Файл: Реферат по дисциплине Правовое обеспечение информационной безопасности магистрант Алиджанова Наида Агшин кызы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Волжский государственный университет водного транспорта

Кафедра Систем информационной безопасности,

управления и телекоммуникаций


ФЗ от 27.07.2006 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»


Реферат по дисциплине:

Правовое обеспечение информационной безопасности

Выполнил:

магистрант Алиджанова Наида Агшин кызы

Проверил:Федосенко Юрий Семенович

Нижний Новгород

202

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....4

  1. Закон об информации и субъекты правоотношений в сфере информации. Предмет регулирования…………………………….……..6

2. Общие положения………………………………………………………..10

3. Информационные ресурсы……………………………………………….11

4. Предоставление, доступ и распространение информации……………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….21

Аннотация
Реферат: «ФЗ от 27.07.2006 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Автор: Алиджанова Н.А., магистрант ВГУВТ. Совокупность юридических норм, регулирующих информационные отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившую в литературе название «информационное право». Это обеспечило актуальность выбранной темы.

Целью работы является изучение особенностей ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»:

  • Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

  • Выявить предмет регулирования информации и субъекты правоотношений в сфере информации;

  • Изучить общие положения;

  • Рассмотреть и проанализировать предоставление, доступ и распространение информации.



ВВЕДЕНИЕ


Рассматривая последнее десятилетие жизни общества России было видно значительное число нормативных актов, в том числе федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, как всецело посвященных вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания, преобразования и потребления информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами. Совокупность юридических норм, регулирующих информационные отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившую в литературе название «информационное право». Это обеспечило актуальность выбранной темы.


Целью работы является изучение особенностей ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

  1. Выявить предмет регулирования информации и субъекты правоотношений в сфере информации;

  2. Изучить общие положения;

4. Рассмотреть и проанализировать предоставление, доступ и распространение информации.

Хотелось бы отметить, что Конституция РФ является базовым законом, формирующим информационное законодательство. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ. Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию. Право на информацию получило развитие и в иных нормах Конституции РФ. В целом, право на информацию можно охарактеризовать как гарантию полной реализации личных, социально-экономических и политических прав граждан.

Одним из важнейших законодательных актов в системе информационного права России является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации, Закон 2006 г.).

Таким образом, важно отметить, что Закон об информации наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства.


  1. Закон об информации и субъекты правоотношений в сфере информации. Предмет регулирования.


ачать следует с того, что процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур, приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного законодательства. Содержание таких отношений определяется постепенно под влиянием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.

Закон об информации регулирует три группы отношений, которые достаточно емки по содержанию:

1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (статья 29 Конституции Российской Федерации);



2) отношения, возникающие в связи с применением информационных технологий и средств их поддержки (например, правоотношения по созданию информационных сетей);

3) отношения, возникающие в связи с защитой информации (например, связанные с правом на защиту частной жизни, защитой информации от несанкционированного доступа).

Первая сфера отношений, регулируемых Законом об информации, определена частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Вторая сфера отношений, регулируемых Законом об информации, ограничивается использованием информационных технологий. На основании статьи 2 Закона об информации, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы реализации таких процессов и методов, и статьи 12 Закона об информации, определяющей границы государственного регулирования в области информации технологии, эта область включает в себя следующие отношения:

- поиск информации;

- сбор информации;

- хранение информации;

- обработка информации;

- получение информации;

- передача информации;

- предоставление информации (прием и передача);

- распространение информации (прием и передача);

- производство информации;

- разработка информационных систем (сбор информации в базах данных и информационных технологиях и технических средствах, которые ее обрабатывают) для предоставления информации, включая:

- создание информационных систем;

- ввод в эксплуатацию информационных систем;

- эксплуатация информационных систем;

- обеспечение взаимодействия информационных систем;

- создание условий для эффективного использования информационных и телекоммуникационных сетей.

Третья сфера отношений, регулируемых Законом об информации, связана с обеспечением защиты информации, которая, согласно статье 16 того же Закона, включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

- обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от других незаконных действий в отношении такой информации;

- конфиденциальность информации с ограниченным доступом;


- реализация права на доступ к информации. Сравнительно-правовой анализ этих положений в контексте других положений данного Закона позволяет нам сделать вывод о наличии в нем большого количества правовых коллизий.

Так, например, в одном случае, если статьи 1, 12 Закона об информации указывают в качестве независимых информационных процессов - получение информации, передачу информации и распространение информации, то в статье 2 того же Закона распространение информации, а также предоставление информации раскрывается через получение и передача такой информации.

В другом случае, если в статье 2 Закона об информации доступ к информации раскрывается посредством получения и использования информации, то в статье 8 доступ к информации уже определяется как ее поиск и получение. В то же время использование информации в соответствии со статьями 6, 7 Закона об информации уже включает в себя ее распространение.

Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и правовыми свойствами информации - основного объекта, по поводу которого возникают эти отношения.

Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Эта специфика предопределена многомерным и многогранным характером самого понятия "информация". Соответственно, информационные отношения, как правило, не проявляются в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в области управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этой поддержки все больше регулируются законодательными и другими нормативными актами: устанавливается обязанность предоставлять соответствующие виды информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д.

Закон об информации также называет особого субъекта правоотношений в сфере информации - оператора информационной системы. Это лицо, занимающееся эксплуатацией информационной системы, включая обработку информации, содержащейся в базах данных. Как правило, владельцем технических средств, используемых в данном случае, считается оператор, но им также может быть лицо, с которым этот владелец заключил соглашение об эксплуатации информационной системы.


Таким образом, если информационная система не является государственной или муниципальной, то порядок ее создания и эксплуатации определяется ее оператором (часть 6 статьи 13 Закона 2006 года). Поэтому, прежде чем привлекать оператора к предоставлению услуг по эксплуатации информационной системы и заключать с ним соответствующий договор, важно ознакомиться с его внутренними правилами или подзаконными актами (которые обычно включаются в условия договора и, следовательно, имеют юридическую силу для сторон).


  1. Общие положения


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с: формированием и использованием информационных ресурсов, основанных на создании, сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске, распространении и предоставлении потребителю документированной информации; созданием и использованием информационных технологий и средств их предоставления; защитой информации, права субъектов, вовлеченных в информационные процессы и информатизацию.

Информация - сведения о лицах, объектах, факторах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их предоставления.

Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Государственная политика в области формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социально-экономического развития Российской Федерации.



  1. Информационные ресурсы



Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.