Файл: Реферат по дисциплине Правовое обеспечение информационной безопасности магистрант Алиджанова Наида Агшин кызы.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Волжский государственный университет водного транспорта
Кафедра Систем информационной безопасности,
управления и телекоммуникаций
ФЗ от 27.07.2006 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Реферат по дисциплине:
Правовое обеспечение информационной безопасности
Выполнил:
магистрант Алиджанова Наида Агшин кызы
Проверил:Федосенко Юрий Семенович
Нижний Новгород
202
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4
-
Закон об информации и субъекты правоотношений в сфере информации. Предмет регулирования…………………………….……..6
2. Общие положения………………………………………………………..10
3. Информационные ресурсы……………………………………………….11
4. Предоставление, доступ и распространение информации……………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….21
Аннотация
Реферат: «ФЗ от 27.07.2006 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Автор: Алиджанова Н.А., магистрант ВГУВТ. Совокупность юридических норм, регулирующих информационные отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившую в литературе название «информационное право». Это обеспечило актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение особенностей ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»:
-
Изучить и проанализировать литературу по данной теме; -
Выявить предмет регулирования информации и субъекты правоотношений в сфере информации; -
Изучить общие положения; -
Рассмотреть и проанализировать предоставление, доступ и распространение информации.
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая последнее десятилетие жизни общества России было видно значительное число нормативных актов, в том числе федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, как всецело посвященных вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания, преобразования и потребления информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами. Совокупность юридических норм, регулирующих информационные отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившую в литературе название «информационное право». Это обеспечило актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение особенностей ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Задачи:
-
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
-
Выявить предмет регулирования информации и субъекты правоотношений в сфере информации; -
Изучить общие положения;
4. Рассмотреть и проанализировать предоставление, доступ и распространение информации.
Хотелось бы отметить, что Конституция РФ является базовым законом, формирующим информационное законодательство. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ. Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию. Право на информацию получило развитие и в иных нормах Конституции РФ. В целом, право на информацию можно охарактеризовать как гарантию полной реализации личных, социально-экономических и политических прав граждан.
Одним из важнейших законодательных актов в системе информационного права России является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации, Закон 2006 г.).
Таким образом, важно отметить, что Закон об информации наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства.
-
Закон об информации и субъекты правоотношений в сфере информации. Предмет регулирования.
ачать следует с того, что процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур, приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного законодательства. Содержание таких отношений определяется постепенно под влиянием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.
Закон об информации регулирует три группы отношений, которые достаточно емки по содержанию:
1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (статья 29 Конституции Российской Федерации);
2) отношения, возникающие в связи с применением информационных технологий и средств их поддержки (например, правоотношения по созданию информационных сетей);
3) отношения, возникающие в связи с защитой информации (например, связанные с правом на защиту частной жизни, защитой информации от несанкционированного доступа).
Первая сфера отношений, регулируемых Законом об информации, определена частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Вторая сфера отношений, регулируемых Законом об информации, ограничивается использованием информационных технологий. На основании статьи 2 Закона об информации, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы реализации таких процессов и методов, и статьи 12 Закона об информации, определяющей границы государственного регулирования в области информации технологии, эта область включает в себя следующие отношения:
- поиск информации;
- сбор информации;
- хранение информации;
- обработка информации;
- получение информации;
- передача информации;
- предоставление информации (прием и передача);
- распространение информации (прием и передача);
- производство информации;
- разработка информационных систем (сбор информации в базах данных и информационных технологиях и технических средствах, которые ее обрабатывают) для предоставления информации, включая:
- создание информационных систем;
- ввод в эксплуатацию информационных систем;
- эксплуатация информационных систем;
- обеспечение взаимодействия информационных систем;
- создание условий для эффективного использования информационных и телекоммуникационных сетей.
Третья сфера отношений, регулируемых Законом об информации, связана с обеспечением защиты информации, которая, согласно статье 16 того же Закона, включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от других незаконных действий в отношении такой информации;
- конфиденциальность информации с ограниченным доступом;
- реализация права на доступ к информации. Сравнительно-правовой анализ этих положений в контексте других положений данного Закона позволяет нам сделать вывод о наличии в нем большого количества правовых коллизий.
Так, например, в одном случае, если статьи 1, 12 Закона об информации указывают в качестве независимых информационных процессов - получение информации, передачу информации и распространение информации, то в статье 2 того же Закона распространение информации, а также предоставление информации раскрывается через получение и передача такой информации.
В другом случае, если в статье 2 Закона об информации доступ к информации раскрывается посредством получения и использования информации, то в статье 8 доступ к информации уже определяется как ее поиск и получение. В то же время использование информации в соответствии со статьями 6, 7 Закона об информации уже включает в себя ее распространение.
Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и правовыми свойствами информации - основного объекта, по поводу которого возникают эти отношения.
Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Эта специфика предопределена многомерным и многогранным характером самого понятия "информация". Соответственно, информационные отношения, как правило, не проявляются в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в области управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этой поддержки все больше регулируются законодательными и другими нормативными актами: устанавливается обязанность предоставлять соответствующие виды информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д.
Закон об информации также называет особого субъекта правоотношений в сфере информации - оператора информационной системы. Это лицо, занимающееся эксплуатацией информационной системы, включая обработку информации, содержащейся в базах данных. Как правило, владельцем технических средств, используемых в данном случае, считается оператор, но им также может быть лицо, с которым этот владелец заключил соглашение об эксплуатации информационной системы.
Таким образом, если информационная система не является государственной или муниципальной, то порядок ее создания и эксплуатации определяется ее оператором (часть 6 статьи 13 Закона 2006 года). Поэтому, прежде чем привлекать оператора к предоставлению услуг по эксплуатации информационной системы и заключать с ним соответствующий договор, важно ознакомиться с его внутренними правилами или подзаконными актами (которые обычно включаются в условия договора и, следовательно, имеют юридическую силу для сторон).
-
Общие положения
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с: формированием и использованием информационных ресурсов, основанных на создании, сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске, распространении и предоставлении потребителю документированной информации; созданием и использованием информационных технологий и средств их предоставления; защитой информации, права субъектов, вовлеченных в информационные процессы и информатизацию.
Информация - сведения о лицах, объектах, факторах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их предоставления.
Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Государственная политика в области формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социально-экономического развития Российской Федерации.
-
Информационные ресурсы
Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.