложения | |
| Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы | 2 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1микротему | 1 |
| Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы | 0 |
ИК2 | Сжатие исходного текста | |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 2 |
| Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста | 1 |
| Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста | 0 |
ИК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ | 7 |
Комментарий к ИК1:
Вам необходимо разделить текст вашего изложения на три и только три абзаца, так как в исходном тексте микротемы - всегда три - также должно быть и у вас. Вам надо передать всю главную информацию, кратко, можно своими словами, но всю, ничего не упустив.
Комментарий к ИК2:
Неважно, сколько приемов сжатия вы используете - всего один или все три. Главное - использовать их на протяжении всего текста.
Комментарий к ИК3:
Логическая ошибка - это ошибка, делающая текст непонятным или двусмысленным. Существует множество видов таких ошибок. Мы не будем вдаваться в подробности и просто покажем такие ошибки на примерах:
Она облокотилась спиной на стену (нельзя "облокотиться спиной", можно только рукой).
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучавшихся были награждены (выглядит так, как будто учились родители, а не дети).
Нарушение абзацного членения текста: не нужно писать первым абзацем то, что в тексте было в конце - вот, что это такое.
О ГЭ-2023. ЧАСТЬ 3. СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ
(по выбору, одно из трёх предложенных в задании)
Клише для сочинения 9.1
Композиционная часть | Варианты клише |
1. Вступление | Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) <…> утверждает (или пишет, замечает): <…> Я понимаю высказывание известного лингвиста <…> следующим образом: <…> Прочитав предложенный текст, я убедил(-ся, -ась) в справедливости слов известного лингвиста <…>, который писал: <…> По-моему, в этом высказывании речь идёт о… Докажем это примерами из текста. Я полностью соглас(-ен, -на) с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста |
2. Основная часть | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту… Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… Проиллюстрировать это лингвистическое/языковое (лексическое, грамматическое, синтаксическое) явление можно на примере <…> предложения. Пример этого лингвистического явления можно найти в предложении… Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение <…> подтверждает мысль о том, что… Также убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения… Ещё одним примером этого языкового явления может стать предложение… |
3. Заключение | Таким образом, <…> Итак, мы смогли доказать, что… (Итак, мы смогли доказать, что важнейшим условием синонимии слов является близость их лексических значений.) Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного филолога (лингвиста, писателя, филолога) <…> справедливо. Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист <…>, утверждавший, что… Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста <…> верно (справедливо, бесспорно). Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста <…> справедливо |
Клише для сочинения 9.2
Композиционная часть | Варианты клише |
1. Вступление | Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так: <…> Смысл последних строк текста говорит нам о том, что… Эти строки говорят о том, что… Текст (автор) заканчивается словами: <…> На мой взгляд, речь идёт о том, что… Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: <…> Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что… Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом… По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: <…> В этом отрывке автор говорит о том, что… В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Докажу своё суждение примерами из текста. Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту… Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста… |
2. Основная часть | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям… Своё мнение могу доказать на таком примере из текста: <…> Предложение <…> подтверждает мысль о том, что… Эту мысль подтверждает предложение… В тексте <…> можно найти пример, подтверждающий мою мысль. В подтверждение собственных выводов приведу пример из <…> предложения прочитанного мной текста. Во-первых, <…> Во-вторых, <…> и т. д. Предложение <…> подтверждает мысль о том, что… |
3. Заключение | Значит, <…> Итак, <…> Следовательно, <…> Таким образом, <…> Мы пришли к выводу, <…> Следовательно, можно сделать вывод: <…> В заключение… Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать… |
Клише для сочинения 9.3
Композиционная часть | Варианты клише |
1. Вступление | Что такое <…>? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия. По моему мнению, <…> — это <…> Я думаю, что <…> — это <…> <…> — это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое <…>? Что значит <…>? Попробуем разобраться в значении этого слова (понятия). Я согласен с <…> в том, что <…> — это <…> Попробуем разобраться в смысле этого слова. Попробуем определить данное слово. Что такое <…>? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что… Текст <…> заставил меня задуматься над… Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы |
2. Основная часть | Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так, в предложении… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте <…> можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли, тезиса). Предложение <…> подтверждает мысль о том, что… В тексте <…> сказано: <…> Этот пример из текста ярко демонстрирует обозначенное понятие. Обратимся к тексту, в котором говорится о… Автор говорит (подчёркивает, размышляет, высказывает своё мнение, делает акцент на)… В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т. д.). Своё мнение я могу подтвердить примером из жизни (литературы, искусства). Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль. Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(-а), что… В жизни мы часто сталкиваемся с <…> (наблюдаем <…>). Примеры <…> можно встретить и в жизни. Я не раз оказывал(-ся, -ась) свидетелем того, как… Как-то раз… |
3. Заключение | Итак, <…> Следовательно, <…> Таким образом, <…> В заключение… Следовательно, можно сделать вывод: <…> Как мы видим, <…> В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что... Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать… |
ПРИМЕР НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 9.3
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Как я стал писателем? (2)Вышло это так просто и неторжественно, что я и не заметил. (З)Можно сказать, вышло непредумышленно. (4)Помнится, нянька, бывало, говорила: — И с чего ты такая балаболка? (5)Мелет, мелет невесть чего...
