Файл: Ценностносмысловая позиция учителя Инструкция к выполнению практической работы 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
педагогика не могут быть названы только науками, но в первую очередь – искусствами»... Он сам далее пишет: «…педагогика не наука, а искусство…», «искусство воспитания опирается на науку…», понимая педагогику и воспитание и как науку и как искусство.
В наше время многое изменилось – наука ушла далеко вперед. Наука стала главенствовать. Научные знания стали определяющими и в политике, и в медицине, и в педагогике. Появились ученые-политологи, ученые-медики, ученые-педагоги. К сожалению, среди них встречаются люди с невысокой культурой и нравственностью. Борьба за власть, за денежные доходы (через гранты и конкурсы), желание сделать себе имя – все эти негативные явления делают в наше время политику, медицину и педагогику не только искусствами, но и серыми с точки зрения научных исследований. Политики полностью запутались в явлениях истории, отвергли бесценный народный опыт прошлого, медики пошли по пути развития европейской науки вместо более гуманной – отечественной, ученые-педагоги предпочитают исследовать сомнительные научные работы взрослых педагогов вместо того, чтобы исследовать самих детей. Где же остались эти «сами дети», «сами люди», само понятие «искусство»? Везде видим какую-то подмену. Искусство в государстве вообще в загоне – я имею в виду любое искусство. А уж искусство воспитания, обучения и развития детей – тем более. И в этом виноваты в первую очередь исследователи – педагоги, так как они давлеют своими точками зрения на учителей, и власти в области обучения, и сами учителя, если руководствуются не своим профессиональным опытом прежде всего.
Мы читаем у Ушинского «... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей...» Это требования не только к предметнику, но более к классному руководителю. Как он разбирается в психологии, как общается с детьми. Но на самом деле очень мало у нас таких классных руководителей, которые бы скурпулезно изучали своих детей, особенно если их 36 в классе. Учителям-классным руководителям уже повысили зарплату на 10000 рублей, но результаты мало изменились, потому что много времени стало уходить на общение и в связи с этим обучение родителей, а именно – на переписку с родителями вместо переписки с детьми и изучения детей. Даже если вы изучили детей в классе за пять лет. Что дальше? Вы не сможете с ними после уроков далее работать, потому что они либо заняты, либо их забирают родители, либо они часто болеют, либо участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и их увозят другие учителя-предметники, либо (самое худшее) «кучкуются с неформалами». Кроме этого, есть семья, свои дети, надо вести методическую научную работу, которая очень много времени занимает у учителя. Если Вам интересно, то я пишу это эссе в 4 часа ночи, пишу уже 5 часов, а завтра мне на уроки идти. Думаете, я сегодня успею поспать? Еще хуже с учениками – очень многие жалуются, что не могут заснуть. Но почему-то ни учителя, ни ученые-педагоги не хотят об этом говорить – все решили, что дети у нас трехжильные. А на самом деле, экология мегаполиса настолько подчинила себе и взрослых, и детей, что образ жизни стал отличаться от «человеческого». Подумайте, а как хорошо было бы жить во времена Ушинского!
Еще одно хорошее высказывание: «Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...», с которым я согласна. Но хочу пояснить с точки зрения проблем педагогического труда современности. В последнее время политики говорят о том, что в школе должны работать молодые педагоги и педагоги среднего возраста. Старые люди «не догоняют» современные технологии обучения. Но как раз в деле воспитания – только они имеют большой опыт понимания детей. Педагогический такт молодых учителей изобилует понятиями современного «нерусского и ненаучного языка», они говорят на «слэнге», думая, что лучше будут понимать детей, а дети будут лучше понимать их. На самом деле педагогический такт – это понятие врожденное. Такие педагоги остаются работать в школе долго, они очень заметны, про них коллеги говорят, что это «педагог от Бога». Дети им верят, знают, что учителя никогда их не оскорбят, доверяют им свои проблемы. А узнав мнение детей, и родители не боятся с ними общаться. Ушинский имел в виду, что человек-педагог без имеющегося от рождения хорошего воспитания и такта в общении может достигнуть его только в результате длительного опыта работы с детьми. Поэтому и речь идет о «формировании» правильного общения на протяжении всего профессионального пути.
