Файл: Руководство по использованию подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Pete Dudley 2011 8 на стр. 6).
Планируйте каждый этап урока, обращая внимание на последовательность использования Вами методики преподавания, которую Вы совершенствуете или планируете использовать. Фиксируйте ожидаемую реакцию от каждого из исследуемых учащихся: что каждый из учащихся будет делать на каждом из этапов, чтобы продемонстрировать свой прогресс? Определите с максимально возможной точностью, какие ресурсы будут использованы и каким образом; что Вы будете записывать на доске, и определите временные рамки для каждого этапа.
Определитесь между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся (учащимися) будет наблюдать, что оградит вас от сбора данных всеми участниками лишь о двух учащихся и не оставит без внимания - третьего.
Схема планирования Lesson Study представлена на странице 6. В целях использования, ее необходимо увеличить до формата А-3. Каждый член группы Lesson
Study должен иметь копию схемы на начало урока, поскольку она служит листом комментариев к наблюдению и основой для обсуждения после проведения урока.
Совершенствуемая/разрабатываемая методика обучения учащихся
Содержание планируемых для преподавания учебных программ
Методика преподавания, подлежащая разработке, совершенствованию, модификации
Совместное
планирование,
проведение/наблюдение,
анализ, презентация
Потребности исследуемых учащихся
Сосредоточенность на
обучении учащихся, а не на преподавание учителей
Pete Dudley 2011 9
5) Проведение первого Lesson Study
Рекомендуемые действия
Используйте схему, представленную на следующей странице, для планирования Lesson Study.
Предпочтительнее увеличить ее до формата А-3.
Схема может также быть использована в качестве карты наблюдения
(если копирована и представлена наблюдателями на Lesson Study) и является базовым материалом для обсуждения после Lesson Study.
Обратите особое внимание на совместное оценивание этапов, на которых работают исследуемые учащиеся. Вы можете использовать материалы оценивания достижений учащихся.
Очень важно, чтобы члены группы письменно фиксировали свои ожидания от каждого из учащихся наблюдаемой группы по окончании урока, и предполагаемые доказательства.
Поскольку Lesson Study планируется совместно, то и является совместной собственностью группы, означающей, что наблюдатели менее концентрированы на учителе и более – на учащихся (исследуемых учениках). Наблюдателям необходимо стремиться начинать каждый процесс наблюдения с концентрацией сугубо на исследуемом ученике, и, далее - расширять границы наблюдения до группы или класса, в целом.
Наблюдателям необходимо отмечать ответы исследуемых учащихся на различных этапах урока, замечая степень их соответствия или отличия от, предполагаемого ими, на данном этапе. Следует отмечать также все критические ситуации. Если создается ситуация, характерная для всех (например, все учащиеся одинаково неправильно что-то понимают), отметьте его в правой колонке.
По возможности, отмечайте время каждого комментария.
В заключение установите доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с планируемыми Вами ожиданиями и отметьте степень достижения. Каковы ключевые моменты
Комментарии
«Было очень важно видеть реакцию людей:
то, что не получается, не воспринимается
«трагедией», поскольку является
результатом совместного планирования»
Pete Dudley 2011 10 для исследуемых учащихся (группы, класса) к последующему уроку? Какие вопросы Вы могли бы задать им во время опроса после урока?
Запишите их в строке «первоначальные мысли», в нижнем поле страницы.
Pete Dudley 2011 11
Схема планирования, наблюдения и обсуждения урока Предмет Приоритет обучения Учитель/наблюдатель
Какова цель обучения на данном Lesson Study (он может быть частью более продолжительной последовательности обучения) Разработка какой методики обучения является целью данного Lesson Study? Совершенствование…
Текущие достижения и критерии успеха
Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании урока?
Исследуемый ученик А ..........................
Критерии успеха для данной
фокусной группы
Исследуемый ученик В..........................
Критерии успеха для данной
фокусной группы
Исследуемый ученик С ...........................
Критерии успеха для данной
фокусной группы
Этап серии уроков
Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов) А
Как он
(она, они)
отвечают
в
результате
наблюдений
Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов) В
Как он (она,
они)
отвечают в
результате
наблюдений
Каким Вы ожидаете ответ ученика (ов) С
Как он (она,
они)
отвечают в
результате
наблюдений
Примеры / вопросы
Этап ...
(примерное время)
Этап ...
(примерное время)
Заключительный этап ...
(примерное время)
Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?)
Предварительные идеи
Pete Dudley 2011 12
6) Опрос исследуемых учащихся после урока
Рекомендуемые действия
В Великобритании группы Lesson Study, по его окончании, часто опрашивают исследуемых учащихся, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе.
Опрос должен быть кратким (не более 5-ти минут) проведен со всеми исследуемыми учащимися одновременно или с каждым из них, по отдельности.
Желательно проводить опрос учащихся при первой появившейся возможности, хотя, в идеале – по окончании урока.
