Файл: 2. Цели и задачи работы Общая характеристика функций философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процесс «отпочкования» наук из «протознания» привел к обособлению частных наук друг от друга, отдельные науки становились автономными и разрывали связи с другими науками. Сама наука превратилась в XIX веке в специализированное разобщенное знание. Возник кризис единства науки. Философский диалектический подход к науке решил проблему интеграции знания использование философского принципа единства мира позволило воссоединить знание. Мир един и его правильное отражение тоже должно представлять единый, целостный характер природы, отраженный в «естествознании. Философский метод придал этому знанию большую гармоничность и оптимальность, повысил степень его упорядоченности.

Следует обратить внимание не только на внутринаучную интегрирующую роль философии, а также необходимо выделить ее общекультурную интегрирующую функцию. Она нацелена на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни. уровней социальной организации и социальных структур. Позволяет преодолеть отчуждение материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии, науки и искусства, разобщенность человечества по расовому, национальному, классовому, государственному, экономическому, религиозному и другим основаниям.

Диалектика задаст общие ориентиры познавательной деятельности в различных аспектах теоретического естествознания. Разработка диалсктико-логичсских принципов познания, проводимая в единстве обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придаст практическую значимость общеметодологической функции философии.

Мировоззренческая функция
Для того, чтобы дать полную характеристику данной функции, необходимо разобраться в том, что такое мировоззрение, его значимости для человека и классифицировать данное понятие.

Пожалуй, мысли о смерти посещали практически каждого из нас, эти мысли угнетают и приводят к осознанию собственной беспомощности и, в какой-то степени, бесполезности.

Еще Н. А. Бердяев писал: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски <...> Всю жизнь меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась. <...> Я стал философом
<...>, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной "жизни". Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски "жизни", от ее уродства»4

Таким образом, именно философия способна указать верный путь, помочь человеку найти свое место в мире, скорректировать его поведение и мысли. Именно эти задачи и ставит перед собой мировоззренческая функция философии. Рассмотрим данное понятие подробнее.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Впервые данный термин в общепринятом понимании ввел Эммануил Кант, на его родном языке он звучит как «die Weltanschaung». С моей точки зрения, первоисточник термина более емко описывает характер явления (die Welt-мир, die Anschaung- понимание, точка зрения). Он еще раз подчеркивает, что мировоззрение формируется не на опыте отдельных аспектов жизни, но на жизни в целом.

Мировоззрение делится на три типа (исторические типы мировоззрения):

• Мифологический - совокупность представлений, сформированных в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология тесно связана с язычеством и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация(перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы, мифические существа; олицетворение.) материальных предметов и явлений.

• Религиозный- основан на вере в сверхъестественные силы, их роль первостепенна как в создании и поддержании окружающего мира, так и в жизни общества.

• Философское мировоззрение изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

В свою очередь, философское мировоззрение подразделяется на три вида:

• Космоцентризм - философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, принимаемой за первоначало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях — Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.



• Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняются бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.

• Антропоцентризм —характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности в античности — в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать прежде всего в западноевропейской философии.
Мировоззрение также классифицируется на:

• Идеалистическое

• Материалистическое

  1. Идеализм выражается в том, что мир в сущности основан на разуме и сознании (личном / субъективном или внешним / объективным); Материя не фундаментальна, а является лишь конструкцией ума.

Можно выделить две формы идеализма:

  • Субъективный идеализм. «Создатель» реальности - это собственный ум. Внешняя реальность, включая другие умы, не существует независимо, а только как плод в своем собственном уме. Также известен как солипсизм.

  • Объективный идеализм. «Создатель» реальности - это объективный разум, независимый от собственного ума и находящийся вне его. Внешняя (материальная) реальность признается существующей, но зависимой от «высшего существа» (предполагаемого божества), которое создало всю реальность (материю и разум).

