Файл: Содержание Введение Глава 1 Уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за доведение до самоубийства исторический аспект и международный опыт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Кодексе законов 1842 года случаи попыток самоубийств были отнесены к преступлениям, которые осуществлялись в состоянии помешательства, в результате чего преступники были подвергнуты принудительному заключению в психиатрических больницах3. Под руководством графа Дмитрия Блудова реформа уголовного права продолжалась до революции 1917 года.
В Уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года в разделе, посвященном преступлениям против жизни, здоровья, свободы, чести отдельных лиц, законодатель того времени ставит преступления против жизни на первое место. В первой главе предусмотрена ответственность за самоубийство. Во второй главе Кодекса ответственность предусмотрена за доведение до самоубийства, содействие ему и подстрекательство к самоубийству. Уголовное наказание к таким деяниям не применялось, а применялись лишь гражданские или церковные4.
Например, в уголовном Уложении 1903 г. и в Уложении о наказаниях 1845 г., определяется уголовная ответственность за
подстрекательство к самоубийству лица, не достигшего 17-летнего возраста или лица, которое не способно руководить своими действиями не понимает значения своих деяний, или помощь в самоубийстве таким лицам, наказывалось такое преступление каторгой на срок до 8 лет (ст. 409)1.
Уголовное Уложение 1903 г., принятое при Николае II, является последним основополагающим законодательным актом дореволюционной России в области уголовно-правовой политики. Содержание Кодекса отражает особенности последних десятилетий Российской империи. Глава 22 «О лишении жизни» нового Уголовного кодекса каким-то образом дополняет Кодекс 1845 года в части доведения человека до самоубийства и предусматривает уголовную ответственность за доставку денежных средств (ст. 462), подстрекательство в отношении лица, которому нет 21 года, или лица, неспособного руководить и понимать свои действия (статья 463). Санкция также была не менее строгая: для доставки средств предусматривалось, заключение в исправительный дом сроком до трех лет, а в отношении лиц вышеуказанных категорий - каторжными работами до восьми лет. Также в этом Кодексе предусмотрена ответственность в отношении лица, поместившего человека в условия совершения самоубийства «по жребию» или другого «условленного случая», чего никогда не было за всю историю развития российского уголовного права2.
В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года законодатель определяет, что «помощь или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, явно неспособного понять свойства или значение совершаемого им деяния, или руководить своими поступками, если самоубийство или покушение на него последовали» (ст. 148 УК РСФСР 1922 г.), наказывается лишением свободы на срок до трех лет3.
Можно считать, что это преступление пособничества в самоубийстве может служить прообразом преступления доведения до самоубийства, а область защиты объекта уголовно-правовой защиты от преступности приводит к значительным изменениям.
В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года законодатель вводит самостоятельную структуру доведения до самоубийства или покушения на самоубийство лица, которое состоит в материальной или иной зависимости, «грубым обращением или иным подобным способом» (ч. 1 статьи 141), это наказывалось лишением свободы на срок до 5 лет. Состав преступления против несовершеннолетних остается тем же (ч. 2, статья 141)1.
В Уголовном Кодексе РСФСР 1960 г. законодатель пополнил статью фразой «систематическое унижение его личного достоинства»2. Уголовное наказание остается без изменений.
В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает «ответственность за совершение самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства жертвы». После многих лет разработки уголовного законодательства статья была исправлена и стала более гуманной, чем предыдущие уголовные установления.
Таким образом, изучение развития уголовной ответственности за доведение до самоубийства в России позволяет сделать следующие выводы.
С появлением общества самоубийства были в ритуальных целях и для самопожертвования, позже такие деяния рассматривались церковью как церковный грех. Впервые такое преступление как доведение до суицида было в Уставных грамотах и княжеских уставах.
Квалификация преступлений, связанных с доведением до самоубийства, началась в 1845 году. С этого времени начали понимать социальную опасность этого преступления. С тех пор каждый новый уголовный закон все лучше и лучше устанавливает ответственность за доведение до самоубийства.
1.2 Особенности зарубежного законодательства, посвященного уголовной ответственности за доведение до самоубийства
В сущности, большинство нынешних современных стран отказались от криминализации самоубийства и исключили уголовную ответственность за такой акт из своего законодательства.
Тем не менее, есть еще ряд стран, где попытка лишить себя жизни в настоящее время наказывается. Так, в некоторых неевропейских странах за попытку самоубийства предполагается уголовная ответственность, в частности, Уголовный кодекс Индии (ст. 309), Судана (ст. 133), Нигерии (ст. 327), Брунея (ст. 309), Сингапура (ст. 309) накладывают наказание в виде лишение свободы на срок до 1 года или штраф1.
В исламе вольное лишение жизни решительно подавляется Кораном, вследствие этого даже светское законодательство таких стран, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, налагает уголовную ответственность за попытку самоубийства.
Национальные уголовные законы большинства западноевропейских стран криминализируют только склонение к самоубийству или помощь ему. Например, в Уголовном кодексе Швейцарии (ст. 155) указывается, что те «... которые по корыстным мотивам склоняют кого-либо к самоубийству или помогают ему в этом, если совершено самоубийство или покушение на него, то наказанием является каторжная тюрьма на срок до 5 лет или лишению свободы»2. Подобная практика действует и в Уголовном Кодексе Дании (ст. 240) и в Швеции.
