Файл: Программа по физике фгос 8 класс. (Автор А. В. Перышкин, Е. М. Гутник) Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Физика 79 классы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы,
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях.
решать задачи на применение изученных физических законов.
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем),
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире.
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов.
Выпускник получит возможность
научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведенияв окружающей среде; приводить примеры экологических последст-вий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),тепловых и гидроэлект-ростанций;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значенияфизической величины.
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасностипри обращении с приборами и техническими устройствами,для сохранения здоровья и соблюдения норм экологическогоповедения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
-различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Омадля участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);
- приёмам построения физических моделей, поискаи формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленныхфактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученногозначения физической величины.
Общее число часов в год: 68 часов. Число часов и занятий в неделю: 2 часа Периодичность занятий: 34 недели, 2 раза в неделю.
Содержание курса «Физика 8 класс»
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Тепловые явления (13 ч) Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. | Тепловое движение. Температура. (1 ч) Внутренняя энергия.ФЛР №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (1 ч) Способы изменения внутренней энергии тела.(1ч) Виды теплопередачи. Теплопроводность.(1 ч) Конвеукция . Излучение. (1 ч) Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. (1 ч) Количество теплоты. Единицы количества теплоты .Удельная теплоемкость вещества.(1 ч) Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.(1 ч) ФЛР №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. (1 ч) ФЛР №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» (1 ч) Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах(1 ч) Решение задач (1 ч) Контрольная работа №1 (1 ч) | Освоить о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мир Уметь описывать и объяснять физические явлкния: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Проиводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников . Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Применять для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. |
Изменение агрегатных состояний вещества (12ч) Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин. | Различные состояния вещества (1 ч) Плавление и отвердевание кристаллических тел. (1 ч) Удельная теплота плавления.(1 ч) Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.(1 ч) Кипение. Удельная теплота парообразования.(1 ч) Решение задач (1 ч) Влажность воздуха. Решение задач. (1 ч) ФЛР №4 «Измерение относительной влажности воздуха» (1 ч) Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. (1 ч) Паровая турбина. КПД теплового двигателя. (1 ч) Решение задач. Подготовка к контрольной работе.(1 ч) Контрольная работа №2 ( 1 ч) | Знать и понимать смысл понятий физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха. Уметь описывать и объяснять физические явлкния: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление Описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Проиводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников . Развивать познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Применять для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха. |
Электрические явления (27 ч) Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. | Электризация тел. Два рода электрических зарядов.( 1 ч) Электроскоп . Проводники и непроводники электричества.( 1 ч) Электрическое поле.( 1ч ) Делимость электрического заряда. Строение атомов.( 1 ч) Объяснение электрических явлений.( 1 ч) Электрический ток. Источники электрического тока. ( 1 ч) Контрольная работа №3 ( 1 ч) Электрическая цепь и ее составные части.( 1 ч) Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. (1 ч) Сила тока.Единицы тока. ( 1 ч) Амперметр. Изменение силы тока. ФЛР № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных ее участках». ( 1 ч) Электрическое напряжение, единицы напряжения.Вольтметр.Измерение напряжения. ( 1 ч) Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. ФЛР № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».( 1 ч) Зависимость силы тока от напряжения.Закон Ома для участка электрической цепи.( 1 ч) Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. ( 1 ч) Реостаты. ФЛР №7 « Регулирование силы тока реастатом».( 1 ч) ФЛР №8 « Определение сопротивления проводника при помощи ампертметра и вольтметра» ( 1 ч) Последовательное соединение проводников ( 1 ч) Параллельное соединение проводников.( 1 ч) Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников».( 1 ч) Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа № 4.( 1 ч) Мощность электрического тока ( 1 ч) ФЛР № 9 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».( 1 ч) Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца( 1 ч) Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока и применение закона Джоуля – Ленца.( 1 ч) Короткое замыкание. Предохранители. Повторение материала темы «Электрические явления».( 1 ч) Контрольная работа № 5.( 1 ч) | Знать и понимать электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Проиводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов Освоить электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников . Уметь описывать и объяснять физические явлкния:, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока. |
