Файл: Русская культура первой половины xix века фамилия Имя Отчество Группа Студенческий билет Проверил СанктПетербург.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Художественная культура
Именно ㅤ расцвет литературы ㅤ позволил определить ㅤ первую половину ㅤ XIX в. как ㅤ «золотой век» русской ㅤ культуры. Писатели, отражавшие российскую ㅤ действительность, занимали разные ㅤ общественно-политические позиции. Существовали ㅤ различные художественные ㅤ стили (методы), сторонники ㅤ которых придерживались ㅤ противоположных убеждений. В ㅤ литературе первой ㅤ половины XIX ㅤ в. закладывались те ㅤ основополагающие принципы, которые ㅤ определили ее ㅤ дальнейшее развитие: народность, высокие ㅤ гуманистические идеалы, гражданственность ㅤ и чувство ㅤ национального самосознания, патриотизм, поиски ㅤ социальной справедливости. Литература ㅤ становилась важным ㅤ средством формирования ㅤ общественного сознания.
На ㅤ рубеже XVIII—XIX ㅤ вв. классицизм уступил ㅤ место сентиментализму. В ㅤ конце своего ㅤ творческого пути ㅤ к этому ㅤ художественному методу ㅤ пришел поэт ㅤ Г. Р. Державин. Главным представителем ㅤ русского сентиментализма ㅤ был писатель ㅤ и историк ㅤ Н. М. Карамзин (повесть ㅤ «Бедная Лиза») и ㅤ другие.9
Русский сентиментализм ㅤ просуществовал недолго. Героические ㅤ события войны ㅤ 1812 г. способствовали появлению ㅤ романтизма. Он был ㅤ широко распространен ㅤ и в ㅤ России, и в ㅤ других европейских ㅤ странах. В русском ㅤ романтизме существовало ㅤ два течения. В ㅤ творчестве В. А. Жуковского ㅤ проявился «салонный» романтизм. В
ㅤ балладах он ㅤ воссоздал мир ㅤ поверий, рыцарских легенд, далеких ㅤ от реальной ㅤ действительности. Другое течение ㅤ в романтизме ㅤ представляли поэты ㅤ и писатели ㅤ — декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский).
Во ㅤ второй четверти ㅤ XIX в. в ㅤ европейской литературе ㅤ начал утверждаться ㅤ реализм. В России ㅤ его основоположником ㅤ стал А. С. Пушкин. После ㅤ создания романа ㅤ «Евгений Онегин» этот ㅤ художественный метод ㅤ стал доминирующим. В ㅤ творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова ㅤ отчетливо проявились ㅤ характерные черты ㅤ реализма: правдивое отображение ㅤ действительности во ㅤ всем ее ㅤ многообразии, внимание к ㅤ простому человеку, обнажение ㅤ отрицательных явлений ㅤ жизни, глубокие раздумья ㅤ о судьбах ㅤ Родины и ㅤ народа.
Большое значение ㅤ для развития ㅤ литературы имела ㅤ деятельность «толстых» литературных ㅤ журналов «Современник» и ㅤ «Отечественные записки». Основателем ㅤ «Современника» был А. С. Пушкин, а ㅤ с 1847 г. его ㅤ возглавили Н. А. Некрасов ㅤ и В. Г. Белинский.10
Развитие ㅤ литературы происходило ㅤ в сложных ㅤ социально-политических условиях. Ее ㅤ постоянное соприкосновение ㅤ с передовыми ㅤ течениями общественной ㅤ мысли вынуждало ㅤ правительство применять ㅤ к литераторам ㅤ запретительные и ㅤ репрессивные меры. В ㅤ 1826 г. цензурный устав, названный ㅤ современниками «чугунным», сменил
ㅤ прежний (1804 г.), более ㅤ либеральный. Теперь цензор ㅤ мог по ㅤ своему усмотрению ㅤ кромсать текст, убирая ㅤ из него ㅤ все, что ему ㅤ казалось оскорбительным ㅤ для самодержавия ㅤ и церкви. «История ㅤ нашей литературы, по ㅤ словам А. И. Герцена,— это ㅤ или мартиролог, или ㅤ реестр каторги». А. И. Полежаев ㅤ и Т. Г. Шевченко ㅤ были отданы ㅤ в солдаты. А. И. Герцен ㅤ и Н. П. Огарев ㅤ за свои ㅤ первые литературные ㅤ опыты сосланы. А. А. Бестужев-Марлинский ㅤ убит во ㅤ время Кавказской ㅤ войны.
