Файл: Практикума. На основе документа Концептуальные рамки Составьте на основе текста Витамины на вырубках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контекст, в котором происходит взаимодействие читателя и текста:


  • личный,

  • общественный,

  • практический,

  • образовательный.


Компетентностная область оценки

  1. Находить и извлекать информацию

    1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.);

    2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации:

      1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;

1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;

    1. Определять наличие/отсутствие информации.

  1. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста);

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;

2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.);

2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев;

2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов;

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста;

3.4. Оценивать полноту, достоверность информации;

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку.

Трудность задания

Создатели заданий могут варьировать трудность задания, опираясь на следующие представления о факторах, определяющих эту трудность (Kirsch, 2001; Kirsch & Mosenthal, 1990).

Трудность поиска и извлечения информации из текста определяют следующие факторы:


  • число единиц информации, которые читателю надо найти,

  • количество «зияний» в тексте, которые читателю надо мысленно восстановить,

  • объем и однозначность единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор,

  • объем и сложность текста.

Трудность интеграции и интерпретации сообщений текста определяют следующие факторы:

  • число единиц информации, которые читателю надо связать в единую картину,

  • тип связи между единицами информации, который требуется установить (например, найти сходство, как правило, легче, чем найти различие),

  • наличие конкурирующих единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор,

  • характер текста: чем он длиннее, чем более абстрактен, чем меньше читатель знаком с предметом обсуждения, тем труднее соединить сообщения текста в общую картину.

Трудность осмысления и оценки сообщений текста определяют следующие факторы:

  • требуемый тип осмысления (например, сравнить два факта легче, чем построить предположение на основе этих фактов),

  • тип внетекстового знания, которое необходимо читателю для понимания текста (например, труднее ответить на вопрос, которые требует не общежитейского, а специализированного знания),

  • размер и степень абстрактности текста.

Трудность вопросов к сплошным текстам определяют следующие факторы:

  • размер текста,

  • четкость и прозрачность его структуры,

  • явственность связи отдельных частей текста с его общей темой,

  • наличие таких формальных характеристик текста, как абзацы, подзаголовки и другие знаки, структурирующие изложение.

Трудность вопросов к несплошным текстам определяют следующие факторы:

- объем информации в тексте,

  • тип связи между частями текста (например, с простыми списками легче иметь дело, чем со сложноорганизованными реестрами),

  • наличие формальных характеристик связи между частями текста (например, специальное форматирование),

  • место расположения искомой информации (например, в основном тексте ее легче найти, чем в сноске).


Общая классификация текстов, принятая в исследовании за основу.

В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на:



  • сплошные (без изображений)
    Примерами сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое);
    2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

  • несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно. Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: 1) графики; 2) диаграммы;
    3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.);
    7) информационные листы и объявления.

  • составные тексты, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Например, в составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Разные части составного текста могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами), а могут и различаться.