Файл: Руководство по использованию подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Pete Dudley 2011 1
Lesson Study UK
www.lessonstudy.co.uk
Lesson Study: руководство
Пит Дадли

Pete Dudley 2011 2
Lesson Study
Lesson Study: руководство
Настоящее издание представляет собой руководство по использованию подхода Lesson
Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.
Издание окажет помощь в:

применении Lesson Study в школах;

планировании, проведении и анализе Lesson Study;

вовлечении учащихся в процесс Lesson Study;

передаче коллегам практических знаний, полученных в результате
использования Lesson Study.
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».
В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.
На Западе Lesson Study приобрел популярность только в текущем столетии, после подтверждения американскими исследователями факта наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США (Стиглер и Хиберт,
1999; TIMSS., 1999).
В настоящее время в Восточной Азии Lesson Study используется, помимо Японии, в
Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется так же и в западных странах, в том числе в США, Великобритании, Швеции и Канаде.
Lesson Study успешно используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, - в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения (ОдО). На протяжении цикла проведения Lesson Study
учителя, работающие в группах (или в парах), будут:
• использовать ежедневно собираемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;
• совместно определять отвечающий установленным задачам метод преподавания, который будет в дальнейшем разрабатываться или совершенствоваться (см. Рис. 1, стр.4);
• определять трех «исследуемых учащихся», каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе, например: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости в общем числе обучающихся;


Pete Dudley 2011 3
• совместно планировать Lesson Study, в ходе которого будут использованы и тщательно изучены результаты методики его проведения в контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися;
• проводить Lesson Study и вести совместное их наблюдение, акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся. Названные процедуры могут повторяться и совершенствоваться на протяжении нескольких уроков.
Наблюдение не обязательно вести на всех Lesson Study;
• опрашивать исследуемых учащихся, чтобы понять их мнения о Lesson Study;
• проводить обсуждение Lesson Study;
• с целью анализа реакции исследуемых учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для разработки методик преподавания или обучения в будущем;
• формально представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации или коучинга.
Более подробные рекомендации по каждому из названных этапов представлены в соответствующих разделах настоящего издания и основаны на знаниях авторов о функционировании подхода Lesson Study в школах и колледжах Англии и за рубежом.
В последних двух разделах представлены идеи о том, как руководители школ могут: a. планировать время для Lesson Study и внедрять данный подход в школьные программы; б. использовать ведущих учителей для поддержки и развития профессионального обучения на основе Lesson Study и использования модели исследования урока в качестве платформы для коучинга в рамках школы.
Признательность единомышленникам:
В качестве основы настоящего издания заимствован материал Crown Copyright, написанный автором для Национальных стратегий (2008), Национального колледжа школьного управления (2003, 2005), Программы исследований в области преподавания и обучения (TLRP) и CfBT.
Результаты исследования, принятые за основу настоящей и перечисленных выше публикаций, проводились автором в период с 2003-2011 гг., в Кембриджском университете, на средства гранта, предоставленного в рамках Программы исследований в области преподавания и обучения Совета экономических и социальных исследований.
Я хотел бы выразить благодарность очень многим учителям, директорам, представителям местных органов власти, ученым, политикам и зарубежным коллегам, способствующим пополнению моих знаний и формированию понимания подхода Lesson
Study, и, соответственно - написанию настоящей работы.
Пит Дадли
Кембридж, 2011