Необходимо дословно записывать в своих заметках некоторые из их ответов.
В отдельных случаях, после урока проводят опрос и других учащихся из тех же групп, что и исследуемые учащиеся, что помогает рассматривать ответы с разных точек зрения, хотя, это может усложнить собранные данные.
Предлагаемые вопросы для опроса исследуемых учащихся после урока
Что тебе больше всего понравилось на уроке?
Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Что ты можешь сделать лучше?
Насколько лучше? И т.д.
Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна?
Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем
«... Они [ученики] берут в свои руки весь
процесс обучения, несут за него
ответственность, и им в этом оказывают
помощь. Это - удивительно, потому что…
они работают в контакте с нами, помогая
нам оказывать им помощь в обучении.
Действительно - поразительное явление!»
Pete Dudley 2011 13 изменил и почему?
7) Обсуждение после Lesson Study
Рекомендуемые действия
Группе
Lesson
Study необходимо встретиться по возможности сразу после урока (разумеется, не позднее, чем через
24 часа после урока). Вы, возможно, пожелаете ознакомиться со следующими критериями успешного обсуждения после Урок-study:
(а) Открытость критическим суждениям и предложениям.
(б)Приверженность результатам наблюдения и отсутствие оправданий неудачам.
(в) Принятие совместных обсуждений после урока как метода совместного обучения.
(г) Постановка четких цели и вопросов в плане/карте наблюдения.
(д) Выбор кандидатуры «модератора» обсуждения (председателя, который может координировать обсуждение, обеспечивая ему позитивность), выполняющего функции, совмещенные с функцией
(е)
«Советника»
(заключительного комментатора), роль которого заключается в установлении обучающего эффекта по итогам обсуждения в качестве основы для практических действий группы или отдельных лиц, не входящих в состав группы Lesson Study. Данная кандидатура может не являться работником школы (Такахаши, 2005).
Самое важное, что следует запомнить: процесс анализа должен начинаться с наблюдения за обучением исследуемых (и других) учащихся, перед анализом преподавания (см. Рис. 3, ниже). Данная последовательность позволяет сконцентрироваться на обучении учащихся и на этой основе - обучении учителей, и
Комментарии
«…Удивительно, как много Вы узнаете, поясняя
свои идеи. Поэтому, ставя перед собой задачу, я
должен обосновать, почему я думаю, что мы
должны решать ее именно таким образом, и, в
результате, это действительно укрепляет
Ваши собственные знания и помогает Вам
понять то, что Вы не могли бы понять
самостоятельно»
Pete Dudley 2011 14 снижает тенденцию к проведению обсуждения в форме отзывов о преподавании, которое может показаться учителям субъективным по характеру и не способствующим их профессиональному развитию (см. Рис. 3, ниже).
Поставьте подпись и дату записи
Храните комментарии в журнале профессионального обучения в учительской.
Рис. 3. Схема обсуждения после Lesson Study
Нижеследующий образец может быть использован для записи обсуждения по итогам
урока
Запись обсуждения по итогам урока
Исследуемый ученик А Исследуемый ученик B Исследуемый ученик C
Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах?
Как помогал или мешал внедряемый метод
(возможно, то и другое)?
Какие были неожиданности?
Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся.
Наблюдения за исследуемыми учащимися в период Lesson Study
Вопросы и обсуждение обучения других учащихся
Вопросы и обсуждение по материалам преподавания
Pete Dudley 2011 15
Что мы должны постараться сделать в следующий раз.
Ф.И.О.……………………………….. Дата…………………………………….
8) Формальное представление результатов коллегам
Рекомендуемые действия
До начала Lesson Study обеспечьте группе возможность презентации коллегам того, что они проделали, узнали и доработали, особенно, касательно основ внедряемой ими методики обучения. Если учителя заранее знают о предстоящем обсуждении собственных выводов с коллегами, они будут помнить об этом на протяжении всего процесса. Это помогает группе Lesson
Study четко формулировать свои мысли и выводы для дальнейшего их использования и воспроизведения коллегами.
Краткие видеоролики Lesson Study и цифровые фото, вставленные в презентации
PowerPoint – популярный способ обобщения практики и процессов проведения уроков
(Вам необходимо будет убедиться в действии в Вашей школе политики по использованию видео и фотоматериалов).
Организуйте возможность для членов группы Lesson Study работать с другими учителями с целью оказания им помощи
(проведение коучинга) в постижении педагогической методики, которую группа
Lesson Study выработала, адаптировала или усовершенствовала.
Помните о том, что четкое формулирование, разъяснение и демонстрация практики
(а) помогает тем, кто учится на опыте коллег, усовершенствовать свою практику;
Комментарии
«Вследствие своей чрезвычайной занятости
учителя, как правило, желают видеть
результативность лично для себя того, что
они внедряют, в связи с чем, краткая
текстовая информация и видеоматериалы
оказывают в этом действенную помощь».
