ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Классификация производственных факторов
2.1. Естественные и антропогенные негативные факторы
2.2. Производственная среда и ее характеристики
2.3. Окружающая и бытовая среда
4. Защитное заземление, зануление, отключение
4.5. Измерение сопротивления заземляющего устройства
4.8. Электрическое разделение сетей
4.9. Использование малого напряжения
4.10. Выравнивание потенциалов
5. Режим защиты персонала при работе на лазерах.
5.1. Промышленное применение лазеров.
5.2. Физиологические эффекты при воздействии лазерного излучения на человека.
5.3. Воздействие лазерного излучения на органы зрения.
Оглавление
1. Тяжесть труда 2
2. Классификация производственных факторов 7
2.1. Естественные и антропогенные негативные факторы 7
2.2. Производственная среда и ее характеристики 8
2.3. Окружающая и бытовая среда 10
3. Электромагнитное поле. 15
4. Защитное заземление, зануление, отключение 18
4.1. Общие сведения 18
4.2. Защитное заземление 18
4.3. Напряжение прикосновения 19
4.4. Напряжение шага 20
4.5. Измерение сопротивления заземляющего устройства 21
4.6. Зануление 22
4.7. Защитное отключение 23
4.8. Электрическое разделение сетей 23
4.9. Использование малого напряжения 24
4.10. Выравнивание потенциалов 24
5. Режим защиты персонала при работе на лазерах. 25
5.1. Промышленное применение лазеров. 25
5.2. Физиологические эффекты при воздействии лазерного излучения на человека. 26
5.3. Воздействие лазерного излучения на органы зрения. 27
5.4. Защита от лазерного излучения 27
Список литературы 28
1. Тяжесть труда
Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.
Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового процесса.
Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Общепризнанная физиологическая классификация трудовой деятельности включает следующие формы:
Формы труда, требующие значительной мышечной активности, с энергетическими затратами от 17-25 МДж/сутки 4000-6000 ккал/сутки и выше. Это социально неэффективный труд, с низкой производительностью, требующий до 50% рабочего времени отдыха.
Групповые формы труда - конвейер с дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, с подачей деталей к рабочему месту. Монотонность - основная отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и нервному истощению. Причина в преобладании процесса торможения в корковой деятельности мозга.
Механизированные формы труда с энергетическими затратами 12,5-17 МДж/сутки (3000-4000 ккал/сутки) связаны с уменьшением мышечной деятельности, вовлечением в работу мелких мышц конечностей, характеризуются однообразием локальных действий, малым объемом воспринимаемой информации, монотонностью.
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами, при которых человек выполняет функции оперативного звена управления.
Формы интеллектуального труда, характеризующиеся необходимостью переработки большого объема информации, мобилизации памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций, незначительными энергозатратами 10-11,7 МДж/сутки (2400-2000 ккал/сутки), снижением двигательной активности (гипокинезой).
Регуляцию трудовой деятельности осуществляет прежде всего центральная нервная система (ЦНС). Она регулирует деятельность клеток, тканей, органов и системы человеческого организма. Теория центрально-нервной регуляции трудовой деятельности разработана отечественными учеными И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, Н.Е. Введенским, Л.А. Ухтомским.
Согласно этой теории психические процессы по своему происхождению - это рефлексы с началом в чувственном возбуждении и концом в мышечном движении. Двигательные реакции человека являются сложными условными рефлексами.
В процессе формирования условного рефлекса выделяются два этапа:
-
на 1-ом этапе образования условного рефлекса имеет место возбуждение в ЦНС при участии многих центров коры головного мозга. На этом этапе обучения у рабочего много лишних движений, усилий, ошибок; -
на 2-ом этапе идет подкрепление и усвоение приемов работы, происходит концентрация возбуждения только в соответствующих центрах головного мозга.
Доминантные центры обладают повышенной возбудимостью и способностью к суммации возбуждений, идущих из разных источников. Они первые настраиваются на оптимальный ритм и темп работы. Формирования доминантны сопровождается развитием сопряженного торможения в других областях ЦНС, закреплением четких, экономичных рабочих движений, отсутствием ошибок.
В процессе трудовой деятельности при многократном повторении в определенной последовательности различных раздражителей складывается функциональная система работы коры головного мозга, названная И.П. Павловым динамическим стереотипом, т.е. устойчивой системой рефлексов. Механизм динамического стереотипа заключается в
формировании в мозге повторяющихся нервных процессов, программирующих деятельность мозга. По мере закрепления динамического стереотипа возникает автоматизм в действиях рабочего.
Дальнейшим развитием представления о центральной регуляции трудовой деятельности является теория функциональных систем П.К. Анохина, согласно которой любой целенаправленный двигательный акт осуществляется посредством функциональной системы как замкнутого циклического образования с наличием обратной информации о результате действия. Информация о результатах действия поступает в ЦНС и сливается с моделью ожидаемого результата. Происходит оценка результата, и определяется целесообразность поведенческого акта.
