Файл: Русская культура первой половины xix века фамилия Имя Отчество Группа Студенческий билет Проверил СанктПетербург.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ㅤ острова Тихого ㅤ океана, побережье Китая, остров ㅤ Сахалин и ㅤ полуостров Камчатка. Позднее ㅤ Ю. Ф. Лисянский, проделав путь ㅤ от Гавайских ㅤ островов до ㅤ Аляски, собрал богатые ㅤ географические и ㅤ этнографические материалы ㅤ об этих ㅤ территориях.
Гуманитарные науки ㅤ выделились в ㅤ особую отрасль ㅤ и успешно ㅤ развивались. В начале ㅤ XIX в. и ㅤ особенно после ㅤ Отечественной войны ㅤ 1812 г. усилилось стремление ㅤ познать русскую ㅤ историю как ㅤ важный элемент ㅤ национальной культуры.6 При ㅤ Московском университете ㅤ было создано ㅤ Общество истории ㅤ и древностей ㅤ российских. Начались интенсивные ㅤ поиски памятников ㅤ древнерусской письменности. В ㅤ 1800 г. было опубликовано ㅤ «Слово о ㅤ полку Игореве» — выдающийся ㅤ памятник древнерусской ㅤ литературы XII ㅤ а. Археографическая комиссия ㅤ развернула работу ㅤ по сбору ㅤ и публикации ㅤ документов по ㅤ русской истории. Начались ㅤ первые археологические ㅤ раскопки на ㅤ территории России.
Н. М. Карамзин ㅤ своим трудом ㅤ пробудил интерес ㅤ многих писателей ㅤ к отечественной ㅤ истории. Под его ㅤ влиянием были ㅤ созданы «Исторические ㅤ думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис ㅤ Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы ㅤ И. И. Лажечникова и ㅤ Н. В. Кукольника.
Для следующих ㅤ поколений историков ㅤ (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М. П. Погодин и ㅤ др.) было характерно ㅤ стремление по-новому ㅤ осмыслить русскую ㅤ историю, понять закономерности
ㅤ и специфику ㅤ ее развития, связь ㅤ и отличие ㅤ от западно-европейской. При ㅤ этом углублялось ㅤ размежевание теоретико-философских ㅤ позиций, исторические наблюдения ㅤ использовались для ㅤ обоснования своих ㅤ политических взглядов ㅤ и программы ㅤ будущего устройства ㅤ России. В конце ㅤ 40-х годов ㅤ начал свои ㅤ исследования корифей ㅤ русской исторической ㅤ науки С. М. Соловьев.
Важной ㅤ задачей в ㅤ процессе становления ㅤ национальной культуры ㅤ была разработка ㅤ правил и ㅤ норм русского ㅤ литературного и ㅤ разговорного языка. Это ㅤ имело особое ㅤ значение в ㅤ связи с ㅤ тем, что многие ㅤ дворяне не ㅤ умели ни ㅤ строчки написать ㅤ по-русски, не читали ㅤ книги на ㅤ родном языке. Существовали ㅤ различные мнения ㅤ о том, каким ㅤ быть русскому ㅤ языку. Часть ученых ㅤ выступала за ㅤ сохранение архаизмов, характерных ㅤ для XVIII ㅤ в. Разработка основ ㅤ русского литературного ㅤ языка окончательно ㅤ осуществилась в ㅤ творчестве писателей ㅤ Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и ㅤ др. Публицист Н. И. Греч ㅤ написал «Практическую ㅤ русскую грамматику».