В первой ㅤ половине XIX ㅤ в. в России ㅤ театральная жизнь ㅤ вступила в ㅤ новую фазу. Существовали ㅤ различные виды ㅤ театров. По-прежнему широко ㅤ были распространены ㅤ крепостные театры, принадлежавшие ㅤ русским аристократическим ㅤ фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым ㅤ и др.). Государственных ㅤ театров было ㅤ немного (Александринский ㅤ и Мариинский ㅤ в Петербурге, Большой ㅤ и Малый ㅤ в Москве). Они ㅤ находились под ㅤ мелочной опекой ㅤ администрации, которая постоянно ㅤ вмешивалась в ㅤ репертуар и ㅤ подбор актеров. Это ㅤ тормозило театральное ㅤ творчество. Начали появляться ㅤ частные театры, которые ㅤ то разрешались, то ㅤ запрещались властями.
Драматический ㅤ театр развивался ㅤ под воздействием ㅤ тех же ㅤ тенденций, что и ㅤ литература. В нем ㅤ в начале ㅤ XIX в. господствовали ㅤ классицизм и ㅤ сентиментализм. Позднее появились ㅤ романтические пьесы. Ставились ㅤ
произведения европейских ㅤ (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных ㅤ авторов. Особенно популярен ㅤ был Н. В. Кукольник, написавший ㅤ ряд исторических ㅤ пьес. Большим успехом ㅤ пользовались сатирические ㅤ комедии Д. И. Фонвизина ㅤ и И. А. Крылова. В ㅤ 30 — 40-е годы ㅤ XIX в. под ㅤ влиянием отечественной ㅤ литературы в ㅤ театральном репертуаре ㅤ стали утверждаться ㅤ реалистические традиции. Крупным ㅤ событием культурной ㅤ жизни России ㅤ стала постановка ㅤ пьесы Н. В. Гоголя ㅤ «Ревизор».
Талантливые артисты ㅤ — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и ㅤ др.— закладывали основы ㅤ русской театральной ㅤ школы. В Малом ㅤ театре, исповедовавшем реалистические ㅤ традиции, в роли ㅤ Фамусова («Горе ㅤ от ума») и ㅤ Городничего («Ревизор») прославился ㅤ М. С. Щепкин. Он вошел ㅤ в историю ㅤ театра как ㅤ реформатор актерского ㅤ мастерства. В Александринском ㅤ театре реалистические ㅤ образы Хлестакова ㅤ в «Ревизоре» и ㅤ Митрофанушки в ㅤ «Недоросле» создал А. Е. Мартынов.
Особое ㅤ место в ㅤ культурной жизни ㅤ России занимало ㅤ балетное театральное ㅤ искусство. Оно развивалось ㅤ в тесной ㅤ связи и ㅤ под влиянием ㅤ отечественной литературы. Уходили ㅤ в прошлое ㅤ балеты «чистейшего ㅤ классицизма». Им на ㅤ смену приходили ㅤ сентиментальные мелодрамы ㅤ и романтические ㅤ постановки. Кроме балетных ㅤ дивертисментов, сопровождавших оперы ㅤ или имевших ㅤ самостоятельный характер, в ㅤ репертуаре появились ㅤ балеты, сюжет которых ㅤ
был подсказан ㅤ отечественной литературой ㅤ («Руслан и ㅤ Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский ㅤ пленник» А. С. Пушкина). В либретто ㅤ балетов использовались ㅤ мифология, сказки, события из ㅤ реальной истории ㅤ разных стран.
Своим ㅤ успехом балет ㅤ в России ㅤ обязан балетмейстеру, педагогу ㅤ и драматургу ㅤ Ш. Дидло. Он создал ㅤ основы русского ㅤ классического балета, использовав ㅤ национальные мотивы ㅤ и традиции ㅤ европейского танцевального ㅤ искусства. Под его ㅤ руководством на ㅤ Петербургской сцене ㅤ блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина и ㅤ другие.
В первой ㅤ половине XIX ㅤ в. открылась новая ㅤ страница в ㅤ истории отечественной ㅤ музыкальной культуры. Композиторы ㅤ не стремились ㅤ к заимствованиям ㅤ у немецкой, итальянской ㅤ и французской ㅤ школ. Многовековое народное ㅤ творчество создало ㅤ основу для ㅤ развития национальной ㅤ музыкальной школы. Сочетание ㅤ народных мотивов ㅤ с романтизмом ㅤ обусловило появление ㅤ особого жанра ㅤ — русского романса ㅤ (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).
Особое место ㅤ в истории ㅤ русского музыкального ㅤ искусства занимал ㅤ композитор М. И. Глинка. В ㅤ его творчестве ㅤ искусно переплетались ㅤ классические каноны ㅤ европейской музыкальной ㅤ культуры с ㅤ русскими народными ㅤ мелодиями.
Реалист и ㅤ новатор А. С. Даргомыжский ㅤ вводил в ㅤ свои произведения ㅤ бытовые сюжеты ㅤ и народные ㅤ песенные мелодии, удачно ㅤ развивал приемы