Файл: 2. Цели и задачи работы Общая характеристика функций философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание:
1. Введение
2. Цели и задачи работы
3. Общая характеристика функций философии
4. Мировоззренческая функция
5. Гносеологическая функция
6. Методологическая функция
7. Воспитательная функция философии
8. Заключение
9. Список литературы
Введение
Со времен зарождения цивилизации в круг интересов человека входило получение знаний об окружающем их мире, законах жизни и развития и объяснения природы физических процессов. Таким образом появлялись системы информации о конкретных явлениях, а вместе с ними неразрешимые для точных знаний вопросы, такие как: «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие. В связи с этим зародилась философия, как более широкая система понятий об окружающем мире, стремящаяся обобщить всю известную информацию и с помощью рассуждений, логики и других инструментов мысли дать ответы на волнующие человечество вопросы или находить новые противоречия и разрешать их. Философия имеет дело с вечными вопросами, относящимися к предельным основаниям жизни и деятельности, к универсальным способам включенности человека в окружающий мир.1 Именно поэтому философию нередко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни; нет ничего более далекого от истины, чем такое представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Именно абстрактная природа философии привела к необходимости рационализировать ее конкретную пользу для общества, чем впервые занялись мыслители Древней Греции.
Данный вопрос направлен на характеристику функций философии в жизни общества и человека. Проведение дискуссионного обсуждения ведется в двух направлениях.
Анализ термина «Функции философии» имеет важное теоретическое, практическое и воспитательное значение для формирования мышления молодого человека. Следует подготовить сознание студента к многозначности научных классификаций по различным проблемам, в частности, по вопросу выделения основных функций философии. Научить его сравнивать многообразные подходы и системно, целостно видеть умозрительно исследуемое явление.
На наш взгляд, изложение данной проблемы необходимо начинать с простого учебного определения. Такое изложение представлено в учебном пособии «Философия» под редакцией В.Н. Лавриненко. Он выделяет мировоззренческую, методологическую. прогностическую, критическую, аксиологическую, социальную и гуманитарную функции. Соответственно даст определение каждой из них.
Мировоззренческая функция связывается с абстрактно — теоретическим. понятийным описанием мира; методологическая — с методом познания и освоения действительности человеком; прогностическая — с формулировкой гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира; критическая — с применением принципа конструктивного сомнения по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям.
Несмотря на давность постановки этой проблемы, она не теряет своей актуальности и в современном мире, более того, все чаще в программы среднего и высшего образования в России и зарубежных странах включается базовый курс философии, и у студентов возникает вопрос: «Так ли необходимо изучение данной науки мне, будущему инженеру, врачу, экономисту и т.д.». Да, необходимо, в том числе для ориентации в собственной специальности, повышения общего культурного уровня и понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Для более глубокого рассмотрения вопроса о функциях философии я выделил следующие цели и задачи работы:
Цели работы:
• Рассмотреть основные функции философии
Задачи работы:
• Рассмотреть существующую классификацию функций философии
• Проиллюстрировать их эффективность в современном мире
Общая характеристика функций философии
В научных работах авторы зачастую пренебрегают одной или несколькими классификациями функций философии, отдавая предпочтение другим. Я выбрал наиболее значимые и часто встречающиеся и привел краткую характеристику каждой:
1. Мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, определяет место человека в нем и дает представление о принципах взаимодействия с окружающей средой.
2. Гносеологическая или теоретико-познавательная. Гносеология [< гр. gnosis (gnoseos) - знание, познание + logos - понятие, учение] - филос. теория познания; раздел философии, изучающий формы и методы научного познания
2. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.
3. Методологическая функция философии вырабатывает основные методы познания окружающего мира.
4. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества и противоречия. Главная задача- разрушение догм, увеличение достоверности знания.
5. Воспитательно-гуманитарная заключается в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, стремлении привить их человеку и обществу, способствуя укреплению морали.
6. Аксиологическая. Аксиология [от греч. axios - ценный и logos - учение]. Философское учение о моральных, этических, культурных и т.п. ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков; теория ценностей.3 Заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция стремится объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы и пути его совершенствования.
8. Прогностическая прогнозирует тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества на основе уже имеющихся философских знаний.
9. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
10. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Выполнение вышеперечисленных функций определяет роль и значение философии в жизни. В своей работе я подробнее рассмотрю первые 5 из них.