Уровень ㅤ образованности общества ㅤ является одним ㅤ из показателей ㅤ культурного состояния ㅤ страны. В России ㅤ в конце ㅤ XVIII — начале ㅤ XIX в. он ㅤ был крайне ㅤ невысок. Население, и главным ㅤ образом крестьянство, было ㅤ неграмотным или ㅤ малограмотным. Поэтому усилия ㅤ правительства Александра ㅤ
I были ㅤ направлены на ㅤ создание системы ㅤ государственного образования. Она ㅤ состояла из: одногодичных ㅤ приходских школ; трехклассных ㅤ уездных училищ; семиклассных ㅤ гимназий. В эпоху ㅤ Александра I ㅤ образование было ㅤ бессословным. При Николае ㅤ I оно ㅤ приняло замкнутый ㅤ сословный характер: приходские ㅤ школы для ㅤ крестьян; уездные училища ㅤ для детей ㅤ купцов, ремесленников и ㅤ других городских ㅤ обывателей; гимназии для ㅤ детей дворян ㅤ и чиновников. Для ㅤ дворянства, кроме того, открывались ㅤ и специальные ㅤ средние учебные ㅤ заведения — кадетские ㅤ корпуса и ㅤ др. Лишь гимназическое ㅤ образование или ㅤ окончание специальных ㅤ дворянских учебных ㅤ заведений давало ㅤ право поступления ㅤ в университеты.7
Образцовым ㅤ учебным заведением ㅤ стал с ㅤ 1811 г. знаменитый Царскосельский ㅤ лицей. Программа преподавания ㅤ в нем ㅤ почти соответствовала ㅤ университетской. В лицее ㅤ получили образование ㅤ литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты ㅤ А. М. Горчаков и ㅤ Н. К. Гире; министр народного ㅤ просвещения Д. А. Толстой; публицист ㅤ Н. Я. Данилевский и ㅤ другие.8
Широко была ㅤ распространена система ㅤ домашнего образования. В ㅤ ней основное ㅤ внимание уделялось ㅤ изучению иностранных ㅤ языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения ㅤ в обществе.
В ㅤ первой половине ㅤ XIX в. в ㅤ России не ㅤ было системы ㅤ женского образования. Только ㅤ
для дворянок ㅤ открыли несколько ㅤ закрытых институтов ㅤ (средних учебных ㅤ заведений), созданных по ㅤ образцу Смольного ㅤ института благородных ㅤ девиц. Программа была ㅤ рассчитана на ㅤ 7—8 лет обучения ㅤ и включала ㅤ арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В ㅤ начале ХТХ ㅤ в. в Петербурге ㅤ и Москве ㅤ были созданы ㅤ школы для ㅤ девушек, отцы которых ㅤ имели обер-офицерское ㅤ звание.
В политике ㅤ правительства по ㅤ отношению к ㅤ начальному и ㅤ среднему образованию ㅤ доминировали консервативные ㅤ тенденции. Многие государственные ㅤ деятели осознавали ㅤ растущую потребность ㅤ в образованных ㅤ или хотя ㅤ бы грамотных ㅤ людях. В то ㅤ же время ㅤ они боялись ㅤ широкого просвещения ㅤ народа. Эту позицию ㅤ обосновал шеф ㅤ жандармов А. X. Бенкендорф. «Не ㅤ должно слишком ㅤ торопиться с ㅤ просвещением, чтобы народ ㅤ не стал ㅤ по кругу ㅤ своих понятий ㅤ в уровень ㅤ с монархами ㅤ и не ㅤ посягнул тогда ㅤ на послабление ㅤ их власти». Под ㅤ строгим правительственным ㅤ контролем находились ㅤ все программы ㅤ образовательных учреждений. Они ㅤ усиленно наполнялись ㅤ религиозным содержанием ㅤ и принципами, воспитывавшими ㅤ монархические чувства.
Однако ㅤ даже в ㅤ этих сложных ㅤ условиях высшее ㅤ образование продолжало ㅤ развиваться. Открывались новые ㅤ университеты в
ㅤ Дерите (ныне ㅤ г. Тарту), Петербурге (на ㅤ базе Педагогического ㅤ института), Казани, Харькове. Юридический статус ㅤ университетов определялся ㅤ Уставами 1804 и ㅤ 1835 гг. В последнем ㅤ наглядно проявилось ㅤ усиление консервативной ㅤ линии в ㅤ политике правительства.
Университеты ㅤ и институты ㅤ стали основными ㅤ центрами, пропагандировавшими современные ㅤ научные достижения ㅤ и формировавшими ㅤ национальное самосознание. Большой ㅤ популярностью пользовались ㅤ публичные лекции ㅤ профессоров Московского ㅤ университета по ㅤ проблемам отечественной ㅤ и всеобщей ㅤ истории, коммерческим и ㅤ естественным наукам. Особую ㅤ известность приобрели ㅤ лекции по ㅤ всеобщей истории ㅤ профессора Т. Н. Грановского.
Несмотря ㅤ на препятствия, чинимые ㅤ правительством, происходила демократизация ㅤ состава студенчества. Разночинцы ㅤ (выходцы из ㅤ недворянских слоев) стремились ㅤ получить высшее ㅤ образование. Многие из ㅤ них занимались ㅤ самообразованием, пополняя ряды ㅤ складывавшейся русской ㅤ интеллигенции. Среди них ㅤ поэт А. Кольцов, публицист ㅤ Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный ㅤ на свободу ㅤ и ставший ㅤ литературным критиком ㅤ и академиком ㅤ Петербургской академии ㅤ наук.
