Файл: 2. Цели и задачи работы Общая характеристика функций философии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исторически диалектика возникла и развивалась в борьбе с метафизическим методом, который является односторонним и абстрактным и склонен абсолютизировать определенные элементы.
Метафизика – раздел философии, для которого характерны следующие идеи:
1. Присутствие идеального объекта рассуждений. Наличие его не имеет доказательств.
2. Учение носит познавательно-оценочный характер. Поиски настоящего знания осуществляются опытным путем.
3. Основное внимание философов концентрируется на вопросе первоисточников, природа которых вне материального мира.
4. Необходимость решения вопроса первенства между человеческим мышлением и космическим мирозданием. Здесь философия и учение о бытие (онтология) играют роль разума, а физика демонстрирует бытие.
Изначально это – первофилософия, выступившая впоследствии против диалектики. Суть ее сводится к наличию сверхчуственного, что лежит за пределами реального физического мира, осмысление реальности напрямую зависит от степени духовности человека
Принципиальные различия между диалектикой и метафизикой как двумя противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить следующим образом:
1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика признает только связи случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.
2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к количественным.
3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности.
4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.
Итак, диалектический и метафизический методы- наиболее общие методы понимания мира. Помимо них существуют системный и информационный методы, а также теологический, как разновидность метафизического.
Воспитательная функция философии
Одну из наиболее важных ролей в жизни общества играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части. Этот тезис можно подтвердить словами В. Гюго: «Философия должна быть действенной: её стремлением и целью должно быть совершенствование человека»
Изучая философские произведения мыслителей прошлого и настоящего, человек приобщается не только к философской культуре, но, поскольку философия – квинтэссенция своего времени, и к культуре вообще. Философия расширяет рамки обыденного сознания и заставляет человека взглянуть на мир и на самого себя по-иному, с позиции их всеобщности. Она учит человека размышлять, задумываться над теми сторонами бытия, которые он порой в суетности своей жизни просто не замечает. Философия развивает такие качества мышления человека, как саморефлексия, критичность, сомнение, и тем самым совершенствует его умение мыслить. Примеривая на себя ту или иную систему ценностных ориентаций, человек идентифицирует себя как личность.
И тем не менее, каждый человек, занимающийся философией, видит в ней нечто свое: кого-то влечет познание первоначал бытия, другие хотят понять себя, третьи ищут в философии утешения, четвертых увлекает красота философских рассуждений. Бесспорно, философия делает человека образованнее, но она и помогает людям лучше понять друг друга. Воздействуя не только на разум человека, она стремится затронуть его душу. Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Заключение
Подводя итоги, следует сказать, что все вышеперечисленные функции философии тесно связаны между собой. Каждая из них дополняет и плавно переходит в другую. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. Сущность философского знания открывается лишь в единстве и неразрыной связи этих функций
Все функции философии направлены на развитие в человеке гуманистических ценностей, вырабатывают культуру поведения и мышления. Философскими знаниями необходимо вооружиться для того, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно разбираться в сложных философских вопросах и вопросах жизни вообще. Иначе говоря, изучение философии должно обеспечить определенный уровень философской культуры личности. В частности, такое изучение должно противостоять распространению в обществе различного рода псевдоучений, с которыми выступают новоявленные «пророки» и «спасители». Умение самостоятельно мыслить, определенный уровень философских знаний позволят правильно оценить различные философские и религиозные взгляды, отличать серьезные учения от откровенного шарлатанства.
Философия – греческое слово и в переводе на русский язык означает: любовь к мудрости. Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что знания и идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают. Философия, как в древности, так и сейчас задается одними и теми же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? Что такое человек? и т.п. На эти вопросы нет и никогда не будет последних и однозначных ответов. Никогда не будет, пока существуют люди. Поэтому основные вопросы философии актуальны всегда.
Роль функций философии в жизни общества непрерывно возрастает. Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Изучая философию, пытаясь понять ее смысл и назначение, люди повышают свой культурный уровень и делают неоценимый вклад в будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Образование в конце XX в.: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. -1992.-№9.-С. 3-21.
2. Педагогическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1966. -Т. 3. - 880 с.
3. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия. - 1998. - Т. 2. - 672 с.
4. Об образовании в Российской Федерации // Образование в документах. - 2013. -№ 1. - С. 3-234.
5. Майер Б. О., Наливайко Н. В. Об онтологии качества знаний в обществе знаний // Философия образования. - 2008. - № 3. - С. 4-17.
6. Наливайко Н. В. Актуализация проблем специфики развития отечественного образования // Философия образования. - 2006. - № 2. - С. 27-31.
7. Майер Б. О. Образование в условиях глобальных изменений: методологическая функция философии образования // Философия образования. - 2012. - № 6. -С. 117-124.
8. Джамирзе Н. К К проблеме самоорганизации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества // Мир психологии. - 2005. -№ 3. - С. 74-79.
9. Майер Б. О., Покасова Е. В., Наливайко Н. В. Адаптационная функция системы образования в современных условиях изменяющейся России // Философия образования. - 2006. - № 2. - С. 244-250.
10. Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). - М. : Вузовская книга, 2002. - 224 с.
11. Урсул А. Российское образование для целостного развития: первые шаги в будущее // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2005. - № 8. - С. 3-11.
12. Грейвс Р. «Мифы Древней Греции». М.1992
13 В. И. Селиванова «Введение в курс философии», Москва, 2000
14. Степанянц М.Т журнал «Расширяя границы философии и науки»,II от 01.03.2013
1 Степанянц М.Т журнал «Расширяя границы философии и науки»,II от 01.03.2013
2 Комлев Н.Г. "Словарь иностранных слов", 2006
3 Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
4 Н. А. Бердяев "Самопознание". М., 1990. С. 45-49
5 В. И. Селиванова «Введение в курс философии» с. 36-37 , Москва, 2000
6 Грейвс Р. «Мифы Древней Греции». М.1992 с 6