Файл: Занятие для обучающихся 57 классов по теме день памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ» (17 апреля)
Вопросы для обсуждения с обучающимися
Вопрос для обсуждения с обучающимися
Вопрос для обсуждения с обучающимися
Вопросы для обсуждения с обучающимися
Список интернет-ресурсов и литературы ко Дню единых действий
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ» (17 апреля)
Цель занятия: формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Задачи занятия:
-
познакомитьобучающихся с важнейшими фактами преступлений против мирных граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время; -
сформироватьу обучающихся ценностное отношение к преступлениям геноцида, бесчеловечной нацистской идеологии и практики; сформировать негативное отношение к нацизму как человеконенавистнической идеологии; -
воспитывать у обучающихся личностные качества патриота и гражданина на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство сострадания к жертвам войны – мирным гражданам; -
содействоватьсохранению исторической памяти о событиях геноцида советского народа и преемственности поколений путем обсуждения способов сохранения исторической памяти.
Формируемые ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность
поколений.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Мы говорили о героях Отечества и о музыке, о семье и о Дне воссоединения Крыма с Россией.
19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноцидесоветского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественнойвойны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида. Преступления бывают против человека, а могут быть против всего народа.
Напавшие на нашу страну нацисты совершали страшные преступления, которые сейчас мы называем геноцид.
Давайте разберемся с этим понятием более подробно, посмотрев видеоролик.
Демонстрациявидеоролика (дикторский текст)
Попробуйте объяснить своими словами понятие геноцид, можно использовать информацию видеоролика. Что такое геноцид? Ответыобуч-ся.
Посмотрим значение слова по словарю. «Геноцид – это истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Это тягчайшее преступление против человечества» – сообщает нам словарь русского языка С.И. Ожегова.
Часть 2. Основная
В годы Великой Отечественной войны нацисты совершали геноцид по истреблению народов нашей страны. Получилось ли у них это? Ответыоб-ся.
У нацистов была разработана целая программа по истреблению других народов. Если вспомнить историю
, то по плану «Барбаросса» земли нашей страны планировалось раздать немцам, а жителей – сделать рабами или уничтожить.
Сегодня на занятии мы вспомним некоторые факты геноцида советского народа на оккупированной нацистами территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и задумаемся, а нужно ли нам, нашему народу, всему миру сейчас помнить о них.
В этом году мы с вами уже говорили, и сейчас в видеоролике снова была показана информация о городе, который находился в блокаде почти 900 дней и ночей. Какой это город? Ленинград.
Кроме голода и лишений, нацисты и их пособники пленили людей разных национальностей и отправляли в концентрационные лагеря (или концлагеря). Люди в таких местах находились в плену. Чаще всего их заставляли работать в совершенно рабских условиях. Миллионы людей были угнаны на принудительные работы в Германию, из них более 2 миллионов погибло от нечеловеческих условий содержания.
В концлагеря попадали люди самых разных национальностей. История знает страшные цифры: узниками нацистских концлагерей были не менее 18 миллионов человек, из которых уничтожено более 11 миллионов человек. В рабство было вывезено почти 5 млн советских граждан. В живых осталась только пятая часть. Несмотря на террор, ужасные условия содержания, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, узники смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли сопротивление. Их патриотизм, любовь к жизни и
свободе вдохновляют, восхищают нас и по сей день.
Вопросы для обсуждения с обучающимися
-
Почемуфашистыцеленаправленноуничтожалиимучилилюдей? -
Как вы думаете, что помогало людям выжить в нечеловеческихусловияхконцентрационныхлагерей?
Всему миру известны названия таких концлагерей как Освенцим (Польша), Бухенвальд (Германия), Майданек (Польша), Равенсбрюк (женский, Германия) и другие. Но мало кто знает о концлагерях, которые находились на оккупированной территории Советского Союза. Масштабы преступлений, совершенных нацистами концлагерях, не могут оставить равнодушными. Слышали вы когда-нибудь о таких лагерях?
Я хочу рассказать об этих лагерях отдельно.
Самое страшное – это лагеря для детей. Да, некоторые концлагеря были полностью детскими. Туда нацисты собирали самых незащищенных, самых слабых маленьких жителей нашей страны, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела.
Казалось бы, зачем содержать в лагере узников, да еще и детей. Надо их кормить, дать им жилье, а это дополнительные траты. Предположите, какую роль отводили нацисты детям в этих лагерях? Ответыобучающихся.
2. Демонстрациявидеоролика
Трагедия макеевского приюта «Призрение» является настоящим символом геноцида против советских детей в годы Великой Отечественной войны. (КАРТИНКА на доску)
- Как вы думаете, для чего еще нужны были люди в концлагерях?
Какие цели преследовали нацисты?
Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость. Сколько времени человек выдержит на морозе, какие
препараты и в какой дозировке лечат человека, а в какой – убивают. Каким газомилиядомэффективнееуничтожитьчеловека.Да,теперьнаукаимеетэтисведения.Онибылидобытывнацистскихконцлагерях.
Мы храним память тех ужасных дней в нашей истории, в нашем сердце. После войны по всей стране были установлены сотни памятников узникам концлагерей, и они устанавливаются до сих пор.
На единственном в мире памятнике детям-донорам в Макеевке написаны слова бывшей узницы Освенцима, макеевчанки Ларисы Симоновой:
Земля, дай разум всем живущим людям.
Дай силу тем, кто сможет защитить.
Добра тому, кто добр со слабым будет.
Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!
Вопрос для обсуждения с обучающимися
- Какие важные, с точки зрения автора, человеческие качества названы вэтомстихотворении? Важны ли онидлянасс вами?
Как мы видим, память о тех трагических днях сохраняется в разных формах: люди пишут стихи, проводят уроки, снимают фильмы, создают памятники.
На юге нашей страны есть еще мемориал, напоминающий нам о действиях нацистов во время Великой Отечественной войны против нашего народа. Почему его поставили?
Уточним ответ на мой вопрос, посмотрев видеоролик.
3.Демонстрациявидеоролика (дикторский текст)
Это «Красный» — самый крупный в Крыму концлагерь. (КАРТИНКА на доску) До его освобождения Красной Армией в 1944 году в лагере было замучено около 15 тысяч человек военнопленных, мирных жителей и членов их семей. Лагерь был окружен двойным кольцом колючей проволоки, его узники