Каждая группа функций включает подфункции. В состав мировоззренческой группы функций входят: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная. Во вторую группу функций философии — методологическую—включаются: эвристическая, координирующая. интегрирующая и логико-гносеологическая подфункции.
Рассмотрим первую, мировоззренческую группу функций, в состав которой входят гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная подфункции.
Содержание гуманистической подфункции заключается в поиске смысла жизни, высших мировоззренческих ориентиров, в выходе за пределы обыденного сознания, формировании разумного убеждения и преодолении отчужденного человека.
Социально-аксиологическая подфункция связана с характеристикой мировоззренческой стороны философии с точки зрения ценностей. В се содержание входит разработка представлений о ценностях добра, справедливости, правды, красоты и блага; а также включаются вопросы формирования общественного идеала. Понятие общественного идеала подразумевает такое развитие общества, когда нравственная личность рассматривается как цель общественного развития.
Вместе с тем, подфункция интеграции социальной действительности и критика се структур, состояний, социальных действий связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой действительности под соответствующим углом зрения. Расхождение социальной действительности с идеалом приводит философа к размышлению и к критике этой действительности. Сущность критической функции сводится к обнаружению и раскрытию противоречий. Критика идей старого мира приводит к критике самого мира.
Культурно-воспитательная подфункция философии заключается в формировании познавательного типа личности, ориентированного на истину, правду, доброту. Показателем высокой культуры мышления является диалектическое мышление, фиксирующее противоречия и решающее их на пути конкретного рассмотрения веши. Культурная личность включает такие ценности как самокритичность, критичность, сомнение. Философия вырабатывает общезначимые представления о главных ценностях жизни и помогает преодолеть трудности общения, порождаемые коммуникацией.
Объяснительно-информационная подфунккция характеризует философию с точки зрения се соответствия современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Философия, подобно науке, является информационной системой, целью которой является сбор, анализ и переработка информации для получения новой информации. Подобная информация выражена в философских понятиях (категориях), принципах и законах, образующих целостную систему. Таково основное содержание мировоззренческой функции философии, раскрытой через гуманистическую, социально-аксиологическую, культурно-воспитательную и объяснительно-информационную подфункции.
Вторая группа функций философии — методологическая — проявляется в разработке способа познания системы «мир-человек». В связи с этим философия выполняет эвристическую, координирующую. интегрирующая и логико-гносеологическую подфункции по отношению к науке.
Существо эвристической подфункции раскрывается в открытии новых знаний и создании предпосылок для научных открытий, для приращения знаний в собственно философской сфере. Результатом этого процесса является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Эвристическая роль философии связана с возможностями прогнозирования, предсказания открытий теоретического, мировоззренческого или обшемс-тодологичсского характера, а также в применении с комплексом других методов, способна помогать частным наукам в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, участвовать в создании естественнонаучных теорий и гипотез. В качестве примера студентам рекомендуется проанализировать использование Галилеем философской идеи самодвижения, непосредственно нс вытекавшей из опыта для создания принципа инерции; или использование Максвеллом философской идеи взаимосвязи явлений природы для обоснования общенаучного понятия поля.
Координирующая подфункция философии осуществляет связь, согласование, соответствие методов в процессе научного исследования. В современной науке растет профессионализация, специализация ученых, происходит вхождение одной науки в другие (астрофизика, геохимия, биофизика, экология и др.) . В связи с этим возникает опасность недооценки одних методов познания и переоценки других, т.с. опасность «механистического» упрощения. например, в области молекулярной биологии, генетики, эволюционной теории и других областях знания.
Философский метод позволяет при решении частных задач в науке плодотворно координировать, согласовывать воздействие всеобщего философского метода в единстве с общенаучными и специальными методами. Однако этот процесс осуществляется не автоматически, а предполагает глубокое овладение исследователем специального предмета изучения, владение всем необходимым комплексом частных методов, методикой познания, достаточный опыт с объектом исследования, знакомство и историей философии. с опытом применения диалектики к решению конкретных научных проблем, умение самостоятельно применять их.
Интегрирующая подфункция философии связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению ко всей совокупности знания, выработанного человечеством. Философское знание соединяет различные элементы системы в целое, целостность, в противоположность дезинтегрирующим факторам, ведущих к разобщенности системы и к чрезмерному росту относительной самостоятельности элементов системы.