Файл: Рабочая программа по обж предназначена для учащихся 8 9 классов образовательного учреждения и составлена на основе программы Основы безопасности жизнедеятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №113 с углубленным изучением информационно-технологического профиля
Приморского района Санкт-Петербурга
Принята решением педагогического совета, протокол от 22.05.2022 №10
Утверждена приказом директора от
22.05.2022 №88
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 – 9 классов
(2022-2023 учебный год)
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов: 68
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-9 классы, авторы:
Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов и др., соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Вентана- Граф», 2019.
Моногаро ва Ирина
Ивановна
Подписано цифровой подписью:
Моногарова Ирина
Ивановна
Дата: 2022.09.09 08:51:12 +03'00'
2 1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ школы №113 Приморского района Санкт-Петербурга на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по ОБЖ предназначена для учащихся 8 - 9 классов образовательного учреждения и составлена на основе:
- программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы, авторы: Н.Ф.
Виноградова, Д.В. Смирнов и др., соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Вентана-
Граф», 2019.
Содержание курса также основано на положениях федеральных законов Российской
Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности, в том числе:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом
Президента РФ от 31.12.2015 №683);
- Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г (утверждена Указом
Президента РФ от 09.06.2010 №690 с изменениями);
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ с изменениями;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изменениями;
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-
ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69с изменениями;
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 №3-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 №68-ФЗ с изменениями;
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ с изменениями;
- Правила дорожного движения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от
23.10.1993 № 1090 с изменениями).
1.2. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Программа рассчитана на 68 часов:
- 8 класс - 34 часа (34 учебные недели),
- 9 класс - 34 часа (34 учебные недели).
1.3. Рабочая программа сохраняет авторскую концепцию. В ней присутствуют все разделы и темы, порядок их следования не изменен.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
1.4. Рабочая программа по ОБЖ составлена с учетом следующих учебных пособий:
1. Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности:
7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вента-Граф.
1.5. Текущий контроль и промежуточная аттестация по учебному предмету проводятся в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся».
3 1.6. Предметные, метапредметные, личностные результаты
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
- характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
- раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
- выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
- раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
- классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
- анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
- различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
- предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
- проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
- организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
- проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
- ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
- оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
- сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников
(текст, иллюстрация, графическое представление);
- сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
- осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
- планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
- контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
- оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
- формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
- составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
- характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
4
Личностные результаты:
- освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
- сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
- эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
- наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
- устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
2. Тематическое планирование
Разделы, темы
Количество часов
В том числе
Авторская программа
Рабочая программа
Практические работы
Контрольные работы
8 класс
35 34 9
4 1.
Ведение
2 2
1 0
2.
Современная семья как институт воспитания
4 4
1 0
3.
Здоровый образ жизни
5 5
1 1
4.
Человек и окружающая среда
4 4
1 1
5.
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни
10 10 3
1 6.
Современный транспорт и безопасность
9 8
2 1
9 класс
35 34 9
3 1.
Безопасный отдых и туризм
10 10 3
0 2.
Когда человек сам себе враг
6 6
1 1
3.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения
12 12 3
1 4.
Чрезвычайные ситуации социального характера.
Национальная безопасность Российской Федерации
7 6
2 1
3. Содержание программы
8 класс
(34 часа)
Раздел 1. Введение (2 часа)
Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета ОБЖ: расширение и углубление знаний о чрезвычайных ситуациях разного вида и характеристик; формирование навыков безопасного поведения в ЧС; воспитание эмоционально- отрицательного отношения к негативным проявлениям в окружающей среде, мотивации здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам и асоциальному поведению.
Характеристика понятия «чрезвычайные ситуации», их классификация. Условия, при которых можно избежать или уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций.
Практическая работа: анализ и оценка документов - законов Российской Федерации.
Составление характеристик понятий.
Учебные дискуссии: обсуждение последствий поведения подростков.
Раздел 2. Современная семья как институт воспитания (4 часа)
Современная семья: типы и характеристика. Функции семьи. Условия благополучия детей в семье. Влияние семьи на развитие ребёнка.
5
Защита семьи и детей со стороны государства. Государственные документы, государственные институты, определяющие формы и методы защиты семьи.
Репродуктивное здоровье подрастающего поколения.
Практическая работа: анализ документов (Конституция Российской Федерации).
Учебные дискуссии: современная семья и её функции; при каких условиях семья благополучна и детям в ней эмоционально комфортно.
Раздел 3. Здоровый образ жизни (5 часов)
Что такое здоровье? Условия физического здоровья. Факторы, определяющие физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье.
Психическое здоровье человека, условия его сохранения. Критерии оценки. Осознание человеком своего «Я», объективная оценка своих возможностей, адекватность реакций на различные жизненные ситуации, способность к самооценке, самоуправлению.
Что такое эмоциональное здоровье? Условия сохранения эмоционального здоровья школьника: демократический стиль процесса обучения; принятие личности коллективом; интересная познавательная среда; объективная оценка своего «Я» и др.
Факторы риска школьной жизни: нарушение режима дня, перегрузка и переутомление, авторитарная атмосфера, отсутствие друзей и приятелей, необъективная самооценка.
