Файл: Строение электронных оболочек атомов химических элементов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Завьялова Мария Леонидовна, учитель химии. Ишимский район, филиал МАОУ Тоболовская СОШ-Карасульская СОШ.
Практическая работа №4
Проанализируйте один из открытых уроков (на выбор) победителей конкурса «Учитель года». Предложите, какие изменения можно внести в сценарий урока, включив в него технологию/форму (на выбор), чтобы усилить его воспитательную составляющую.
Анализ урока химии в 8 классе Даньковой Т.В., учителя МКОУ «Майская СОШ» Черепановского района Новосибирской области (Областной учитель ода России 2022).
Тема урока: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов».
| Содержание анализа | Воспитание каких качеств просматривалось на данном этапе |
| Организационный этап | |
| Приветствие учителя и ответная реакция учеников. Применение приемов педагогического воздействия ля стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности. | Приветствие учителя и ответная реакция учеников. Вовлечения всех ребят в работу учителем был предложен ребус. Доброжелательность учителя, его такт, собранность помогли настроить ребят на работу. |
| Этап подготовки к усвоению новых знаний. | |
| Формирование положительной мотивации к восприятию нового. | На этапе урока - систематизации и актуализация учебного материала - учитель ставил вопросы, требующие мыслительной и практической активности учащихся, создавая нестандартные ситуации. Были подобраны вопросы с опорой на жизненный опыт учащихся. |
| Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня. | Акцент ставился на применение знаний в практических ситуациях. Повторение было организовано по вопросам с выведением на цели урока. В ходе эвристической беседы учитель привлекал к таблице Менделеева, развивал любознательность и активность учащихся. |
| Этап усвоения новых знаний или способов действий. | |
| Использование воспитательной ценности материала. | Прослеживалось формирование нравственных качеств: учащиеся должны знать, что к любому знанию химии надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда. |
| Использование ненасильственных приемов обучения. | Учитель формировал волевые качества через способы действий при изучении нового материала. Материал преподносился последовательно, доступно, логично. Прослеживалась обратная связь учителя с учеником в процессе изучения нового материала, обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика). |
| Проверка понимания учащимися нового материала. | |
| Индивидуальный подход к «непонятливым». Отсутствие вспышек раздражительности, гнева. | Учитель уважительно относился каждому ученику, направлял их при ответах и выполнении заданий. Был тактичен и терпелив, уважительно вёл диалог с учащимися. |
| Закрепление знаний и способов действий. | |
| Поощрение инициативы и самостоятельности и осуществление взаимопомощи. | При закреплении поддерживалась инициатива учеников при выполнении заданий. Учащиеся самостоятельно выполняли задания. |
| Поддержка индивидуальных достижений учащегося, адекватная их оценка. | Учитель поддерживал индивидуальные достижения учеников и уверенность в своих силах. |
| Наличие заданий, направленных на развитие эмоционально-чувственного восприятия, творческого воображения и интуиции. | На уроке не прослеживалось. |
| Убеждение необходимости знаний для каждого не только в будущем, но и настоящем. | был сделан акцент на углублённое изучение данного материала в дальнейшем. |
| Домашнее задание, инструктаж по выполнению. Рефлексия. | |
| Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к делу. | Домашнее задание не задавалось. Рефлексия прошла на эмоциональное состояние учащихся со смайликами настороения. |
Предложения по изменению сценария по схеме:
-
Воспитательная проблема, на которой вы предлагаете сделать акцент на уроке
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета можно использовать также активный метод обучения: создание проблемной ситуаций. На данном уроке материал по строению электронных оболочек и энергетическим уровням объясняет учитель химии, начиная с проблемного вопроса: «Предположите, как могут двигаться электроны в атоме гелия, лития».
-
Технология/форма, которую вы предлагаете использовать с кратким описанием аргументации выбора именно этой технологии/формы для решения выбранной воспитательной проблемы.
Форма работы: групповая. Обсуждение заканчивается демонстрацией электронных s, p, d и f-орбиталей, выполненных учащимися. В воспитательном плане такая форма работы поможет детям осознать важность химии для человека, увидеть результаты грамотного и остроумного использования знаний, а значит, и обеспечит осознанность учения.
-
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы.
Задание для учащихся:
Ребята, электроны, находящиеся на одном энергетическом уровне тоже отличаются друг от друга. Каждый электрон движется вокруг ядра по определенной траектории с огромной скоростью. Область пространства, где движется электрон, называется атомной орбиталью. Местоположение электронов в пространстве в данный момент времени определить невозможно. Они ведут себя примерно так, как описал Льюис Кэрролл Чеширского Кота в сказке «Алиса в стране чудес»: Вроде бы он здесь, но в тоже время его нет, осталась лишь улыбка….
Работа с текстом.
«Электрон может двигаться по сферообразной орбитали
, которая называется s-орбиталью. С такой орбитали начинается каждый уровень. Каждая орбиталь вмещает максимум 2 электрона. На каждом уровне располагается одна s-орбиталь, на которой помещается 2 электрона. Значит, на первом уровне может находиться только 2 электрона на s-орбитали. Также электроны могут двигаться по гантелеообразным орбиталям, которые называются р орбиталью. На каждом уровне обязательно располагается три р-орбитали, на которых могут разместиться 6 электронов. Они располагаются со второго уровня после s-орбитали. Второй уровень начинает заполняться с 2-х s-электронов и продолжит 6-тью р-электронами. На третьем уровне после заполнения s, p орбиталей, заполняются 5 d орбитали (10 электронов). На четвертом уровне заполняются 7 f орбиталей (14 электронов)».
Задания:
-
Определите типы электронных облаков на картинках, зарисуйте их. -
Сколько s, p, d, f электронов может находиться на одном энергетическом уровне? -
Чему равно число подуровней на уровне?