В заключение хочу сказать, что учителю надо работать над многими аспектами самовоспитания, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства. Чтобы не было в коридоре замечаний ученицам 8 класса типа: « Убери волосы, ты же не на сеновале с молодым человеком». Это то, что я слышу часто в школе, но мой такт не дает мне право высказать свое мнение вслух, хотя я сразу понимаю, откуда прибыл пятидесятилетний новый историк в нашу школу.
Сущность педагогического мастерства:
Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Поведение определяет педагога – мастера. В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений: - самоконтроль и развитие умений выразительной речи; - развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями. А главное – иметь желание изменяться и учиться правильно поступать по нормам нравственности. (Кстати, мы ничего не сказали о нормах поведения, прописанных в Библии, где прописано, что к людям надо относиться как к детям и самим быть детьми).
Рекомендации современному учителю:
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют педагогам для развития коммуникативных способностей следующее:
- особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
- стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитании и в общении с ними. Например, есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может быть понято неправильно и иметь обратный эффект.
В. Бондаревская, что педагогическое мастерство определяется 4-мя положениями:
- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;
- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
Вариативное задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания.
Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый».
В тексте № 3 автор Н.Г. Никонов поднимает вопросы: «Что
такое авторитет? Какую педагогическую позицию должен занять
учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников?» Предложите
свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте
свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.
Ответ должен четко демонстрировать понимание автором
авторитета учителя. При этом личное мнение может быть обосновано
с использованием разных способов аргументации. В ответе могут быть
описаны конкретные ситуации, в которых проявляется учительский
авторитет, использованы ссылки на авторитетное мнение.
ОТВЕТ
Когда учитель работает в старших классах, то авторитет имеет очень большое значение. Говорят, «авторитет идет впереди учителя». Да, такому учителю уже легче работать, люди сами ему помогают (и родители, и старшие ученики, мнение которых является «незыблемым» в других классах, и выпускники, ушедшие в новую жизнь). Но тогда на учителе лежит большая ответственность перед учениками – надо оправдать надежды, надо все время подкреплять авторитет и среди учеников и среди педагогов, удивлять их, придумывать что-то новое, причем в любых областях педагогического процесса. Это и есть мой способ существования в школе. В моем возрасте (более 60-ти) отношение детей и взрослых ко мне – учителю - специфическое. Я все время придумываю что-нибудь интересное, удивляю и своих учеников, и коллег.
Работая в школе более 7 лет, я хорошо знаю всех обучающихся. Дело в том, что я никогда не говорю «нет» директору, понимая, что ей виднее, как сделать процесс образования в школе лучше. Правда, за 7 лет работы сменилось уже 6 директоров. Нагрузка всегда была достаточная. С течением времени в педагогике многое поменялось. Я всегда с удовольствием учусь (люблю узнавать новое), всегда пользуюсь самыми современными технологиями (в том числе ИКТ).
Меня волнуют общие проблемы классов – и тех, которые обучаю, и тех, кто у меня не учится, но приходят общаться со мной после уроков. После уроков ко мне приходят и бывшие ученики – выпускники. За все 7 лет работы в школе у меня не было ни одного инцидента, когда бы ученик обиделся на меня за что-то. В 2021 году ученики моего класса окончили школу, но до сих пор общаются со мной в любое время (ограничение - 21-00 час.). Для меня интересны одинаково все – и первые классы, и пятые, и девятый, и одиннадцатый. Весь секрет в том, что я знаю психологическую ситуацию у каждого ребенка и в школе, и в семье, очень просто общаюсь с детьми на равных, легко задаю вопросы о самых сокровенных мечтах и чаяниях ребенка и говорю ответ по ситуации. Ребенок мою помощь запоминает до конца обучения в школе. Не знаю, почему. Наверно, из-за того, что решаем с ним основные наболевшие проблемы – с родителями. И еще более важная помощь – это когда всему классу просто объясняешь психологию отношений между учениками и учениками с педагогами.