  1. Материализм выражает идею, что мир в сущности является является материей в движении, которая существует вне, отдельно и независимо от сознания. Сознание является производным / вторичным свойством материального мира и зависит от материи (человеческое сознание нуждается в мозге; компьютерная программа нуждается в оборудовании и т. д.)

Это лишь краткая характеристика существующих мировоззрений, приведенных мной для понимания факта, что на всех этапах человеческого развития, в зависимости от социального положения, уровня образования и т. д. люди придерживались той или иной концепции объяснения и понимания жизни в целом. В. И. Селиванова писала: «Каждый из нас уже является носителем того или иного мировоззрения, и оно будет меняться вместе с ростом ваших знаний о мире и ваших представлений о самих себе. В свою очередь изменение мировоззрения может повлиять на наше социальное поведение, на выбор и выполнение тех социальных ролей, которые предлагает вам Время»
5 .

Гносеологическая функция философии
Гносеология, или учение о познании — это раздел философии , который изучает возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, определяет критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы. В русскоязычной философии закрепился термин «теория познания».

Будучи философской дисциплиной, гносеология рассматривает сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания в контексте человеческого бытия.

Содержание учения о познании имманентно (находится внутри) философско-мировоззренческому сознанию, концентрирующемуся на универсальных, «предельных» вопросах отношения человека и мира. Оно возникает внутри этой проблематики, в чём и заключается его специфика сравнительно со специально-научными когнитивными дисциплинами.

При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

• Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) – направление философии, утверждающее, что в основе познания лежат чувственные ощущения и опыт.

• Рационализм (основатель Р. Декарт) – течение философии, основанное на утверждении, что истинное (достоверное) знание не зависит от чувственного опыта и может быть выведено только непосредственно из разума. Однако существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.

• Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) – направление философии, сторонники которого считали, что мир не имеет внутренней логики, не может быть упорядочен а следовательно, его познание разумом не представляется возможным

• Гностицизм (как правило, материалисты) – философское течение, утверждающее, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.

• Агностицизм (Э. Кант и др.) – направление, представители которого считают, что мир непознаваем, а возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует», «Бога не существует».


Таким образом, кратко проиллюстрировав понятие гносеологии, ее значение и историческое развитие, можно сказать, что гносеологическая функция философии прежде всего отвечает на вопросы: «Что я могу знать?» и «Каким образом я могу знать?», оценивая возможности человека в познании, тем самым подводя его к вопросу: «Что есть истина?». Помимо этого, гносеологическая функция решает проблему субъектно-объектных отношений познаваемого и познающего.

Методологическая функция
Методологическая функция выражает способность философии служить всеобщим методом познания и преобразования действительности. Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методолгическая функция неразрывно связана с мировоззренческой, они взаимно дополяют друг друга, ведь именно посредством выяснения закономерностей жизни, выяснения методов его познания происходит формирование мировоззрения человека Философский метод – это система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. Эти принципы могут быть совершенно различны. Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как к имеющему свойству меняться, а можно подойти к нему как к неизменному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и практические выводы из него будут существенно различаться. Английский философ Ф.Бэкон первым в новое время понял значение метода в «Истолковании природы и царстве человека». Он писал: «Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его.»6

В истории философии прослеживаются два основных философских метода: диалектика и метафизика.

Диалектика - это теория наиболее общих связей вселенной и ее познания, а также метод мышления, основанный на этой теории. Любой, кто хочет найти рациональную ориентацию в мире и изменить мир, должен знать диалектику жизни и мышления. Диалектическое мышление имеет свои корни в далеком прошлом. Самым ярким приверженцем диалектики был Гераклит, который считал, что мир находится в постоянном движении, внутренне противоречивом, вечно живом огне, вспыхивающем и угасающем согласно определенным законам. В Гегеле диалектика охватывает всю сферу реальности и жизнь ума. Диалектическая мысль достигла своего наивысшего пика в философии марксизма, в которой материалистическая диалектика выражается в системе философских принципов, категорий и законов.