(6)Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. (7)Я говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, которые пахли «лесом», чем-то чудесно-страшным, в котором «волки». (8)Я говорил с белыми звонкими досками — горы их были на дворе, с зубастыми, как страшные «звери», пилами, с блиставшими в треске топорами, которые грызли брёвна. (9)Всё казалось живым. (10)Живая была метла: бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала.
(11)И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. (12)Стояла в углу — «наказана». (13)Я утешал её, гладил её волосики.
(14)В третьем, кажется, классе я увлёкся романами Жюля Верна и написал — длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста. (15)«Поэма» моя имела большой успех, читали её даже и восьмиклассники.
(1б)Долго рассказывать о первых моих шагах. (17)Расцвёл я пышно на сочинениях. (18)С пятого класса я до того развился, что к описанию храма Христа Спасителя как-то приплёл... стихи!
(19)Учитель вызвал меня и, потрясая тетрадкой, начал пилить: — Вам дана тема о храме Христа Спасителя, по плану... а вы приводите ни к селу ни к городу какие-то вздорные стихи! (20)Было бы на четвёрку, но я вам ставлю три с минусом. (21)Я взял тетрадку и попробовал отстоять своё: — Но это, Николай Иваныч... тут лирическое отступление у меня, как у Гоголя, например.
— (22)Ах, как у Гоголя! (23)Дайте сюда тетрадку... (24) Он перечеркнул три с минусом и нанёс сокрушительный удар — колом!
(25) Потом я попал к другому словеснику, к незабвенному Фёдору Владимировичу Цветаеву. (26)И получил у него свободу: пиши как хочешь! (27)И я записал ретиво. (28)Писать классные сочинения на поэтические темы, например «Утро в лесу», «Русская зима», «Осень по Пушкину», «Рыбная ловля», «Гроза в лесу», было одно блаженство. (29) Он ставил мне за «рассказы» жирные пятёрки с тремя иногда плюсами!
(30) И вот третий период, уже «печатный». (31) От «Утра в лесу» и «Осени по Пушкину» я перешёл незаметно к «собственному».
(32) Случилось это, когда я окончил гимназию. (ЗЗ)Лето перед восьмым классом я провёл на глухой речушке, на рыбной ловле. (34)Как-то на ранней зорьке, ловя подлещиков, я тревожно почувствовал: что-то во мне забилось, заспешило, дышать мешало. (Зб)Мелькнуло что-то неясное. (36)И — прошло. (37)3абыл. (38)И вдруг в самую подготовку на
аттестат зрелости среди упражнений с Гомером, Софоклом, Цезарем, Вергилием, Овидием... — что-то опять явилось!
(39)Я увидел мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод... (40)Помню, я отшвырнул все книги... и написал за вечер большой рассказ. (41)Правил и переписывал, переписывал. (42)Переписывал отчётливо и крупно. (43)Перечитал... — и почувствовал дрожь и радость.
(44)3аглавие? (45)Оно явилось само, само очертилось в воздухе, зелёно-красное, как рябина — там. (46)Дрожащей рукой я вывел: «У мельницы».
(47)Это было мартовским вечером 1894 года. (48)Я отнёс рукопись в редакцию. (49)Когда в журнале вышел номер с моим рассказом и я держал его в руках, то почувствовал: есть что-то великое и священное, незнаемое мною, необычайно важное, к чему я только лишь прикоснулся.
(50)Взглянул на свою фамилию под рассказом — как будто и не моя! (51)Было в ней что-то новое, совсем другое. (52)И я — другой. (53)Я впервые тогда почувствовал, что — другой. (54)Писатель? (55)Этого я не чувствовал, не верил, боялся думать. (56)Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать... — готовиться.
(По И. С. Шмелёву*)
* Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950) — русский писатель.
ЗАДАНИЕ
9.3 Как Вы понимаете значение слова ТВОРЧЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как у человека проявляются творческие способности?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Творчество – это, по моему мнению, создание чего-то нового с целью изменения мира в лучшую сторону. Применить творческие способности можно в любой сфере деятельности, главное – желание преображать действительность, наполняя её новыми красками. Для доказательства этой точки зрения обратимся к предложенному тексту.
В нём И.С. Шмелёв рассказывает о том, что в воображении мальчика даже самые обыкновенные предметы как будто бы оживали. Рассказчик отмечает: «Всё казалось живым». Благодаря удивительной фантазии он придумывал увлекательные истории, а впоследствии писал школьные сочинения на «жирные пятёрки». Так у героя исходного текста проявились творческие способности!
О творчестве размышляет и Д. Лондон в романе «Мартин Иден». Это произведение повествует о становлении человека писателем. Герой делает всё возможное ради своей мечты. Мартин Иден много читает, чтобы пополнить словарный запас и расширить кругозор, анализирует сложные произведения и усиленно работает над будущей книгой. Развивая свои творческие способности, герой произведения становится известным писателем.
Таким образом, обобщая сказанное выше, можно сделать вывод: творческие способности могут быть даны человеку с детства, но при этом всё равно важно развивать их и стремиться к большему.