Например, пятиклассники ведут себя безобразно на переменах. Я подхожу к скамейкам, на которых они сидят, прошу всех собраться вместе и говорю: «Ребята, вы думаете, что стали большими, вашей учительницы нет, можно делать все, что угодно, никто не накажет. Нет, это не так. Мы с учителями, работающими в старших классах, все очень дружим и общаемся после уроков, часто разговариваем о наших учениках. Поэтому я про вас все знаю, хотя вас не учу». (Привожу пару примеров из того, что наблюдала на переменах во время своего дежурства). Дети удивлены. «Чтобы не было проблем, сами следите за своим поведением и учебой. Вы уже большие. Мы обучаем и хороших и плохих учеников, и у нас давно разработаны жесткие методы воздействия на плохих – и пятиклассников, и старшеклассников. Могу прийти на классный час и рассказать, как все происходит, или приглашу социального педагога».
Если говорить об авторитете учителя, то хочу заметить, что выдержка из статьи Н.Г. Никонова «Мой рабочий одиннадцатый» хорошо описывает, как стать личностью и получить авторитет в школе. Я могу указать на те же самые методы работы над собой:
привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу», - это и есть главное правило жизни.
Инвариантное задание № 4. Прочитайте книгу, содержащую
интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в
профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на
экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных
олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса. Доступ по
ссылке: https://vbudushee.ru/upload/lib/teachers-toteachers_12.20.pdf?ysclid=lc697r4d9p390674166
Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух
В наше время многое изменилось – наука ушла далеко вперед. Наука стала главенствовать. Научные знания стали определяющими и в политике, и в медицине, и в педагогике. Появились ученые-политологи, ученые-медики, ученые-педагоги. К сожалению, среди них встречаются люди с невысокой культурой и нравственностью. Борьба за власть, за денежные доходы (через гранты и конкурсы), желание сделать себе имя – все эти негативные явления делают в наше время политику, медицину и педагогику не только искусствами, но и серыми с точки зрения научных исследований. Политики полностью запутались в явлениях истории, отвергли бесценный народный опыт прошлого, медики пошли по пути развития европейской науки вместо более гуманной – отечественной, ученые-педагоги предпочитают исследовать сомнительные научные работы взрослых педагогов вместо того, чтобы исследовать самих детей. Где же остались эти «сами дети», «сами люди», само понятие «искусство»? Везде видим какую-то подмену. Искусство в государстве вообще в загоне – я имею в виду любое искусство. А уж искусство воспитания, обучения и развития детей – тем более. И в этом виноваты в первую очередь исследователи – педагоги, так как они давлеют своими точками зрения на учителей, и власти в области обучения, и сами учителя, если руководствуются не своим профессиональным опытом прежде всего.
Мы читаем у Ушинского «... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей...» Это требования не только к предметнику, но более к классному руководителю. Как он разбирается в психологии, как общается с детьми. Но на самом деле очень мало у нас таких классных руководителей, которые бы скурпулезно изучали своих детей, особенно если их 36 в классе. Учителям-классным руководителям уже повысили зарплату на 10000 рублей, но результаты мало изменились, потому что много времени стало уходить на общение и в связи с этим обучение родителей, а именно – на переписку с родителями вместо переписки с детьми и изучения детей. Даже если вы изучили детей в классе за пять лет. Что дальше? Вы не сможете с ними после уроков далее работать, потому что они либо заняты, либо их забирают родители, либо они часто болеют, либо участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и их увозят другие учителя-предметники, либо (самое худшее) «кучкуются с неформалами». Кроме этого, есть семья, свои дети, надо вести методическую научную работу, которая очень много времени занимает у учителя. Если Вам интересно, то я пишу это эссе в 4 часа ночи, пишу уже 5 часов, а завтра мне на уроки идти. Думаете, я сегодня успею поспать? Еще хуже с учениками – очень многие жалуются, что не могут заснуть. Но почему-то ни учителя, ни ученые-педагоги не хотят об этом говорить – все решили, что дети у нас трехжильные. А на самом деле, экология мегаполиса настолько подчинила себе и взрослых, и детей, что образ жизни стал отличаться от «человеческого». Подумайте, а как хорошо было бы жить во времена Ушинского!
