Файл: Русская культура первой половины xix века фамилия Имя Отчество Группа Студенческий билет Проверил СанктПетербург.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ㅤ и средства ㅤ музыкальной выразительности ㅤ в операх ㅤ «Русалка» и «Каменный ㅤ гость». Крупным представителем ㅤ романтического направления ㅤ в музыке ㅤ был композитор ㅤ А. Н. Верстовский (опера ㅤ «Аскольдова могила»).
Для русского ㅤ изобразительного искусства ㅤ также были ㅤ характерны романтизм ㅤ и реализм. Однако ㅤ официально признанным ㅤ методом был ㅤ классицизм. Академия художеств ㅤ стала консервативным ㅤ и косным ㅤ учреждением, препятствовавшим любым ㅤ попыткам свободы ㅤ творчества.
Ярким представителем ㅤ романтизма в ㅤ живописи был ㅤ О. А. Кипренский, кисти которого ㅤ принадлежат несколько ㅤ замечательных картин. Его ㅤ портрет молодого, овеянного ㅤ поэтической славой ㅤ А. С. Пушкина является ㅤ одним из ㅤ лучших в ㅤ создании романтического ㅤ образа.
Реалистическую манеру ㅤ отражали произведения ㅤ В. А. Тропинина. Он тоже ㅤ написал портрет ㅤ А. С. Пушкина. Перед зрителем ㅤ предстает умудренный ㅤ жизненным опытом, не ㅤ очень счастливый ㅤ человек. Чаще всего ㅤ В. А. Тропинин обращался ㅤ к изображению ㅤ людей из ㅤ народа («Кружевница», «Портрет ㅤ сына» и др.).
Художественные ㅤ и идейные ㅤ искания русской ㅤ общественной мысли, ожидание ㅤ перемен отразились ㅤ в картинах ㅤ К. П. Брюллова «Последний ㅤ день Помпеи» и ㅤ А. А. Иванова «Явление ㅤ Христа народу», которая ㅤ представлена на ㅤ рисунке 1.
Рис. 1 Картина ㅤ Иванова А.А. «Явление ㅤ Христа народу»
В ㅤ первой половине ㅤ XIX в. в ㅤ русскую живопись ㅤ входит бытовой ㅤ сюжет. Одним из ㅤ первых к ㅤ нему обратился ㅤ А. Г. Венецианов. Она посвятил ㅤ свои картины ㅤ «На пашне», «Захарка», «Утро ㅤ помещицы» изображению крестьян. Его ㅤ традиции продолжил ㅤ П. А. Федотов.
На рубеже ㅤ XVIII—XIX вв. наметился ㅤ подъем русской ㅤ скульптуры. И. П. Мартос создал первый ㅤ в Москве ㅤ памятник — К. Минину ㅤ и Д. Пожарскому ㅤ на Красной ㅤ площади. По проекту ㅤ А. А. Монфсррана была воздвигнута ㅤ 47-метровая колонна ㅤ на Дворцовой ㅤ площади перед ㅤ Зимним дворцом ㅤ как памятник ㅤ Александру I ㅤ и монумент ㅤ в честь ㅤ победы в ㅤ войне 1812 г. Б. И. Орловскому ㅤ принадлежат памятники ㅤ М. И. Кутузову и ㅤ М. Б. Барклаю де ㅤ Толли в ㅤ Петербурге. П. К. Клодт был автором ㅤ четырех конных ㅤ скульптурных групп ㅤ на Аничковом мосту ㅤ и конной ㅤ статуи Николая ㅤ I. Ф. П. Толстой создал ㅤ серию замечательных ㅤ барельефов и ㅤ медалей, посвященных Отечественной ㅤ войне 1812 г.
Русская ㅤ архитектура первой ㅤ половины XIX ㅤ в. связана с ㅤ традициями позднего ㅤ классицизма. Характерная черта ㅤ — создание крупных ㅤ ансамблей. Это особенно ㅤ проявилось в ㅤ Петербурге, в котором ㅤ многие кварталы ㅤ поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монферрана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове).
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты.
Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной.
В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.
Заключение
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.
Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.
Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.
В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.
Список использованной литературы
1 Горлова, И. И. Культурология: Учебное пособие / И. И. Горлова. - М. : Дашков и К, Наука-Спектр, 2011. – 195 с.
2 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
3 Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 156 с.
4 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
5 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
6 Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Культурология: Краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М. : Юрайт, 2013. – 54 с.
7 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
8 Викторов, В. В. Культурология: Учебник / В. В. Викторов. - М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2010. – 345 с.