Социальное здоровье как система отношений человека к окружающим людям, обществу и государству, а также к самому себе. Критерий социального здоровья - осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества. Фанаты и поклонники.
Практическая работа: снятие напряжения с разных групп мышц; оценка своих волевых качеств; оценка своего физического развития.
Учебные дискуссии: что такое здоровье, здоровый образ жизни; организация жизни и режима дня; что такое общение, как сделать его успешным.
Раздел 4. Человек и окружающая среда (4 часа)
Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. Факторы неблагополучной экологической обстановки. Причины загрязнения воздуха, воды, почвы.
Последствия загрязнения природы. Негативное влияние хозяйственной деятельности человека. Источники загрязнения.
Оценка качества окружающей природной среды. Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов чувств.
Практическая работа: установление возможных источников шума в городской квартире.
Учебные дискуссии: тема «Экология почвы сегодня».
Раздел 5. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни (10 часов)
Причины и последствия пожара. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии.
Правила поведения при заливе квартиры.
Правила пользования электроприборами. Компьютер и безопасное его использование.
Чрезвычайные ситуации в быту: утечка бытового газа, химические вещества.
Разумная предосторожность при выборе места игр и отдыха. Опасные игры.
Практические работы: правила пользования газовыми и электроприборами; оказание помощи при ожогах, отравлениях, переломах; средства пожаротушения; отработка схемы действия в ЧС.
Учебные дискуссии: причины возникновения пожара; поведение при заливах.
Раздел 6. Современный транспорт и безопасность (8 часов)
Транспорт в современном мире (функции, назначение, особенности, виды).
Чрезвычайные ситуации на дорогах.
Правила езды велосипедиста. Опасные игры на дорогах: скейтбординг, бокинг, ВМХ и др.
Опасные ситуации в метро.
6
Авиакатастрофы, правила поведения на борту авиалайнера.
Железнодорожные катастрофы. Зацепинг - опасная игра.
Практические работы: первая помощь при кровотечениях; составление памятки - правила поведения при возгорании в вагоне поезда.
Учебные дискуссии: причины аварий на транспорте; опасные игры на транспорте.
9 класс
(34 часа)
Раздел 1. Безопасный отдых и туризм (10 часов)
Обеспечение безопасности в туристском походе. Объективные трудности туристского похода.
Правила безопасности в турпоходе. График движения. Если турист отстал от группы.
Туризм и экология окружающей среды. Безопасность в водном турпоходе.
Узлы в турпоходе. Сигналы бедствия.
Практические работы: первая помощь при кровотечениях, ушибах и переломах; вязка различных видов туристических узлов.
Учебные дискуссии: обсуждение проблем «Почему туризм так популярен?», «Как преодолеть трудности турпохода?», «Выбор места бивуака», «Быт туриста», «Опасности водных походов», «Сигналы бедствия».
Раздел 2. Когда человек сам себе враг (6 часов)
Почему подростки курят? Что можно обнаружить в табачном дыму? Физическое, психическое, эмоциональное состояние подростка-курильщика.
Разрушение личности под влиянием наркомании.
Игромания - вредная зависимость.
Практические работы: навыки работы с документами.
Учебные дискуссии: анализ результатов анонимного опроса; почему курение особенно вредно для подростков; отношение к курильщикам; печальная статистика (анализ статистических данных о людях с вредными привычками).
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения (12 часов)
Краткая характеристика используемых в теме понятий. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Деятельность по предупреждению природных ЧС.
Предупреждение распространения инфекции.
Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила при эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации на территории России. Классификация природных
ЧС: геофизические (землетрясения, извержения вулканов), метеорологические (ураганы, бури, смерчи), гидрологические (наводнения, цунами), природные пожары (лесные, степные, торфяные), биологические (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии). Предвестники ЧС. Особенности поведения во время различных природных ЧС. Последствия ЧС.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины возникновения и виды техногенных ЧС.
Виды пожаров по признакам горения, месту распространения, времени начала тушения.
Практические работы: первая помощь при травмах, кровотечениях, открытом переломе конечности, отравлении химическими веществами.
Учебные дискуссии: анализ уровня наносимого ущерба от штормовой активности на территории Санкт - Петербурга; составление памятки «Правила поведения во время грозы, наводнения, сильных порывав ветра».
Раздел 4. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность
Российской Федерации (6 часов)
Экстремизм, терроризм (характеристика понятий). Законодательство Российской
Федерации о противодействии экстремизму, терроризму. Крайние проявления экстремизма.
7
Поведение при обнаружении подозрительного бесхозного предмета; взятии в заложники, во время спецоперации по освобождению заложников; после взрыва в жилом доме.
Практические работы: оказание первой медицинской помощи (повторение изученного материала); работа с документами - законодательством Российской Федерации.
Учебные дискуссии: причины появления терроризма; взрывы в жилых домах - особо опасное проявление терроризма; что такое национальная безопасность.
4. Критерии оценивания по учебному предмету ОБЖ
Устный ответ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
- показывает знания всего изученного программного материала; даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно); допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.