Pete Dudley 2011 4
1)
С какой целью следует проводить Lesson Study?
Группа 1.
Методика подхода Lesson Study эффективна, поскольку помогает учителям:
• увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;
• увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;
• понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;
• реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы (Дадли, П. 2011a).
• Использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике.
Дадли, П. (2011) Подход Lesson Study: сущность, как он действует, и кто его использует. www.teachingexpertise.com
Успешные учителя в большинстве случаев не обращают внимания на значительную, возможно, даже на бóльшую часть того, что происходит в классе. Это - не является недостатком! Это - результат процессов, позволивших им стать успешными учителями.
Остановимся подробнее. Классы представляют собой сложные рабочие условия, в которых приходится действовать профессионалам: 30 или более учащихся, работающих на уроке, примерно в течение одного часа, становятся носителями огромного объема информации. Столь же велика и скорость, с которой эта информация поступает учителю, что делает урок похожим, по выражению японцев, на «стремительно текущую реку»
(Льюис, 1999).
Исследователи наблюдали за тем, как учителя справляются с данным потоком информации и скоростью ее подачи. Рэгг и другие ученые (1996) установили, что учителя преодолевают сложности первых трех лет работы и становятся хорошими педагогами, по той причине, что, каждый раз, когда они находят новый способ управления учебной ситуацией, являющейся для них проблемой, они незамедлительно преобразуют этот способ в приемлемую форму, которую в дальнейшем, интуитивно, используют в схожих ситуациях. Практические знания в подобных случаях не подтверждают факт осознанности их учителем и являются лишь подразумеваемыми (или скрытыми) знаниями, аналогично нашим знаниям о том, как ездить на велосипеде: знания проявляются, когда они необходимо, но их очень сложно выразить словами.
В отличие от, к примеру, хирургов, чьи практические знания фиксируются до мельчайших подробностей, передаются другим и затем воспроизводятся, практические знания учителя, как правило, остаются у него, поскольку он приобрел эти знания в ходе практики, но, зачастую, не осознает их наличие. В связи с тем, что учителя, как правило, работают автономно как «единственные специалисты» в своих классах, другие учителя редко имеют возможность увидеть в действии «подразумеваемые» знания коллег. Когда за практикой учителя наблюдает специалист, оценивание, зачастую, осуществляться в контексте суждения, выставления отметки или рассуждения о результативности его работы, нежели в контексте профессионализма, поэтому, в подобных ситуациях учителя, как правило, стремятся не рисковать и демонстрируют более «безопасное» преподавание.


Pete Dudley 2011 5
В отличие от несознательных субъектов, люди умеют справляться с большими объемами информации путем ее «фильтрования». Например, мы обращаем внимание на ничтожно малую часть звуков, которые фактически «слышим»; научились ограждать себя от внешней информации и обращать внимание только на то, что важно или очень неожиданно. Подобные механизмы фильтрования позволяют нам концентрироваться на том, что мы считаем важным для дальнейшего использования в достижении своей цели.
В условиях класса мы проделываем то же самое: акцентируем внимание на наиболее важных аспектах того, что происходит в определенный момент, отсеивая большой объем внешних событий и информации. Мы оперативно усваиваем новые полученные знания, которые считаем важными, немедленно сохраняя их в оптимальной для нас форме, что делает нашу сознательную кратковременную память более свободной для обработки следующих важных аспектов, которым мы придаем приоритетное значение в сложных и стремительных условиях урока.
Lesson Study помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям.
Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.
Многие, кто использует подход Lesson Study, утверждают о том, что, акцентируя внимания и, таким образом, узнавая больше о потребностях в обучении и поведении отдельных исследуемых учащихся, они в определенной степени больше познают индивидуальность каждого из всех своих учащихся. Следовательно, в отличие от преподавания для некоей «середины» класса, между сильными и слабыми учащимися,
Lesson Study позволяет учителям быть более осведомленными и учитывать потребности каждого учащегося на протяжении всей своей практики, при этом, не «перегружая» свой опыт второстепенной информацией.
Мои исследования (Дадли, 2011 b) показывают, что это может являться результатом того, что рефлексивная, рекурсивная и коллаборативная практика Lesson Study помогает опытному учителю, способному самостоятельно аккумулировать сложную образовательную информацию, отбирать лишь необходимую, исключая информацию второстепенного значения. Это обеспечивает управляемость, наглядность аспектов учебной информации, непосредственно касающихся наблюдаемого обучения, которые, в противном случае, были бы непригодными. Полагаю, что подход Lesson Study помогает учителям научиться отключать эти фильтры, не смотря на то, что весь их предыдущий опыт говорит о том, что успех обеспечивается их включением.


