Файл: Реферат по дисциплине Правовое обеспечение информационной безопасности магистрант Алиджанова Наида Агшин кызы.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он право:

- назначить лицо, осуществляющее хозяйственное владение информационными ресурсами, или оперативное управление ими;

- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним.

- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другими собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как: федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - информационные ресурсы совместного ведения); информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

Формирование государственных информационных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

Деятельность органов государственной власти и организацией по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информатика» («Информационные обеспечение»).

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления ,организации и общественные объединения обязаны представлять документирование информацию органам и организациями, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.


Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций. Порядок обязательного представления (получения) информации, отнесенной государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.

Отнесение конкретных объектов федеральных информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их правового режима устанавливаются федеральным законам.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Запрещено относить к информацию с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, организаций, общественного объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.



Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне Федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организацией и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователем персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации,

Таким образом, неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о персональных данных.


4. Предоставление, доступ и распространение информации

В правовом регулировании "информационных" отношений одной из центральных проблем является доступ к информации. Согласно Закону 1995 года, возможность доступа к информации была: 1) согласно статье 10 критерием для разграничения определенных видов информации является открытость/доступность и ограниченный доступ (государственные секреты и конфиденциальная информация); 2) согласно статье 12, одним из субъективных прав ее владельцев (владельцы).


Положения Закона 2006 года по существу аналогичны описанным: часть 2 статьи 5 исходит из того же разделения информации на общедоступную и с ограниченным доступом, а статья 8 прямо определяет доступ к информации как субъективное право ее владельца. Мы остановимся на последнем более подробно, поскольку регулирование права доступа к информации, как уже отмечалось, является центральным вопросом любого "информационного" законодательства.

Пункт 6 статьи 2 Закона об информации определяет доступ к информации как возможность ее получения и использования. Это определение выглядит сомнительным с точки зрения законодательной техники. Кажется, что доступ - это всегда факт, тогда как возможность получения и использования информации на самом деле является только правом на доступ к ней. Это недоразумение наиболее четко проявляется в части 4 ст. 8 Закона 2006 года, который устанавливает перечень видов информации, доступ к которой не может быть ограничен (фактически, в смысле, используемом в Законе, может быть ограничен не сам доступ, а право на него), а также в части 6 той же статьи, которая предоставляет право обжаловать решения и действия (бездействие) органов власти, нарушающие право на доступ к информации.

Новшеством является перечень информации, утвержденный частью 8 статьи 8 Закона об информации, который предоставляется бесплатно. Указанный перечень содержит три пункта: 1) информация о деятельности государственных органов, размещенная в информационно-телекоммуникационных сетях (имеется в виду Интернет), 2) информация, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица и 3) иная информация, установленная законом (в качестве примера можно привести положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах" о предоставлении определенной информации акционерам). В области платного предоставления информации органами власти все осталось по-прежнему: были сделаны ссылки на другие законы (например, на статью 75 старого Лесного кодекса Российской Федерации).

Предоставление информации означает действия, направленные на ее получение определенным кругом лиц или передачу ее тому же кругу лиц, а распространение означает действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц и передачу ее тому же кругу лиц (части 8, 9 статьи 2 Закона об информации). Эти определения становятся понятнее при чтении статьи 10 Закона об информации, из которой, в частности, следует, что предоставление информации осуществляется только в соответствии с соглашением сторон (часть 4), в остальных случаях информация распространяется. К сожалению, Закон об информации даже не устанавливает основ правового регулирования договоров, направленных на предоставление информации, в том числе конфиденциальной, хотя на практике их заключение является довольно распространенным явлением.


Распространение информации осуществляется, как правило, свободно, за некоторыми исключениями, указанными в Законе об информации. В частности, в Законе об информации требование об ограничении распространения информации распространяется только на информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также на информацию, за распространение которой установлена уголовная или административная ответственность (имеются в виду государственные секреты и различные виды конфиденциальной информации). Однако, конечно, также возможно ограничить распространение информации соглашением сторон о ее предоставлении, о чем важно помнить при заключении таких соглашений.

В части 5 статьи 9 Закона об информации впервые появилось понятие профессиональной тайны: информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении своих профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении определенных видов деятельности. Но в законодательстве того времени понятие служебной тайны уже существовало и существует до сих пор (статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации), которое, по-видимому, имеет тот же смысл. Адвокатская тайна (статья 8 Федерального закона от 31 мая 2002 года "Об адвокатуре в Российской Федерации"), аудит (статья 8 Федерального закона от 7 августа 2001 года "Об аудиторской деятельности"), банковское дело (статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности"), нотариат (статьи 16, 28 Основ законодательства о нотариате), медицина - все это виды государственной тайны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, я хотел бы сказать, что положения об ответственности за информационные правонарушения содержатся в статье 17 Закона об информации. В этой статье используется термин "раскрытие информации", который, по сути, означает ее распространение.

В области гражданской ответственности за незаконное распространение и использование информации также существуют определенные нормы. Во-первых, часть 2 статьи 17 Закона об информации устанавливает возможность требования компенсации морального ущерба, причиненного таким правонарушением. Здесь необходимо иметь в виду правила статьи 151 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, часть 2 ст. Статья 17 Закона об информации позволяет требовать компенсации морального вреда, если в результате незаконного распространения и использования информации были нарушены не только неимущественные, но и имущественные права гражданина (физического лица). Однако такой иск в любом случае может