Гуманитарные науки ㅤ выделились в ㅤ особую отрасль ㅤ и успешно ㅤ развивались. В начале ㅤ XIX в. и ㅤ особенно после ㅤ Отечественной войны ㅤ 1812 г. усилилось стремление ㅤ познать русскую ㅤ историю как ㅤ важный элемент ㅤ национальной культуры.6 При ㅤ Московском университете ㅤ было создано ㅤ Общество истории ㅤ и древностей ㅤ российских. Начались интенсивные ㅤ поиски памятников ㅤ древнерусской письменности. В ㅤ 1800 г. было опубликовано ㅤ «Слово о ㅤ полку Игореве» — выдающийся ㅤ памятник древнерусской ㅤ литературы XII ㅤ а. Археографическая комиссия ㅤ развернула работу ㅤ по сбору ㅤ и публикации ㅤ документов по ㅤ русской истории. Начались ㅤ первые археологические ㅤ раскопки на ㅤ территории России.
Н. М. Карамзин ㅤ своим трудом ㅤ пробудил интерес ㅤ многих писателей ㅤ к отечественной ㅤ истории. Под его ㅤ влиянием были ㅤ созданы «Исторические ㅤ думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис ㅤ Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы ㅤ И. И. Лажечникова и ㅤ Н. В. Кукольника.
Для следующих ㅤ поколений историков ㅤ (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М. П. Погодин и ㅤ др.) было характерно ㅤ стремление по-новому ㅤ осмыслить русскую ㅤ историю, понять закономерности
ㅤ и специфику ㅤ ее развития, связь ㅤ и отличие ㅤ от западно-европейской. При ㅤ этом углублялось ㅤ размежевание теоретико-философских ㅤ позиций, исторические наблюдения ㅤ использовались для ㅤ обоснования своих ㅤ политических взглядов ㅤ и программы ㅤ будущего устройства ㅤ России. В конце ㅤ 40-х годов ㅤ начал свои ㅤ исследования корифей ㅤ русской исторической ㅤ науки С. М. Соловьев.
Важной ㅤ задачей в ㅤ процессе становления ㅤ национальной культуры ㅤ была разработка ㅤ правил и ㅤ норм русского ㅤ литературного и ㅤ разговорного языка. Это ㅤ имело особое ㅤ значение в ㅤ связи с ㅤ тем, что многие ㅤ дворяне не ㅤ умели ни ㅤ строчки написать ㅤ по-русски, не читали ㅤ книги на ㅤ родном языке. Существовали ㅤ различные мнения ㅤ о том, каким ㅤ быть русскому ㅤ языку. Часть ученых ㅤ выступала за ㅤ сохранение архаизмов, характерных ㅤ для XVIII ㅤ в. Разработка основ ㅤ русского литературного ㅤ языка окончательно ㅤ осуществилась в ㅤ творчестве писателей ㅤ Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и ㅤ др. Публицист Н. И. Греч ㅤ написал «Практическую ㅤ русскую грамматику».
Уровень ㅤ образованности общества ㅤ является одним ㅤ из показателей ㅤ культурного состояния ㅤ страны. В России ㅤ в конце ㅤ XVIII — начале ㅤ XIX в. он ㅤ был крайне ㅤ невысок. Население, и главным ㅤ образом крестьянство, было ㅤ неграмотным или ㅤ малограмотным. Поэтому усилия ㅤ правительства Александра ㅤ
I были ㅤ направлены на ㅤ создание системы ㅤ государственного образования. Она ㅤ состояла из: одногодичных ㅤ приходских школ; трехклассных ㅤ уездных училищ; семиклассных ㅤ гимназий. В эпоху ㅤ Александра I ㅤ образование было ㅤ бессословным. При Николае ㅤ I оно ㅤ приняло замкнутый ㅤ сословный характер: приходские ㅤ школы для ㅤ крестьян; уездные училища ㅤ для детей ㅤ купцов, ремесленников и ㅤ других городских ㅤ обывателей; гимназии для ㅤ детей дворян ㅤ и чиновников. Для ㅤ дворянства, кроме того, открывались ㅤ и специальные ㅤ средние учебные ㅤ заведения — кадетские ㅤ корпуса и ㅤ др. Лишь гимназическое ㅤ образование или ㅤ окончание специальных ㅤ дворянских учебных ㅤ заведений давало ㅤ право поступления ㅤ в университеты.7
Образцовым ㅤ учебным заведением ㅤ стал с ㅤ 1811 г. знаменитый Царскосельский ㅤ лицей. Программа преподавания ㅤ в нем ㅤ почти соответствовала ㅤ университетской. В лицее ㅤ получили образование ㅤ литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты ㅤ А. М. Горчаков и ㅤ Н. К. Гире; министр народного ㅤ просвещения Д. А. Толстой; публицист ㅤ Н. Я. Данилевский и ㅤ другие.8
Широко была ㅤ распространена система ㅤ домашнего образования. В ㅤ ней основное ㅤ внимание уделялось ㅤ изучению иностранных ㅤ языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения ㅤ в обществе.
