Файл: Практикума. На основе документа Концептуальные рамки Составьте на основе текста Витамины на вырубках.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контекст, в котором происходит взаимодействие читателя и текста:
Компетентностная область оценки
1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста);
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;
2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.);
2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев;
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов;
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста;
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации;
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку.
Трудность задания
Создатели заданий могут варьировать трудность задания, опираясь на следующие представления о факторах, определяющих эту трудность (Kirsch, 2001; Kirsch & Mosenthal, 1990).
Трудность поиска и извлечения информации из текста определяют следующие факторы:
Трудность интеграции и интерпретации сообщений текста определяют следующие факторы:
Трудность осмысления и оценки сообщений текста определяют следующие факторы:
Трудность вопросов к сплошным текстам определяют следующие факторы:
Трудность вопросов к несплошным текстам определяют следующие факторы:
- объем информации в тексте,
Общая классификация текстов, принятая в исследовании за основу.
В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на:
-
личный,
-
общественный, -
практический, -
образовательный.
Компетентностная область оценки
-
Находить и извлекать информацию-
Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.); -
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации:-
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;
-
-
1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста;
-
Определять наличие/отсутствие информации.
-
Интегрировать и интерпретировать информацию
2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.);
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста);
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста;
2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.);
2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;
2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев;
2.8. Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора;
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов;
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста;
3.4. Оценивать полноту, достоверность информации;
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку.
Трудность задания
Создатели заданий могут варьировать трудность задания, опираясь на следующие представления о факторах, определяющих эту трудность (Kirsch, 2001; Kirsch & Mosenthal, 1990).
Трудность поиска и извлечения информации из текста определяют следующие факторы:
-
число единиц информации, которые читателю надо найти, -
количество «зияний» в тексте, которые читателю надо мысленно восстановить, -
объем и однозначность единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор, -
объем и сложность текста.
Трудность интеграции и интерпретации сообщений текста определяют следующие факторы:
-
число единиц информации, которые читателю надо связать в единую картину, -
тип связи между единицами информации, который требуется установить (например, найти сходство, как правило, легче, чем найти различие), -
наличие конкурирующих единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор, -
характер текста: чем он длиннее, чем более абстрактен, чем меньше читатель знаком с предметом обсуждения, тем труднее соединить сообщения текста в общую картину.
Трудность осмысления и оценки сообщений текста определяют следующие факторы:
-
требуемый тип осмысления (например, сравнить два факта легче, чем построить предположение на основе этих фактов), -
тип внетекстового знания, которое необходимо читателю для понимания текста (например, труднее ответить на вопрос, которые требует не общежитейского, а специализированного знания), -
размер и степень абстрактности текста.
Трудность вопросов к сплошным текстам определяют следующие факторы:
-
размер текста, -
четкость и прозрачность его структуры, -
явственность связи отдельных частей текста с его общей темой, -
наличие таких формальных характеристик текста, как абзацы, подзаголовки и другие знаки, структурирующие изложение.
Трудность вопросов к несплошным текстам определяют следующие факторы:
- объем информации в тексте,
-
тип связи между частями текста (например, с простыми списками легче иметь дело, чем со сложноорганизованными реестрами), -
наличие формальных характеристик связи между частями текста (например, специальное форматирование), -
место расположения искомой информации (например, в основном тексте ее легче найти, чем в сноске).
Общая классификация текстов, принятая в исследовании за основу.
В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на:
-
сплошные (без изображений)
Примерами сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое);
2) повествование (рассказ, репортаж); 3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). -
несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно. Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: 1) графики; 2) диаграммы;
3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.);
7) информационные листы и объявления. -
составные тексты, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Например, в составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов. Разные части составного текста могут быть похожи по формату (например, быть двумя сплошными текстами), а могут и различаться.