Таким образом, формирование динамических мозговых систем определяет совокупность психических процессов в ЦНС, разнообразных двигательных актов, работу систем жизнеобеспечения организма.
Обязательной составной частью трудовой деятельности является мышечная, то есть двигательные действия, включающие динамические и статистические усилия. Источником энергии для сокращения мышц является экзотермическая реакция расщепления АТФ (аденозинтрифосфата). В зависимости от интенсивности работы изменяется механизм ресинтеза АТФ, сущность которого заключается в расщеплении сложных углеводородных соединений и окислении продуктов распада. В результате тренировок в мышцах увеличиваются запасы источников энергии. Процессы распада, ресинтеза энергетических веществ, изменения скорости биохимических процессов контролируются ЦНС.
Энергетические затраты человека связаны с терморегуляцией, с увеличением тяжести труда растет потребление кислорода и количество расходуемой энергии (на 95%): при умственном труде 10,5-11,7 МДж, а тяжелой физической 16,3-18 МДж. При очень тяжелой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и расхода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.
Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.
Увеличение интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин) частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием диффузии О; в легкие.
Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови, ее физико-химические свойства: растет число эритроцитов, содержание гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается число лейкоцитов. Эти изменения свидетельствуют об усилении функции кроветворных органов. Определенные изменения при физической работе происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.
Мышечная работа включает статистическую и динамическую.
Статистическая работа - это процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела или его частей в пространстве. Такая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Статистическая работа более утомительна, чем динамическая. Длительное статистическое напряжение вызывает ослабление кровоснабжения и развитие заболеваний мышечной и нервной системы. Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека. Энергия расходуется на поддержание напряжения в мышцах и механический эффект работы. Суммарная работа по перемещению груза осуществляются зависимостью.
A = ( PH + PH1/2 + PL/9) - K,
где А - работа, Дж;
Р - масса груза, кг;
Н,Н1 - высота поднятия и опускания груза, м;
L - путь, м;
К - коэффициент, равный 6.
Динамическая работа подразделяется:
-
общая - выполняется более чем 2/3 массы скелетной мускулатуры, -
региональная - выполняется мускулатурой плечевого пояса или верхних конечностей, -
локальная выполняется при участии менее 1/3 скелетных мышц.
В условиях научно-технического прогресса увеличивается доля умственного компонента в профессиональной деятельности. Формы умственного труда подразделяют: операторский, управленческий, творческий, преподавателей и медработников, учащихся.
Умственная деятельность проявляется в нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга, в усилении кровоснабжения мозга, повышении энергетического обмена нервных клеток, изменении биоэлектрической активности мозга. При интенсивной умственной работе мозг потребляет до 15-20% энергии, а суточный расход энергии при умственной работе достигает 10,5-12,5 МДж.
Умственная работа связана с нервным напряжением, которое зависит от значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "входить" в работу: соблюдать ритм, систематичность, чередовать работу с отдыхом, деятельность должна быть систематической.
Характеристикой эффективности деятельности человека является работоспособность, т.е. величина функциональных возможностей человека выполнять работу. Она зависит от субъективных и объективных факторов. В изменении работоспособности в течение рабочего дня установлена определенная закономерность: фаза врабатывания (1,5-2,5ч), высокой устойчивой работоспособности (2+2,5ч), фаза снижения работоспособности. После обеденного перерыва фазы изменения работоспособности повторяются. Для оценки физической работоспособности используют показатель способности к внешней механической работе (Р°С), характеризующий частотой сердечных сокращений при разных нагрузках и измеряемый в ваттах.
В процессе работы у человека возникает утомленное состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением показателей работы. Механизм утомления объясняет центрально-нервная теория утомления. Она учитывает влияние процессов, происходящих в работающих мышцах и органах на формирование утомления (недостаток кислорода, накопление метаболитов, истощение питательных веществ и др.). За счет обратных связей изменяется состояние ЦНС, формируется корковая защитная реакция, ограничивающая работоспособность. Физиологические картины физического и умственного утомления сходны. Утомление - это целостный процесс, в нем физическое и умственное утомление взаимосвязаны.
Важное место в деятельности человека имеют его психологические и психофизиологические характеристики, от которых зависит его взаимодействие с факторами производственной среды. Обычно выделяют следующие группы характеристик.
1. Характеристики анализаторов, обеспечивающих прием, передачу и первичный анализ информационных сигналов (сенсорное восприятие). Каждый анализатор имеет центральную часть в коре головного мозга и периферическую часть (рецепторы) для восприятия информации. Анализаторы подразделяют на внешние и внутренние. Внешние это зрительный, слуховой, тактильный, болевой, температурный, обонятельный, вкусовой. К внутренним относятся анализатор давления, кинестетический (рецепторы в мышцах, сухожилиях), вестибулярный и специальные во внутренних органах.