Уголовный Кодекс Австрии предусматривает ответственность за «склонение к самоубийству и оказание помощи к склонению к самоубийству»3.
В Уголовном Кодексе Италии указано: «Кто убедит другого совершить самоубийство, или укрепит в нем предположение покончить с собой, или окажет ему каким-либо образом содействие при выполнении самоубийства, наказывается, если самоубийство последовало»1.
В Голландии подлежит уголовной ответственности подговор к самоубийству и помощь в его совершении.
Норма в Уголовном кодексе Франции разработана аналогичным образом, но здесь законодатель ввел особенность, устанавливающую ответственность за пропаганду или рекламу каким-либо образом товаров, предметов или методов как средство причинения смерти самому себе2.
В Уголовном Кодексе Польши (ст. 151) есть уголовное наказание обвиняемого лица - виновный путем убеждения или оказания помощи приводит человека до попытки самоубийства3.
Стоит отметить, что уголовные законы большинства европейских стран запада, в отличие от Российской Федерации, не определяют и, следовательно, не дают принципиальной разницы между понятиями, которые они обширно используют, такими как «доведение до самоубийства», «пособничество», «содействие» и «склонение» к самоубийству.
Бывшие советские республики и страны раннего социалистического лагеря составляют группу стран с несколько иным подходом к проблеме криминализации самоубийства, они устанавливают уголовную ответственность именно за доведение до самоубийства по аналогии с Россией.
В то же время в некоторых странах предусматривался простой способ доведения до самоубийства, в то время как ряд других, наряду с простым, предусматривал квалифицированный тип, где для повышения ответственности были установлены разнообразные методы реализации этого преступления.
Такие государства, как Грузия, Литва, Эстония и Азербайджан, кодифицировали только простой способ доведения до самоубийства и покушения на самоубийство. Так, например, в Уголовном кодексе Грузии (ст. 115) ответственность за этот акт фактически сформулирована, как в ст. ПО Уголовного кодекса Российской Федерации, за доведение до самоубийства или покушение на него путем угроз или жестокого обращения с жертвой или систематического унижения ее чести или достоинства.
Ст. 125 Уголовного кодекса Азербайджана зафиксировала ответственность за совершение аналогичного деяния аналогичным образом, но только при наличии материальной, служебной или иной зависимости между потерпевшим и виновным лицом.
Уголовный кодекс Литвы (ст. 133) устанавливает наказуемость за доведение до самоубийства или побуждение к самоубийству путем жестокого или «коварного обращения» с жертвой, исключая такой метод, как «угроза», и, кроме того, законодатель не раскрывает, что конкретные действия следует отнести к «коварному обращению». Он также устанавливает ответственность за оказание помощи в самоубийстве безнадежно больного человека1.
Уголовный кодекс Республики Армения (ст. ПО) в части первой устанавливает вину за доведение лица до самоубийства или за попытку совершить его с помощью угроз, постоянного унижения человеческого достоинства, жестокого обращения, с указанием формы вины, с которой может быть совершено преступное деяние - либо косвенным умыслом, либо по неосторожности. Если жертва была финансово или иным образом зависима от преступника, это влечет, согласно части второй, повышенную ответственность1.
Фактически Республика Беларусь (статья 146) описывает характеристики этого преступления таким же образом, добавляя ответственность за склонение к самоубийству во второй части.
Уголовный кодекс Республики Молдова (ст. 150) устанавливает ответственность за доведение до самоубийства и покушения на него, но в случае, если это является результатом преследования, клеветы, оскорбления или систематического унижения достоинства жертвы со стороны виновного человека. Часть вторая усиливает ответственность за этот акт по отношению к несовершеннолетнему или материально или иным образом зависимому. То есть был добавлен ряд методов совершения преступления, таких как травля, унижение, клевета и оскорбление, но в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации угрозы нет.
Интересна и ст. 120 Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает ответственность за преступление, если оно случилось в результате жестокого обращения с потерпевшим, путем шантажа, принуждения к незаконным действиям или систематического унижения человеческого достоинства. Если преступление совершено при наличии материальной или иной зависимости потерпевшего от виновного, или в отношении двух и более лиц, этом случаем деяние относится к квалифицированному типу. Особо квалифицированный тип преступление совершено в отношении лица. То есть Уголовный кодекс Украины, в отличие от уголовного законодательства бывших советских республик, определяет в качестве квалифицирующего признака совершение преступления в отношении не одного человека, а двух и более человек, а положение о несовершеннолетии жертвы рассматривает особо квалифицирующим, придавая большое значение этому обстоятельству, повышая уголовную ответственность.
Состав доведения до самоубийства также имеется в нормативноправовых актах других стран. В странах Южной Америки существует европейский подход к кодификации этого явления, и большинство из них предусматривает склонение к самоубийству.
Так, например, согласно Уголовному кодексу Аргентины (статья 83), «... одно лицо, подстрекавшее другого к самоубийству или оказавшее содействие в совершении самоубийства, наказывается лишением свободы на срок от одного до четырех лет. Наказание назначается как в случае совершенного, так и в случае незавершенной попытки самоубийства. »’.
В США нет единой национальной системы уголовного права. В то же время существует Типовой Уголовный Кодекс США (1962 г.), который не является непосредственным источником уголовного права, но все еще действует. Статья 210.5 предусматривает, что лицо может быть осуждено «за убийство по уголовному делу в связи с доведением другого человека до самоубийства только в том случае, если он преднамеренно доводит другое человека до