В ㅤ первой половине ㅤ XIX в. в ㅤ России не ㅤ было системы ㅤ женского образования. Только ㅤ
для дворянок ㅤ открыли несколько ㅤ закрытых институтов ㅤ (средних учебных ㅤ заведений), созданных по ㅤ образцу Смольного ㅤ института благородных ㅤ девиц. Программа была ㅤ рассчитана на ㅤ 7—8 лет обучения ㅤ и включала ㅤ арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В ㅤ начале ХТХ ㅤ в. в Петербурге ㅤ и Москве ㅤ были созданы ㅤ школы для ㅤ девушек, отцы которых ㅤ имели обер-офицерское ㅤ звание.
В политике ㅤ правительства по ㅤ отношению к ㅤ начальному и ㅤ среднему образованию ㅤ доминировали консервативные ㅤ тенденции. Многие государственные ㅤ деятели осознавали ㅤ растущую потребность ㅤ в образованных ㅤ или хотя ㅤ бы грамотных ㅤ людях. В то ㅤ же время ㅤ они боялись ㅤ широкого просвещения ㅤ народа. Эту позицию ㅤ обосновал шеф ㅤ жандармов А. X. Бенкендорф. «Не ㅤ должно слишком ㅤ торопиться с ㅤ просвещением, чтобы народ ㅤ не стал ㅤ по кругу ㅤ своих понятий ㅤ в уровень ㅤ с монархами ㅤ и не ㅤ посягнул тогда ㅤ на послабление ㅤ их власти». Под ㅤ строгим правительственным ㅤ контролем находились ㅤ все программы ㅤ образовательных учреждений. Они ㅤ усиленно наполнялись ㅤ религиозным содержанием ㅤ и принципами, воспитывавшими ㅤ монархические чувства.
Однако ㅤ даже в ㅤ этих сложных ㅤ условиях высшее ㅤ образование продолжало ㅤ развиваться. Открывались новые ㅤ университеты в
ㅤ Дерите (ныне ㅤ г. Тарту), Петербурге (на ㅤ базе Педагогического ㅤ института), Казани, Харькове. Юридический статус ㅤ университетов определялся ㅤ Уставами 1804 и ㅤ 1835 гг. В последнем ㅤ наглядно проявилось ㅤ усиление консервативной ㅤ линии в ㅤ политике правительства.
Университеты ㅤ и институты ㅤ стали основными ㅤ центрами, пропагандировавшими современные ㅤ научные достижения ㅤ и формировавшими ㅤ национальное самосознание. Большой ㅤ популярностью пользовались ㅤ публичные лекции ㅤ профессоров Московского ㅤ университета по ㅤ проблемам отечественной ㅤ и всеобщей ㅤ истории, коммерческим и ㅤ естественным наукам. Особую ㅤ известность приобрели ㅤ лекции по ㅤ всеобщей истории ㅤ профессора Т. Н. Грановского.
Несмотря ㅤ на препятствия, чинимые ㅤ правительством, происходила демократизация ㅤ состава студенчества. Разночинцы ㅤ (выходцы из ㅤ недворянских слоев) стремились ㅤ получить высшее ㅤ образование. Многие из ㅤ них занимались ㅤ самообразованием, пополняя ряды ㅤ складывавшейся русской ㅤ интеллигенции. Среди них ㅤ поэт А. Кольцов, публицист ㅤ Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный ㅤ на свободу ㅤ и ставший ㅤ литературным критиком ㅤ и академиком ㅤ Петербургской академии ㅤ наук.