Pete Dudley 2011 6
2) Проведение Lesson Study
Подход Lesson Study представляет собой цикл, включающий не менее трех Lesson Study, совместно планируемых, преподаваемых/наблюдаемых и анализируемых группой учителей (см. Рис. 1 ниже).
© Университет Бетлехема, Учебное пособие «Центра педагогического мастерства, преподавания и обучения»: Исследование урока, Дадли П., (2011)
Рекомендуемые действия
Выберите группу учителей
(предпочтительно
из трех человек)
которым, предположительно, понравится задача внедрения в школе нового профессионального подхода к обучению.
Lesson Study эффективно функционирует, если в данный состав группы включен хотя бы один из представителей руководства и учителя, имеющие значительный преподавательский опыт.
Проведите заседание с участием группы для определения ожидаемых результатов и установления основных правил, позволяющих членам группы «рисковать» без колебаний и не чувствовать над собой жесткого контроля. В процессе Lesson Study все члены группы имеют равный статус профессиональных обучающихся.
Комментарии
Рис.1. Процесс Lesson Study (LS)
«Это позволило мне иначе воспринимать происходящее в классе»
Первичное заседание группы
LS
для определения необходимых усовершенствований
1-й цикл исследования урока
2-й цикл Lesson Study
Совм. пла- ниро- ва- ние
LS
-1
Проведе- ние/наб- людение
LS
-1
Опрос уч-ся
Обсужде-ние
LS
-1 и первона- чальное планирова- ние УS-2
Проведе- ние/наб- людение
LS
-2
Обсуждение
LS
-2 и первона- чальное планиро- вание
LS
-3
Опрос уч-ся
Совместное планирование
LS
-2
Совместное планирование
LS
-3
Проведе- ние/наб- людение
LS
-3
Опрос уч-ся
Обсужде- ние
LS
-3 и согласо- вание общих выводов
3-й цикл исследования урока
Запишите/пред- ставьте свои выводы/резуль- таты, проведите открытое исследование

Pete Dudley 2011 7
Разработайте ряд параметров на основе потребностей определенной школы или класса/возрастной группы, например: принципы использования дискуссии для обучения в рамках групповых рабочих сессий и др.
Используйте общие форматы Lesson Study для планирования уроков, их наблюдения, анализа (примеры, которые Вы можете использовать, приведены в настоящем издании).
Предоставьте учителям специальное время
(не менее одного часа) для планирования первого Lesson Study.
Цените их время в период проведения ими
Lesson
Study и обеспечьте для них возможность проведения обсуждения сразу либо спустя незначительное время после проведения Lesson Study.
Активно интересуйтесь ходом процесса.
Обеспечьте группу, реализуемую подход
Lesson Study специальными возможностями для презентации своих результатов коллегам
(педагогический совет, коучинг и др.).
Используйте членов группы в качестве лидеров педагогического коллектива для организации последующих групп по реализации подхода Lesson Study.
3,4) Планирование первого Lesson Study и определение
«исследуемых» учащихся
«Акцентирование внимания
на «исследуемых»
учащихся позволило
выявить ряд
действительно важных
моментов»
Рекомендуемые действия
Определите, в каком классе Вы будете проводить первый Lesson Study; затем выберите трех учащихся, являющихся типичными представителями различных групп обучающихся в классе: учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего показатели в общеучебных навыках (письменная речь и т.д.) или в аспектах обучения, касающихся конкретных предметов.
Определите уровень каждого из учащихся, работающих по ключевым направлениям Lesson Study.
Запишите четко и лаконично ожидаемые Вами результаты от каждого ученика по окончании Lesson
Study (используйте для этой цели схему планирования
Комментарии
Исследуемый ученик А
Имя…………..
Критерии успеха для данного ученика.
По окончании серии
Lesson Study
ученик А будет … (опишите, как он будет демонстрировать динамику достижения поставленной цели обучения на уроке)
Дополнительные комментарии