Еще одно хорошее высказывание: «Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...», с которым я согласна. Но хочу пояснить с точки зрения проблем педагогического труда современности. В последнее время политики говорят о том, что в школе должны работать молодые педагоги и педагоги среднего возраста. Старые люди «не догоняют» современные технологии обучения. Но как раз в деле воспитания – только они имеют большой опыт понимания детей. Педагогический такт молодых учителей изобилует понятиями современного «нерусского и ненаучного языка», они говорят на «слэнге», думая, что лучше будут понимать детей, а дети будут лучше понимать их. На самом деле педагогический такт – это понятие врожденное. Такие педагоги остаются работать в школе долго, они очень заметны, про них коллеги говорят, что это «педагог от Бога». Дети им верят, знают, что учителя никогда их не оскорбят, доверяют им свои проблемы. А узнав мнение детей, и родители не боятся с ними общаться. Ушинский имел в виду, что человек-педагог без имеющегося от рождения хорошего воспитания и такта в общении может достигнуть его только в результате длительного опыта работы с детьми. Поэтому и речь идет о «формировании» правильного общения на протяжении всего профессионального пути.
В заключение хочу сказать, что учителю надо работать над многими аспектами самовоспитания, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства. Чтобы не было в коридоре замечаний ученицам 8 класса типа: « Убери волосы, ты же не на сеновале с молодым человеком». Это то, что я слышу часто в школе, но мой такт не дает мне право высказать свое мнение вслух, хотя я сразу понимаю, откуда прибыл пятидесятилетний новый историк в нашу школу.
Сущность педагогического мастерства:
Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Поведение определяет педагога – мастера. В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений: - самоконтроль и развитие умений выразительной речи; - развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями. А главное – иметь желание изменяться и учиться правильно поступать по нормам нравственности. (Кстати, мы ничего не сказали о нормах поведения, прописанных в Библии, где прописано, что к людям надо относиться как к детям и самим быть детьми).
Рекомендации современному учителю:
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют педагогам для развития коммуникативных способностей следующее:
- особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
- стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитании и в общении с ними. Например, есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может быть понято неправильно и иметь обратный эффект.
В. Бондаревская, что педагогическое мастерство определяется 4-мя положениями:
- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;
- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
Вариативное задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания.
Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый».
В тексте № 3 автор Н.Г. Никонов поднимает вопросы: «Что
такое авторитет? Какую педагогическую позицию должен занять
учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников?» Предложите
свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте
свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.
Ответ должен четко демонстрировать понимание автором
авторитета учителя. При этом личное мнение может быть обосновано
с использованием разных способов аргументации. В ответе могут быть
описаны конкретные ситуации, в которых проявляется учительский
авторитет, использованы ссылки на авторитетное мнение.
ОТВЕТ
Когда учитель работает в старших классах, то авторитет имеет очень большое значение. Говорят, «авторитет идет впереди учителя». Да, такому учителю уже легче работать, люди сами ему помогают (и родители, и старшие ученики, мнение которых является «незыблемым» в других классах, и выпускники, ушедшие в новую жизнь). Но тогда на учителе лежит большая ответственность перед учениками – надо оправдать надежды, надо все время подкреплять авторитет и среди учеников и среди педагогов, удивлять их, придумывать что-то новое, причем в любых областях педагогического процесса. Это и есть мой способ существования в школе. В моем возрасте (более 60-ти) отношение детей и взрослых ко мне – учителю - специфическое. Я все время придумываю что-нибудь интересное, удивляю и своих учеников, и коллег.
Работая в школе более 7 лет, я хорошо знаю всех обучающихся. Дело в том, что я никогда не говорю «нет» директору, понимая, что ей виднее, как сделать процесс образования в школе лучше. Правда, за 7 лет работы сменилось уже 6 директоров. Нагрузка всегда была достаточная. С течением времени в педагогике многое поменялось. Я всегда с удовольствием учусь (люблю узнавать новое), всегда пользуюсь самыми современными технологиями (в том числе ИКТ).
