Файл: Рабочая программа элективного курса Математика в задачах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание программы учебного курса
Задачи на движение (6ч).
Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся. Задачи на “одновременное” движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в разных направлениях. Задачи на движение по воде (по течению и против течения). Решение всех типов задач на движение.
Задачи на зависимость между компонентами (5ч).
Решение комбинаторных задач. Задачи на время. Задачи на работу. Определение объема выполненной работы. Задачи на производительность труда. Нахождение времени, затраченного на выполнение объема работы. Задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно. Задачи на планирование.
Задачи на проценты (9ч).
Проценты. Нахождение процента от числа. Процентное отношение. Решение задач на нахождение части числа и числа по части. Решение текстовых задач по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях». Задачи на смеси, растворы, сплавы. Последовательное снижение (повышение) цены товара. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание.
Задачи на пропорцию (3ч).
Прямая и обратная пропорциональности. Решение текстовых задач «Пропорциональные отношения в жизни».
Старинные задачи (3ч).
Задачи математических олимпиад (3ч).
Сюжетные логические задачи.
Итоговые занятия. Резерв (6ч).
Творческие индивидуальные и групповые работы по темам курса.
Учебно-методического и материально-технического обеспечение образовательного процесса
-
Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 6 класса М.-Х: "ИЛЕКСА", 2001 -
Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.:Галс плюс, 1998. – 168 с. -
Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002. -
А.В. Фарков. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – СПб.: Питер, 2010. -
Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с. -
Змаева Е. Решение задач на движение/ Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41. -
Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 -
Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001. -
Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005 -
Талызина Н.Ф.Формирование общих приёмов решения арифметических задач//Формирование приёмов математического мышления - М.: ТОО «Вентана --Граф», 1995 -
Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001. -
М.А. Куканов. Моделирование в решении задач - Волгоград: Учитель, 2009. -
Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы: книга для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2003. – 256 с. -
И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г. -
Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г. -
Савин А.П. Математические миниатюры. М.: Дет. лит. 1998.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия
-
ориентация в системе требований при обучении математике; -
позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики; -
умение выбирать желаемый уровень математических результатов; -
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности; -
анализировать условие задачи; -
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; -
применять приемы самоконтроля при решении математических задач; -
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; -
основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот; -
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими; -
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; -
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; -
формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов; -
с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Предметные образовательные результаты
Обучающийся научится:
-
выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений; -
решать текстовые задачи арифметическим способом. -
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин -
решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий; -
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты; -
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот -
выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений
Обучающийся получит возможность научиться:
-
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления. -
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными. -
понимать существо понятия алгоритма -
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций. -
уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Сложные задачи на движение. Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку. | 1ч |
2 | Особенности каждого вида движения. | 1ч |
3 | Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения. | 1ч |
4 | Задачи на движение по воде. Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде. | 1ч |
5 | Движение по течению. Решение задач. | 1ч |
6 | Движение против течения. Движение в стоячей воде. Решение задач. | 1ч |
7 | Решение комбинаторных задач. | 1ч |
8 | Задачи на время. | 1ч |
9 | Задачи на работу. Задачи на производительность труда. | 1ч |
10 | Задачи на «бассейн». | 1ч |
11 | Задачи на планирование. | 1ч |
12 | Задачи на процентные отношения. Проценты. Нахождение процента от числа. | 1ч |
13 | Решение задач на нахождение части числа и числа по части. | 1ч |
14 | Решение текстовых задач по теме «Процентные вычисления в жизненных ситуациях». | 1ч |
15 | Задачи на последовательное повышение и понижение цены. | 1ч |
16 | Решение задач на последовательное повышение и понижение цены. | 1ч |
17 | Решение задач на последовательное повышение и понижение цены. | 1ч |
18 | Задачи на смеси и сплавы. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание. | 1ч |
19 | Решение задач на смеси и сплавы. | 1ч |
20 | Решение задач на последовательное выпаривание и высушивание. | 1ч |
21 | Задачи на прямую и обратную пропорциональность. | 1ч |
22 | Решение задач на прямую пропорциональность. | 1ч |
23 | Решение задач на обратную пропорциональность. | 1ч |
24 | Задачи математических олимпиад. Задачи для разминки. Элементарные «занимательные» задачи. | 1ч |
25 | Логические задачи. | 1ч |
26 | Геометрические задачи. | 1ч |
27 | Старинные задачи. История возникновения арифметических задач, причины, побудившие их возникновение. Авторы-составители задач, их биографии. | 1ч |
28 | Виды старинных задач. | 1ч |
29 | Решения старинных задач. | 1ч |
30-35 | Итоговые занятия. Резерв. | 6ч |
| | |
| | |