Pete Dudley 2011 16
(б)повышает эффективность работы специалиста, осуществляющего разъяснение или коучинг.
Причина в том, что подобный прием наглядно демонстрирует то, что зачастую является скрытым
(подразумеваемым) знанием практики, которое учителя используют, но никогда прямо не выражают.
Разъяснение помогает им больше узнать самим о своих знаниях и, следовательно, предоставляет больше возможностей для их дальнейшего совершенствования.
Отметьте и оцените то, что Вы узнали и представили.
Организуйте «стену обучения» в общем кабинете для персонала, на которой группа
Lesson study может представлять свою работу (фотографии, заметки, наблюдения, результаты дискуссий, опросы учащихся, предварительные выводы).
Это способствует активности и разнообразию обсуждений в учительском кабинете в течение длительного времени после формального представления.
9) Планирование времени для Lesson Study и включение его в школьные
программы
Рекомендуемые действия
Lesson study – это разумное соотношение цены и качества, если Вы действительно создаете возможность для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся исследованием, так и других коллег в школе.
Некоторые директора школ отвели специальное время для профессионального обучения, при котором группы Lesson Study планируют и анализируют свои уроки за счет времени, которое обычно выделяется на профессиональное развитие и управление.
Комментарии
«…Меня удивило и искренне обрадовало
то, что люди, которые, зачастую,
закрывали дверь класса и вели уроки,
вдруг осознали: «Это - действительно
полезно и целесообразно для меня и для
детей на уроках. То, что я делаю,
демонстрирует результат не только в
моем классе, но в школе, в целом».
Pete Dudley 2011 17
Разумное использование времени PPA на обучение специалистов, поэтапных графиков или перерывов и прочих средств, позволяющих учителям свободно общаться, может обеспечить возможности для планирования или обсуждения по итогам урока, для которых не всегда требуются материальные средства.
Руководители департамента могут включить
Lesson Study в систему преподавания и обучения своей школы, в качестве политики по профессиональному обучению сотрудников. Это предоставляет учителям и другим специалистам право на профессиональное обучение и возможности непрерывного профессионального развития, предполагающие модели, признанные в настоящее время и имеющие наибольшее влияние на учебную практику (см. стр. 1).
Один из примеров
- установление продуктивной связи
Lesson
Study и управление его эффективностью, благодаря чему, участие в Lesson Study и презентация его результатов коллегам рассматривалась как компонент управления эффективностью.
Вовлеченные сотрудники подтверждали, что участие в Lesson Study способствовало их совершенствованию в вопросах, в решении которых они чувствовали себя менее уверенно, в отличие от работы без риска в области, недостаточно эффективной с точки зрения преподавания.
Важно, чтобы подход
Lesson
Study осуществлялся самостоятельно от мониторинга эффективности.
Некоторые группы
Lesson
Study демонстрируют разрабатываемые ими методики другим учителям на открытых
Lesson Study, в процессе которых учащиеся остаются после занятий, и уроки проводятся в зале для приглашенной аудитории из близлежащих университетов с последующим живым обсуждением.
Такая форма популярна в Японии.
10) Вовлечение тренеров по Lesson Study в целях содействия и совершенствования
профессионального обучения на основе подхода Lesson Study и использования его
модели в качестве платформы для межведомственного или межшкольного коучинга
Рекомендуемые действия
Ведущие учителя и консультанты могут
Комментарии
Pete Dudley 2011 18 оказывать содействие процессу группы
Lesson Study посредством:
Демонстрации методики в школе другим учителям перед началом Lesson
Study.
Присоединения к группе Lesson Study в ходе планирования и внесения в процесс Lesson Study своих идей и предложений.
Совместного с группой Lesson Study обсуждения подготовленного ими
Lesson Study и внесения предложений о способах разработки педагогической методики.
Присутствия на Lesson Study в качестве наблюдателей
(с соответствующим статусом) и участия в опросе учащихся и обсуждении по итогам урока.
Ведущие учителя-предметники могут играть аналогичную роль, в особенности, если они сами участвуют в цикле Lesson Study и становятся лидерами в школе.
Дополнительный интерес к подходу Lesson
Study и признание его значимости могут быть обеспечены при условии использования данной методики учителями с целью создания портфолио подтверждений конкретных приемов преподавания, или получения профессиональной/научной квалификации, признания.
Когда учителями будет разработана практика, оказывающая явное влияние на обучение и совершенствование учащихся, и которая, по
Вашему мнению, будет интересна другим, зарегистрируйте ее как практическое исследование на сайте www. lessonstudy. co. uk
Данный вебсайт разработан для оказания помощи практикующим специалистам в выборе и дальнейшем использовании практики совершенствования в классах и школах, которая доказала свою эффективность в одном месте и может работать в других.