Электромагнитные явления (7 ч) Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Световые явления (9 часов) Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. ( 1 ч) Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. ФЛР № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия». ( 1 ч) Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. ( 1 ч) Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель ( 1 ч) Применение электродвигателей постоянного тока. ФЛР № 11 «Излучение электрического двигателя постоянного тока».( 1 ч) Устройство измерительных приборов. Повторение темы «Электромагнитные явления».( 1 ч) Контрольная работа № 6( 1 ч) Источники света. Распространение света ( 1ч ) Отражения света. Закон отражения. ( 1 ч) Плоское зеркало.( 1 ч) Преломление света.( 1 ч) Линза. Оптическая сила линзы.( 1 ч) Изображения, даваемые линзой.( 1 ч) Глаз как оптическая система. Оптические приборы.( 1 ч) ФЛР № 12 «Получения изображения при помощи линзы».( 1 ч ) Контрольная работа № 7 ( 1 ч) | Знать и понимать смысл понятий физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения. Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эпирические зависимости:температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы . Проиводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях Решать задачи на применение изученных физических законов Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников . |
Календарно-тематическое планирование уроков физики 8 класс (68 часов)
Дата урока | № п\п | Раздел.Тема урока. Содержание | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты ( УУД) | Домашнее задание | Примечание (образовательные ресурсы) | ||||||
По плану | По факту | | ||||||||||
| | Тепловые явления (13 часов). | | | ||||||||
02.09 | | 1 | Тепловое движение. Температура. | Урок «открытия» нового знания Групповая, учебно –познавательная , информационная, здоровьесберегающая, проблемное обучение, ИКТ | Предметные результаты: знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество Личностные: способность принимать самостоятельные решения, выстраивать аргументацию, приводить примеры Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | П.1 ЗП. №664-670 | | |||||
06.09 | | 2 | Внутренняя энергия Кратковременная ЛР №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». | Урок развивающего контроля Групповая, Здоровьесберегающая, личностоно-ориентированного обучения | Предметные результаты: уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:промежутка времени,температуры представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков Личностные : критичность мышления, выстраивать аргументацию, приводить примеры, способность к самооценке на основе критерия успешности Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | П.2, ЗП №671-679 Упр.1 | | |||||
09.09 | | 3 | Способы изменения внутренней энергии тела. | Урок «открытия» нового знания Групповая , учебно –познавательная , информационная, здоровьесберегающая, проблемное обучение, И КТ щая | Предметные: знать и понимать: смысл понятий:внутренняя энергия смысл физических :величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость. Уметь решать задачи. Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности Познавательные: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | П.3, ПЗ №680-685 Упр.2 | | |||||
13.09 | | 4 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. Стартовый контроль | Урок развивающего контроля Индивидуальная, Здоровьесберегающая, личностоно-ориентированного обучения | Предметные: знать и понимать смысл понятий: теплопередача, теплопроводность Личностные: проявляют положительное отношение к урокам физики, широкий интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины успеха в своей учебной деятельности Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: Учатся организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | П.4, ПЗ №686- 690 Упр.3 | | |||||
16.09 | | 5 | Конвекция. Излучение. | Урок обще-методической направленности Групповая , учебно -познавательная , коммуникативная здоровьесберегающа, развивающего контроля, сотрудничества, личностно-ориентированного обучения, ИКТ | Предметные: Знать и понимать смысл понятий:конвекция,излучение.Формирование умения преобразовывать знаки и символы, строить логическое рассуждение. Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: контролировать действие партнера; принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | П.5, 6 ПЗ №713- 719 подг к самост. Работе Упр.4,5 | | |||||
20.09 | | 6 | Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | Урок «открытия» нового знания Групповая , учебно –познавательная , информационная, здоровьесберегающая, проблемное обучение, И КТ | Предметные: Владеть понятийным аппаратом при описании тепловых явлений. Формирование умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов физики Личностные: способность принимать самостоятельные решения, выстраивать аргументацию, приводить примеры Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Повт П.3-6 | | |||||
23.09 | | 7 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость вещества | Урок обще-методической направленности Индивидуальная, групповая , учебно -познавательная , коммуникативная здоровьесберегающа, сотрудничества, личночтно-ориентированного обучения | Предметные: знать понятия : количество теплоты, единицы количества теплоты, удельная теплоемкость вещества. Формирование умения преобразовывать знаки и символы, строить логическое рассуждение. Личностные: критичность мышления, выстраивать аргументацию, приводить примеры, способность к самооценке на основе критерия успешности Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи | П.7, 8 Упр.6,7 | | |||||
27.09 | | 8 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении. | Урок «открытия» нового знания Групповая , учебно –познавательная , информационная, здоровьесберегающая, проблемное обучение, И КТ | Предметные: Уметь решать задачи по теме Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | П.9 упр.8 | | |||||
30.09 | | 9 | Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры». | Урок развивающего контроля Групповая, Здоровьесберегающая, личностоно-ориентированного обучения | Предметные: Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:температуры, времени выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы Личностные: Выделяют и формулируют проблему. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Познавательные: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Коммуникативные: составляют план и последовательность действий Регулятивные: проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности | П.7-9 ПЗ №751, 756, л.р.3 | | |||||
04.10 | | 10 | Лабораторная работа № 3 «Определение удельной теплоемкости твердого тела». | Урок развивающего контроля Групповая, Здоровьесберегающая, личностоно-ориентированного обучения |
приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:температуры, времени выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы Личностные: способность принимать самостоятельные решения, выстраивать аргументацию, приводить примеры Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | П.8,9 повт. ПЗ. 762,764 | |