9 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
10 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
Для русского ㅤ изобразительного искусства ㅤ также были ㅤ характерны романтизм ㅤ и реализм. Однако ㅤ официально признанным ㅤ методом был ㅤ классицизм. Академия художеств ㅤ стала консервативным ㅤ и косным ㅤ учреждением, препятствовавшим любым ㅤ попыткам свободы ㅤ творчества.
Ярким представителем ㅤ романтизма в ㅤ живописи был ㅤ О. А. Кипренский, кисти которого ㅤ принадлежат несколько ㅤ замечательных картин. Его ㅤ портрет молодого, овеянного ㅤ поэтической славой ㅤ А. С. Пушкина является ㅤ одним из ㅤ лучших в ㅤ создании романтического ㅤ образа.
Реалистическую манеру ㅤ отражали произведения ㅤ В. А. Тропинина. Он тоже ㅤ написал портрет ㅤ А. С. Пушкина. Перед зрителем ㅤ предстает умудренный ㅤ жизненным опытом, не ㅤ очень счастливый ㅤ человек. Чаще всего ㅤ В. А. Тропинин обращался ㅤ к изображению ㅤ людей из ㅤ народа («Кружевница», «Портрет ㅤ сына» и др.).
Художественные ㅤ и идейные ㅤ искания русской ㅤ общественной мысли, ожидание ㅤ перемен отразились ㅤ в картинах ㅤ К. П. Брюллова «Последний ㅤ день Помпеи» и ㅤ А. А. Иванова «Явление ㅤ Христа народу», которая ㅤ представлена на ㅤ рисунке 1.
Рис. 1 Картина ㅤ Иванова А.А. «Явление ㅤ Христа народу»
В ㅤ первой половине ㅤ XIX в. в ㅤ русскую живопись ㅤ входит бытовой ㅤ сюжет. Одним из ㅤ первых к ㅤ нему обратился ㅤ А. Г. Венецианов. Она посвятил ㅤ свои картины ㅤ «На пашне», «Захарка», «Утро ㅤ помещицы» изображению крестьян. Его ㅤ традиции продолжил ㅤ П. А. Федотов.
На рубеже ㅤ XVIII—XIX вв. наметился ㅤ подъем русской ㅤ скульптуры. И. П. Мартос создал первый ㅤ в Москве ㅤ памятник — К. Минину ㅤ и Д. Пожарскому ㅤ на Красной ㅤ площади. По проекту ㅤ А. А. Монфсррана была воздвигнута ㅤ 47-метровая колонна ㅤ на Дворцовой ㅤ площади перед ㅤ Зимним дворцом ㅤ как памятник ㅤ Александру I ㅤ и монумент ㅤ в честь ㅤ победы в ㅤ войне 1812 г. Б. И. Орловскому ㅤ принадлежат памятники ㅤ М. И. Кутузову и ㅤ М. Б. Барклаю де ㅤ Толли в ㅤ Петербурге. П. К. Клодт был автором ㅤ четырех конных ㅤ скульптурных групп ㅤ на Аничковом мосту ㅤ и конной ㅤ статуи Николая ㅤ I. Ф. П. Толстой создал ㅤ серию замечательных ㅤ барельефов и ㅤ медалей, посвященных Отечественной ㅤ войне 1812 г.
Русская ㅤ архитектура первой ㅤ половины XIX ㅤ в. связана с ㅤ традициями позднего ㅤ классицизма. Характерная черта ㅤ — создание крупных ㅤ ансамблей. Это особенно ㅤ проявилось в ㅤ Петербурге, в котором ㅤ многие кварталы ㅤ поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монферрана был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.
Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове).
В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты.
Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной.
В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.
Заключение
Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.
Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.
Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.
В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.
Список использованной литературы
-
Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures -
Викторов, В. В. Культурология: Учебник / В. В. Викторов. - М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2010. – 411 с. -
Горлова, И. И. Культурология: Учебное пособие / И. И. Горлова. - М. : Дашков и К, Наука-Спектр, 2011. – 304 с. -
Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 216с. -
Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Культурология: Краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М. : Юрайт, 2013. – 167 с.
1 Горлова, И. И. Культурология: Учебное пособие / И. И. Горлова. - М. : Дашков и К, Наука-Спектр, 2011. – 195 с.
2 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
3 Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 156 с.
4 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
5 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
6 Столяренко, Л. Д., Столяренко, В. Е. Культурология: Краткий курс лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - М. : Юрайт, 2013. – 54 с.
7 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
8 Викторов, В. В. Культурология: Учебник / В. В. Викторов. - М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2010. – 345 с.
9 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures
10 Лекции по истории России - https://histerl.ru/lectures