Файл: Протокол 2 от 30. 08. 2022 года Утверждена п риказ 5729 от 01. 09. 20022 г. Директор Т. А. Архипова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила,
      1   2   3   4   5

Раздел 1. Земля и человечество (10)

Астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Земля – планета Солнечной системы. Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. карта звёздного неба. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Моделирование созвездий: Малая Медведица, Большой пёс, Телец. Глобус, как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте; создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ, оформление и сохранение. Картины быта, труда, духовно – нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Исторические источники. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни в разные исторические периоды. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Международная Красная книга. Охрана памятников истории и культуры. Важнейшие природные объекты своей страны. Посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы и историко – культурного наследия своего края. Презентация проектов с использованием PowerPoint.

Раздел 2. Природа России (11)

Географическая карта. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Растения: разнообразие, внешнее строение, условия жизни (свет, тепло, вода); составление таблицы с использованием программы Word. Животные: разнообразие, особенности внешнего вида, питания. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Географическая карта. Формы земной поверхности, водоёмы России. Природные зоны России. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Презентация проектов с использованием PowerPoint.



Раздел 3. Родной край – часть большой страны (12)

Политико-административная карта России. Родной город, регион (область): название, основные достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Изменение поверхности в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений); составление таблицы с использованием программы Word. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые родного края (торф, известняк, железная руда), их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной деятельности человека. Виды почв края (подзолистые, серые лесные и т.п.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества родного края. Растения и животные леса, луга, пресного водоёма, их распознавание с помощью атласа-определителя. Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (вода, почва, растения, животные). Влияние человека на природные сообщества. Правила безопасного поведения в природе; создание простых сообщений в виде видеофрагментов. Особенности сельского хозяйства края. Особенности труда людей родного края, их профессии. Растениеводство в нашем крае. Сорта культурных растений. Роль животных в жизни людей. Животноводство в нашем крае. Породы домашних животных. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Географическая карта. Важнейшие природные объекты своей страны. Природные зоны России. Родной край – частица России. Природные сообщества родного края. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Презентация проектов с использованием PowerPoint.

Раздел 4. Страницы всемирной истории (7)

Представление о периодизации истории. Счёт лет в истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир: древние сооружения – свидетели прошлого. Средние века: христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники. Великие географические открытия. Представление о скорости перемен в ХХ веке. Достижения науки и техники. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Картины быта, труда, духовно – нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена; сканирование рисунков и текстов. Презентация проектов с использованием PowerPoint.


Раздел 5. Страницы истории России (21)

Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси.

Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. История создания летописей, труд летописцев. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII веках. История книгопечатания на Руси. Наше Отечество в XVI – XVII веках. Подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Реформы Петра I. История Санкт – Петербурга; создание простых сообщений в виде последовательности слайдов с использованием иллюстраций, звука и текста. Провозглашение России империей. История развития образования, науки и искусства на Руси. Реформы Екатерины Великой. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М.И.Кутузов.

Царь – освободитель Александр II. Культура, быт и нравы в России в XIX – начале ХХ в. Участие России в I мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Основные события, значение Великой Отечественной войны; составление таблицы с использованием программы Word. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос человека. История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Презентация проектов с использованием PowerPoint.

Раздел 6. Современная Россия (7)

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. День защиты детей. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Президент Российской Федерации – глава государства. Государственная символика России: Государственный герб, флаг, гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда
, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия – многонациональная страна; ввод информации в компьютер с использованием фотокамеры. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Экскурсия по улицам города. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы и историко – культурного наследия своего края. Картины быта, труда, духовно – нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Презентация проектов с использованием PowerPoint.
8.Календарно - тематическое планирование






дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной деятельности

Формирование УУД

По пл

Факт

Земля и человечество (10)

1







Мир глазами астронома.

Комбинированный урок

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебные задачи раздела и данного урока. Рассказывать о мире с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы, извлекать из учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете материал, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные УУД

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

Регулятивные УУД

Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире.

Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные УУД

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных

задач, строить высказывание -монолог (в т.ч. сопровождая его аудиовизуальной поддержкой).

2







Планеты Солнечной системы.

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3







Звёздное небо

Урок-практика

Практическая работа №1 «Карта звёздного неба»

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия и моделировать их, определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4







Мир глазами географа

Урок-практика

Практическая работа №2 «Глобус и физическая карта»

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту полушарий, находить условные знаки на карте полушарий, обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества, составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий, извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


5







Мир глазами историка

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого, обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (посёлка). Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


6







Когда и где?

Урок-практика

Практическая работа №3 «Историческая карта»

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


7







Мир глазами эколога

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения эколога. Работать в паре: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


8







Сокровища Земли под охраной человечества

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника и читать о животным из Международной Красной книги. Готовить сообщения об объектах Всемирного наследия. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9







Сокровища Земли под охраной человечества. Работа над проектами

Урок - проект

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Систематизировать и обобщать представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историки и эколога. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать.

10







Земля и человечество

Контрольно-обобщающий урок

Природа России (11)

11







Равнины и горы

Урок-практика

Практическая работа №4 «Физическая карта России»

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности России. Готовить сообщения о географических объектах, используя дополнительную литературу и Интернет. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Личностные УУД

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Регулятивные УУД

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием энциклопедий, справочников, Интернет.

Осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире.

Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных

задач, строить монолог (в т.ч. сопровождая его визуальной поддержкой)

Формулировать собственное мнение и позицию.


12







Моря, озёра и реки России

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках и меры борьбы с загрязнениями. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13







Природные зоны России

Урок-практика

Практическая работа №5 «Карта природных зон России»

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России. Определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами. Находить на карте природных зон области высотной поясности. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


14







Зона арктических пустынь

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять самопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказывать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


15









Тундра

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами. Работать в паре: рассматривать на рисунке растения и животных тундры, выявлять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказывать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать с зоной арктических пустынь, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


16







Леса России

Комбинированный урок

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.