ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 253

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

имени капитана 1-го ранга П.И. Державина


УЧТЕНО МНЕНИЕ

Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Протокол № 4

от 12.05.2022

ПРИНЯТ

решением педагогического совета ГБОУ школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга имени капитана 1-го ранга П.И. Державина

протокол от «16» мая 2022 года №5

Председатель педагогического совета

Фурсова Надежда Анатольевна







УЧТЕНО МНЕНИЕ

Совета обучающихся

ГБОУ школа № 253

Приморского района

Санкт-Петербурга имени капитана

1-го ранга П.И. Державина

Протокол № 4

от 13.05.2022


УТВЕРЖДЕН

приказом от «25» мая 2022 года

115-од

Директор______________Н.А. Фурсова


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭЛЕКТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ»

9 классы


Объем- 34 часа

Срок освоения программы - 1 год.
2022

Аннотация элективного курса

Предлагаемый элективный курс адресован учащимся 9 классов. Главная его идея – это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения курса математики за период изучения в основной школе, что, несомненно, будет направлено на осмысленное изучение предмета, а значит и правильный выбор дальнейшего профиля обучения в старшей школе. Данный курс позволит удовлетворить образовательные потребности учащихся, осваивающих как базовый уровень математики, так и повышенный уровень.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов математики, которые входят в содержание государственной итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования в старшей школе и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей школьников
, их аналитических и синтетических способностей. Основная идея данного элективного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, в том числе необходимых при сдаче выпускного экзамена.

В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.

Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов (в том числе интерактивных), самостоятельное составление (моделирование) тестов.

Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных, приемов и способов решения задач.

Развивающий и воспитательный потенциал элективного курса полностью соответствует основным идеям, заложенным в федеральных образовательных стандартах второго поколения.

Цель курса: оказание помощи учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе: создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности, развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:

  1. Расширение и углубление школьного курса математики.

  2. Актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по математике.

3. Формирование у учащихся понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных.



4. Развитие интереса учащихся к изучению математики.

5. Расширение научного кругозора учащихся.

6. Обучение учащихся решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах.

7. Формирование понятия о математических методах при решении сложных математических задач.

8. Ориентирование учащихся на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Организация занятий элективного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений, выдвижения гипотез, способов решения задач. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, заданий, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации.

Существенным является организация работы по обучению заполнения бланков итоговой аттестации, что, безусловно, будет способствовать снятию психологического напряжения учащихся перед процедурой экзамена.

Методы и формы обучения определяются требованиями ФГОС, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим определены основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);

  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Формы и методы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка учащимися друг друга, собеседование, письменный и устный зачет, проверочные письменные работы, наблюдение. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень знаний и умений тестируемого.

Организация и проведение аттестации учащихся


Предусмотрено проведение промежуточных зачетов по окончанию каждого модуля, выполнение творческих заданий и итоговой зачетной работы.


При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

Методические рекомендации по реализации программы

Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов, открытого банка заданий ГИА или составлены учителем.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать медиаресурсы, организовывать самостоятельную работу учащихся с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе осуществлять консультационные процедуры через форум, чат, электронную почту.

Элективный курс на 34 часа

№ п\п

Название модуля

Количество часов

1

Модуль «Числа. Преобразования»

3

2

Модуль «Уравнения»

3

3

Модуль «Неравенства»

3

4

Модуль «Функции. Координаты и графики»

3

5

Модуль «Текстовые задачи»

6

6

Модуль «Комбинаторика. Теория вероятностей»

2

7

Модуль «Планиметрия»

4

8

Модуль «Последовательности»

4

9

Итоговое занятие

1

10

Резерв

5

Итого







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного курса


№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Формы занятий

Формы контроля

1.

Модуль «Числа. Преобразования»

3







1.1.

Делимость целых чисел

1

Мини-лекция, практикум, игра

Наблюдение, самостоятельная работа

1.2.

Преобразования иррациональных выражений

1

Мини-лекция, практикум,

обсуждение

Наблюдение,

взаимопроверка учащимися друг друга

1.3.

Сравнение действительных чисел

1

Практикум,

консультация, работа с бланками

Наблюдение,

Тестирование, самопроверка, зачет

2.

Модуль «Уравнения»

3







2.1.

Уравнения в целых числах

1

Мини-лекция, практикум

Наблюдение, тестирование

2.2.

Нестандартные способы решения уравнений.

1

Практикум

Наблюдение, проверочная работа

2.3.

Исследование квадратного уравнения

1

Занятие-обсуждение, консультация, исследовательская работа, работа с бланками

Наблюдение,

Тестирование, самопроверка, зачет

3.

Модуль «Неравенства»

3










3.1.

Доказательство неравенств


1

Мини-лекция,


Наблюдение, взаимопроверка





3.2.

Неравенства с модулем


1


Практикум,

занятие-

обсуждение

Наблюдение,

самопроверка





3.3.

Метод интервалов


1

Обзорная

лекция,

практикум,

консультация,

работа с

бланками

Наблюдение,

Тестирование, самопроверка, зачет




4.

Модуль «Функции. Координаты и графики»

3







4.1.

Элементарное исследование функции

1

Мини-лекция, практикум

Наблюдение,

проверочная работа

4.2.

Кусочно-заданные функции

1

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение,

Исследовательский проект

4.3.

Функции с модулем

1

Занятие-обсуждение, диалог, игра, консультация, работа с бланками

Наблюдение,

Тестирование, самопроверка, зачет

5.

Модуль «Текстовые задачи»

6

Практикум, игра

Наблюдение, самопроверка

5.1.

Задачи «на движение»

1

Практикум, игра

Наблюдение, самопроверка

5.2.

Задачи «на совместную работу»

1

Практикум, игра

Наблюдение, самопроверка

5.3.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

1

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение, самопроверка

5.4.

Задачи, связанные с банковскими расчётами

1

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение, взаимопроверка

5.5.

Задачи на смеси, сплавы, растворы

1

Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками

Тестирование, зачет

5.6.

Задачи на «оптимальное решение»

1

Занятие-обсуждение, консультация, работа с бланками

Наблюдение,

Тестирование, самопроверка, зачет

6.

Модуль «Комбинаторика. Теория вероятностей»

2







6.1.

Комбинаторика

1

Занятие-обсуждение, практикум, мини-лекция, игра

Наблюдение, результаты конструирования

6.2.

Теория вероятностей и статистика

1

Занятие-обсуждение, мини-лекция, игра, консультация,

Наблюдение,

Тестирование, зачет

7.

Модуль «Планиметрия»

4







7.1.

Многоугольники

1

Обзорная лекция, практикум

Наблюдение,

взаимопроверка

7.2.

Окружность

1

Практикум, занятие-конструирование

Наблюдение,

тестирование

7.3.

Векторы

1

Практикум, мини-проект

Наблюдение,

Защита проекта





Метод координат

1

Практикум, консультация,

Зачет, взаимопроверка

8.

Модуль «Последовательности»

4







8.1.

Метод математической индукции

1

Мини-лекция, занятие-конструирование

Наблюдение,

тестирование

8.2.

Арифметическая прогрессия

1

Практикум, занятие-обсуждение, мини-проект

Наблюдение,

Защита проекта


8.3.

Геометрическая прогрессия

1

Занятие-обсуждение, консультация,

Зачет, взаимопроверка

8.4.

Задачи повышенной сложности

1










Итоговое занятие

1

Круглый стол

Наблюдение




Резервные уроки

5