Файл: Рабочая программа учебного курса Индивидуальный проект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с. Первомайское Кашарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
учебного курса «Индивидуальный проект»
(учебный предмет, курс)
2021 -2022 учебный год
Уровень общего образования: среднее общее
(начальное общее, основное общее, среднее общее)
Класс: 11
Количество часов: 31
Учитель: Землякова Галина Михайловна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями
Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Учебное пособие:
Половкова М.В. Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие / Половкова М.В., Майсак М.В., Половкова Т. В. и др. - М: Просвещение, 2019 г.

1. Пояснительная записка
Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным государственным стандартом среднего общего образования;
Программой «Индивидуальный проект» И.Воронцова. Журнал «Справочник заместителя директора» №4, 2019 год
Индивидуальный проект выполняется старшеклассником в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, игрового в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413
Место курса «Индивидуальный проект» в учебном плане
Количество часов по учебному плану:
10-11 класс: 68 ч/за 2 года, 1 ч/неделю
Данная программа предполагает работу с учебным пособием
Половкова М.В. Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие / Половкова М.В.,
Майсак М.В., Половкова Т. В. и др. - М: Просвещение, 2019 г.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Планируемые личностные результаты включают:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Планируемые метапредметные результаты включают:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;


3
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Выпускник_получит_представления'>Планируемые предметные результаты
Выпускник получит представления:


4
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры и др.);
Выпускник
научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
• определять предмет, объект, объектную область исследования вид, тип проекта, формулировать проблему исследования и искать новые пути решения исследовательской проблемы;
• грамотно планировать собственную исследовательскую деятельность;
• оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
• находить различные источники информации, материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
• умело обрабатывать и анализировать информацию из разных источников;
• использовать разнообразные методы исследования в проектной деятельности;
• осуществлять экспериментальную работу, сопоставлять результаты эксперимента, делать выводы и заключения;
• в соответствии с требованиями нормативных документов оформлять проектную работу;
• умело презентовать свою проектную работу, грамотно вести научную дискуссию;
• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов
2. Содержание учебного курса.
Содержание программы «Индивидуальный проект» в 10 классе имеет практическую направленность и продуктом реализации программы является самостоятельно созданная исследовательская или творческая работа школьника. В связи с этим программой предусмотрены разнообразные виды занятий, призванные как сформировать теоретические знания в области проектирования, так и оказать индивидуальную помощь в виде тьюторского


5 сопровождения, контроля и корректировки работы над проектом. Программой предусмотрены следующие виды занятий.
Теоретические занятия предполагают освоение школьниками теоретического материала из области проектирования. Формами контроля результатов подобного освоения могут стать фронтальный и индивидуальный опросы, небольшие тестовые задания, а также задания творческой направленности.
Практические занятия призваны проверить умения и уровень сформированности УУД в области проектирования. Содержание практических заданий может быть связано с темой индивидуального проекта обучающегося, так и не связано с ним. В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой, школьник создает оцениваемый продукт
(паспорт проекта, информационная папка проекта, планирование исследовательской работы, научный отчет об эксперименте, рецензия и.т.п.)
Индивидуальные
практические
консультирования направлены на оказание непосредственной помощи, контроля и корректировки работы над проектной работой на разных этапах ее создания.
I.
Введение
Цели, задачи и содержание учебного курса. Определения понятия «проект» и его понятийно-содержательные элементы. Нормативно-правовая база учебного курса
«Индивидуальный проект». Виды проектных и исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, модель и др.. История технологии проектов. Типовая классификация проектов в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
II. Организационные основы индивидуального проекта
Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работы над проектом. Классификация проектов(по доминирующей деятельности учащихся, характеру контактов, продолжительности). Формы продуктов проектной деятельности. Паспорт проекта.
Оформление проектной папки. Виды презентации. Система оценивания проектной деятельности.
III. Методология проектирования, учебно-исследовательской (научной) деятельности,
творчества
Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской (научной) деятельности.
Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования. Взаимосвязи проблемы, предмета и цели исследования. Источники и условия исследовательского поиска.
Основные понятия для изучения: наука, факт, научное знание, закон, теория, логика, проблема, предмет, объект, цель исследования, диагностика, интерпретация.
Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема, актуальность исследования. Противоречия и проблемы. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задачи исследования. Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и эмпирического исследования. Статистические методы и средства формализации.


6
Основные понятия для изучения: тема, актуальность исследования, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задача, эмпирические и теоретические методы, методы диагностики, объяснения, наблюдения, эксперимента, опроса, метод беседы, , метод изучения продуктов деятельности, статистические методы.
Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав.
IV. Этапы работы над проектом (практические занятия)
1. Выбор темы. Составление плана над проектом.
2. Приемы работы с научной литературой и первоисточниками.
3. Работа с понятийным аппаратом проекта в соответствии с выбранной темой.
4. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность.
5. практические навыки оформления проекта ( пробное моделирование)
6. Предварительная защита проекта
V. Оформление проектной работы
Правила оформления письменной части работы. Структура проектной работы, правила и способы оформления всех ее частей. Требования ГОСТ к оформлению списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул. Тезисы работы. Правила оформления презентации проектной работы. Создание и оформление буклета. Правила создания рецензии на проект.
Основные понятия для изучения: реферат, научный журнал, , тезисы, копмиляция текста, рабочий вариант, редактирование текста, введение, титульный лист, выводы, заключение, цитаты, ссылки.
VI.
Индивидуальная практическая работа над проектом, индивидуальные
консультации учителя или тьютора.
VII. Представление результатов работы над индивидуальным проектом
Защита и презентация проекта. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и рецензий. Правила успешной защиты, стили изложения информации, способы ведения дискуссии. Критерии и система оценки проекта.
VIII. Рефлексия исследовательской деятельности
Анализ проектных работ. Самоанализ и оценка исследовательской деятельности, сравнительный анализ проектных работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Первомайской СОШ и расписанием уроков на
2021-2022 учебный год на реализацию программы отводится 1 час в неделю, 35 учебных