Меня волнуют общие проблемы классов – и тех, которые обучаю, и тех, кто у меня не учится, но приходят общаться со мной после уроков. После уроков ко мне приходят и бывшие ученики – выпускники. За все 7 лет работы в школе у меня не было ни одного инцидента, когда бы ученик обиделся на меня за что-то. В 2021 году ученики моего класса окончили школу, но до сих пор общаются со мной в любое время (ограничение - 21-00 час.). Для меня интересны одинаково все – и первые классы, и пятые, и девятый, и одиннадцатый. Весь секрет в том, что я знаю психологическую ситуацию у каждого ребенка и в школе, и в семье, очень просто общаюсь с детьми на равных, легко задаю вопросы о самых сокровенных мечтах и чаяниях ребенка и говорю ответ по ситуации. Ребенок мою помощь запоминает до конца обучения в школе. Не знаю, почему. Наверно, из-за того, что решаем с ним основные наболевшие проблемы – с родителями. И еще более важная помощь – это когда всему классу просто объясняешь психологию отношений между учениками и учениками с педагогами.
Например, пятиклассники ведут себя безобразно на переменах. Я подхожу к скамейкам, на которых они сидят, прошу всех собраться вместе и говорю: «Ребята, вы думаете, что стали большими, вашей учительницы нет, можно делать все, что угодно, никто не накажет. Нет, это не так. Мы с учителями, работающими в старших классах, все очень дружим и общаемся после уроков, часто разговариваем о наших учениках. Поэтому я про вас все знаю, хотя вас не учу». (Привожу пару примеров из того, что наблюдала на переменах во время своего дежурства). Дети удивлены. «Чтобы не было проблем, сами следите за своим поведением и учебой. Вы уже большие. Мы обучаем и хороших и плохих учеников, и у нас давно разработаны жесткие методы воздействия на плохих – и пятиклассников, и старшеклассников. Могу прийти на классный час и рассказать, как все происходит, или приглашу социального педагога».
Если говорить об авторитете учителя, то хочу заметить, что выдержка из статьи Н.Г. Никонова «Мой рабочий одиннадцатый» хорошо описывает, как стать личностью и получить авторитет в школе. Я могу указать на те же самые методы работы над собой:
-
Заняться самодисциплиной. Должен стать жестким по отношению к себе, но всегда прощать воспитанников. -
В школе ты каждую минуту на виду у всех, поэтому должен поступать по совести, брать на себя ту работу коллег, которую они не смогут сделать по той или иной причине. -
Да, люди всегда осуждают тебя, но не надо зацикливаться на этом. Прости им то, что они не поняли тебя, ничего, потом поймут. Дети всегда – максималисты, обо всем судят по-совести. Или, попробуй объяснить им свое поведение, или свою оценку. -
Быть обязательным. Сказал- сделай, обещал сделать что-то - выполни, назначил встречу – приди во время. Тогда дети поверят в тебя. -
Никогда не читай моралей. И не говори о своем примере. Ученики должны сами увидеть твой пример и последовать ему. -
Объясни главное правило жизни – о человеке судят не по словам, а по поступкам. «Посеешь поступок - пожнешь привычку. Посеешь
привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу», - это и есть главное правило жизни.
-
Конечно, эрудиция у учителя в наше время должна быть на высоте – должен интересоваться всем – знать все. И не бойся вопросов. -
С детьми надо говорить обо всем - о любви, о нуждах, о пустяках, о людях, о предпочтениях в музыке и т.д. -
Если они не могут что-то сделать – помоги, задачи с ними решай, диктанты пиши, истории поучительные рассказывай, опыты проводи. Но во всем они сначала сами должны сделать самостоятельно. -
Учитель должен быть современным, одеваться современно, заниматься спортом, если играть в настольный теннис, то чтобы все видели –и ученики и коллеги и опять удивлять – как в возрасте 69-ти можно быть в спортивной форме. -
Учитель – всегда играет на сцене, зрители – вся школа. Поэтому хорошо владей речью, риторикой, голосом, убеждением, доступно объясняй то, о чем говоришь.
Инвариантное задание № 4. Прочитайте книгу, содержащую
интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в
профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на
экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных
олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса. Доступ по
ссылке: https://vbudushee.ru/upload/lib/teachers-toteachers_12.20.pdf?ysclid=lc697r4d9p390674166
Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух