Файл: Рабочая программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций) москва 2022.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
ские открытия Новейшего времени Практические р

аб
оты
1
Об означение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды Сравнение карт Эра- то сфена, Пто лемея и современных карт по предложенным учителем вопросам Раздел 2. Изображения земной поверхности (10 часов)

Т
ема 1. Планы местности
(5
часов)
Виды изображения земной поверхности Планы местности Условные знаки Масштаб Виды масштаба Способы определения расстояний на местности Глазомерная, полярная и маршрутная съёмк а местности Изображение на планах местности неровностей земной поверхности Применять понятия план местности, «аэ р
оф ото снимок, ориентирование на местности, стороны горизонта, азимут, горизонтали, масштаб, условные знаки для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач определять по плану местности (топографической карте) расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы определять направления по плану (при выполнении практической работы ориентироваться на местности по плану местности (топографической карте) и с помощью планов местности в мобильных приложениях сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
51
Аб со лютная и относительная высоты
Пр оф ессия топограф Ориентирование по плану местности стороны горизонта Азимут Разнообразие планов (план гор ода,туристические планы,
во енные, исторические и транспортные планы,
планы местности в мобильных приложениях)
и области их применения
Пр
ак
тические работы Определение направлений и расстояний по плану местности Составление описания маршрута по плану местности составлять описание маршрута по плану местности (при выполнении практической работы проводить по плану несложное географическое исследование при выполнении практической работы объяснять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку прио бр етённому опыту оценивать соответствие результата цели (при выпонении практической работы Тема 2. Географические карты
(5
часов)
Раз личия глобуса и географических карт Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты Градусная сеть нагло бу се и картах Параллели и меридианы Экватор и нулевой меридиан
Г
еогр афические координаты Географическая Различать понятия параллель и «меридиан»;
опр еделять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических работ определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;
р аз личать понятия план местности и географическая карта Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
шир от аи географическая долгота, их определение нагло бу се и картах Опр еделение расстояний по глобусу Искажения на карте Линии градусной сети на картах Определение расстояний с помощью масштаба игр аду сной сети Разнообразие географических карт и их классификации Способы изображения на мелкомасштабных географических картах Из об р
ажение на физических картах высот и глубин Географический атлас Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей Сходство и различие плана местности и географической карты Профессия применять понятия географическая карта, параллель, меридиан для решения учебных и (или) пр ак тико-о риенти
- ров анных задач приводить примеры использования враз личных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинф ормационных систем
(ГИС)
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
53
к артогр аф
Система космической навигации Геоинф ормационные системы
Пр
ак
тические работы Определение направлений и расстояний по карте полушарий Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам bРазbbдел 3. Земля
— планета Солнечной системы (4 часа)
Т
ема 1. Земля
— планета Солнечной системы (4
часа)
Земля в Солнечной системе Гипотезы возникновения Земли
Ф
орма, размеры Земли, их географические следствия
Движения Земли Земная ось и географические полюсы Географические следствия движения Земли вокруг Солнца Смена врем н года на Земле Дни весеннего и осеннего равно ден-
Прив одить примеры планет земной группы сравнивать Землю и планеты Солнечной системы поз аданным основаниям, связав с реальными ситуациями
— освоения космоса объяснять влияние формы Земли нар аз личие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью нар азных широтах испо льз ов ать понятия земная ось, географические полюсы, тропики, экватор, полярные круги, пояса о св е- щённо сти»; дни равноденствия и солнцестояния при решении задач указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
ствия, летнего и зимнего солнцестояния Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли
Пояса о св ещённо сти
Т
р опики и полярные круги Вращение Земли вокруг своей оси Смена дня и ночи на Земле
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей Практическая работа Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года натер рито рии России объяснять смену врем н года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты объяснять смену дня и ночи осевым вращением Земли объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года нар азных широтах приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений (при выполнении практической работы выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных;
нахо дить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе о дного-дв ух источников информации, предложенных учителем;
сопо став лять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы вовремя дискуссии различать научную гипотезу и научный факт ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
55
Раз
дел 4. Оболочки Земли (32 часа, ихних в 5 классе
— 7 часов)
Т
ема 1. Литосфера
— каменная оболочка Земли
(7
часов)
Лито сфера тв
ёр дая оболочка Земли Методы изучения земных глубин Внутреннее строение Земли ядро, мантия, земная кора Строение земной коры материковая и океаническая кора Вещества земной коры минералы игорные породы Образование горных пород Магматические, осадочные и метаморфические горные породы Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа Движение литосферных плит Образование вулканов и причины землетрясений Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений Изучение вулканов и землетрясений Профессии сейсмологи вулканолог Разрушение и изменение горных пород Описывать внутренне строение Земли различать изученные минералы игорные породы, различать понятия ядро, мантия, земная кора минерал игорная порода различать материковую и океаническую земную кору приводить примеры горных пород разного происхождения классифицировать изученные горные породы по происхождению распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельеф оо бр азов ания: вулканизма, землетрясений физического, химического и биологического видов выветривания применять понятия литосфера, землетрясение, вулкан, литосферные плиты для решения учебных и (или) пр ак ти
- ко-о риентир ов анных задач называть причины землетрясений ив улк анических извержений приводить примеры опасных природных явлений влито сфере и средств их предупреждения показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения различать горы и равнины классифицировать горы и равнины по высоте;
описыв ать горную систему или равнину по физической карте при выполнении работы приводить примеры действия внешних процессов рельеф о- образования в своей местности приводить примеры полезных ископаемых своей местности Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
и минералов под действием внешних и внутренних процессов Виды выветривания Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил Рельеф земной поверхности и методы его изучения Формы рельефа суши горы и равнины Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира Разнообразие равнин по высоте Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира Человек и литосфера Условия жизни человека в горах и нар авнинах Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы приводить примеры изменений влито сфере в результате деятельности человека например е своей местности, России и мира приводить примеры опасных природных явлений влито- сфере приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно безучастия представителей географических специальностей, изучающих литосферу находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, враз личных источниках географической информации применять понятия эпицентр и очаг землетрясения для анализа и интерпретации географической информации различных видов и форм представления оф ормление результатов (примеры изменений влито сфере в результате деятельности человека например е своей местности, России и мира) в виде презентации оценив ать надёжно сть географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным учителем при работе в группе входе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных слито сферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
57
Рельеф дна Мирового океана Части подводных окраин материков
Ср единно-океанические хребты Острова, их типы по происхождению Ложе океана, его рельеф работа Описание горной системы или равнины по физической карте Заключение (1 час)
Пр
ак
тик
ум Сезонные изменения в природе своей
местно
сти»
Сез онные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира Практическая работа Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой Различать причины и следствия географических явлений приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы систематизировать результаты наблюдений выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);
уст анав лив ать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха делать предположения, объясняющие результаты наб люде- ний;
ф ормулир ов ать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Окончание табл подбирать доводы для обоснования своего мнения;
делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических знаний класс час в неделю, всего часа, 5 часов
— резервное вр емя)
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Раз
дел 4. Оболочки Земли (32 часа, ихних в 6 классе
— 25 часов)
Т
ема 2. Гидросфера
— водная оболочка Земли (9 часов)
Г
идр осф ера и методы её изучения Части гидросферы Мировой круговорот воды Значение гидросферы Исследования вод Мирового океана Профессия океанолог Со лёно сть и температура океанических вод Океанические течения Т
ёплые и холодные течения Способы изображения на геогр а-
Назыв ать части гидросферы описывать круговорот воды в природе называть источник энергии круговорота воды в природе описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач определять по картами различать свойства вод отдельных частей Мирового океана применять понятия гидросфера, круговорот воды, цунами, приливы и отливы для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач определять по картам направления тёплых и холодных океанических течений
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
59
фических картах океанических течений, со лёно
- сти и температуры вод Мирового океана на картах Мировой океан и его части Движения вод Мирового океана волны течения, приливы и отливы Стихийные явления в Мировом океане Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана
Во ды суши Способы изображения внутренних вод на картах Реки: горные и равнинные Речная система, бассейн, водораздел Пороги ив одопады
Пит ание и режим реки Озр а
Происхождение оз
ёрных котловин Питание оз
ёр
Оз
ёр а сточные и бессточные Профессия гидролог Природные ледники горные и покровные Профессия гляциолог приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане называть причины цунами, приливов и отливов описыв ать положение на карте главных океанических течений, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов применять понятия река, речная система, речной бассейн, водораздел для объяснения особенностей питания, режима, характера течения рек различать понятия питание и режим реки классифицировать объекты гидросферы (моря, оз
ёр ар еки, подземные воды, болота, ледники) поз аданным признакам выявлять на основе представленной информации причин- но-следств енные связи между питанием, режимом реки и климатом натер рито рии речного бассейна сравнивать реки поз аданным признакам (при выполнении практической работы давать географическую характеристику одного из крупнейших оз
ёр России и оформлять в виде презентации (при выполнении в групповой форме практической работы приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации о глубине Мирового океана, о направлении океанических течений, о ледниках и многолетней мерзлоте нар азных этапах географического изучения Земли приводить примеры изменений в гидросфере в результате деятельности человека например е мира и России приводить примеры использования человеком воды различать понятия грунтовые, межпластовые и артезианские воды Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
По дз емные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские, их происхождение, условия залегания и использования Условия образования межпластовых вод Минеральные источники Многолетняя мерзлота Болота, их образование Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения из ащиты
Челов ек и гидросфера Использование человеком энергии воды Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу Практические работы Сравнение двух рек России и мира) по заданным признакам Характеристика одного из крупнейших оз
ёр объяснять образование подземных вод различать грунтовые и межпластовые воды, водопроницаемые ив одо упорные породы объяснять образование подземных вод сравнивать чистоту межпластовых игр унтовых вод выявлять существенные признаки артезианских вод находить, использовать и систематизировать информацию о поверхностных водных объектах своей местности самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации (при выполнении практической работы формулировать суждения, выражать свою точку зрения по проблеме исчерпаемо сти или неисчерпаемости ресурсов пресной воды на планете;
планир ов ать организацию совместной работы при выполнении учебного проекта о повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата объяснять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку прио бр етённому опыту оценивать соответствие результата цели
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
61
Ро ссии по плану в форме презентации Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы Тема 3. Атмосфера
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

— воздушная оболочка
(11
часов)
Воз душная оболочка Земли газовый состав, строение и значение атмосферы Температура воздуха Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей Годовой ход температуры воздуха Атмо сф ерно е дав ле
- ние
Ветер и причины его
Описыв ать строение атмосферы сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы сравнивать содержание различных газов в составе воздуха ср авнив ать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах температура воздуха, влажность, з апылён
- но сть);
р аз личать понятия атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы применять понятия атмосферное давление, ветер, атмосферные осадки, воздушные массы для решения учебных и или) пр ак тико-о риентир ов анных задач определять амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений температуры воздуха пост атистическим данным;
уст анав лив ать зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток ив течение года например е своей местности на основе представленных данных;
опр еделять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении нар азной высоте над уровнем моря при решении пр ак тико-о риентир ов анных задач различать виды облаков и связанные сними типы погоды проводить измерения основных элементов погоды с испо льз о
Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
возникнов ения
Роза ветров Бризы Муссоны Во дав атмосфере Влажность воздуха Образование облаков Облака и их виды Туман Образование и выпадение атмосферных осадков Виды атмосферных осадков Погода и её показатели Причины изменения погоды Климат и климато образующие факторы Зависи- мо сть климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Человек и атмосфера Взаимовлияние человека и атмосферы Адаптация человека к климатическим условиям Профессия метеоролог Основные метеорологические данные и способы их ванием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, ф люгер);
р аз личать относительную и абсолютную влажность воздуха назыв ать причины образования облаков, тумана различать виды атмосферных осадков объяснять направления дневных и ночных бризов, муссонов различать понятия погода и климат, бриз и муссон объяснять годовой ход температуры воздуха нар азных географических широтах объяснять влияние различных климато образующих факторов на климат отдельных территорий зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря различать климатические пояса Земли приводить примеры стихийных явлений в атмосфере прив одить примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека систематизир ов ать географическую информацию в разных формах (при выполнении практической работы устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении практической работы использовать географические вопросы для изучения глобальных климатических изменений оценивать достоверность имеющейся информации ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
63
ото бр ажения состояния погоды на метеорологической карте Стихийные явления в атмосфере Современные изменения климата Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом
Пр оф ессия климатолог Дистанционные методы в исследовании влияния человека навоз душную оболочку Земли
Пр
ак
тические работы Представление результатов наблюдения за погодой своей местности Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях;
нахо дить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности планировать организацию совместной работы по исследованию глобальных климатических изменений выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога Тема 4. Биосфера

— оболочка жизни (5 часов)
Био сфера оболочка жизни Границы биосферы Профессии биогео
- граф и геоэко лог Растительный и животный мир
Хар ак териз ов ать существенные признаки биосферы называть границы биосферы приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Окончание табл Земли Разнообразие животного и растительного мира Приспособление живых организмов к среде обитания враз- ных природных зонах Жизнь в океане Изменение животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой Человек как часть биосферы Распространение людей на Земле
Исследов ания и экологические проблемы р
аб
от
а
1
Хар ак теристик ар астительно сти участка местности своего края приводить примеры густо- и малоз аселённых территорий мира приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой само стоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации находить и систематизировать информацию о состоянии окружающей среды своей местности (при выполнении практической работы использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания составлять план учебного исследования по установлению причинно-следств енных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой описывать растительность, устанавливать связи между компонентами природы (при выполнении практической работы проводить наблюдения и фиксировать и систематизировать их результаты планировать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности (4 часа
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
65
Заклю
чение.
Прир
одно-
тер
рито
ри
-
альные комплексы (4 часа)
Вз аимо связь оболочек Земли Понятие о природном комплексе
Прир одно-тер рито риаль
- ный комплекс Глобальные, региональные и локальные природные комплексы Природные комплексы своей местности Кругов ор оты веществ на Земле Почва, её строение и состав Об разов ание почвы и плодородие почв Охрана почв
Прир одная среда Охрана природы Природные особо охраняемые территории Всемирное наследие ЮНЕСКО
Пр
ак
тическ
ая р
аб
от
а
(выпо лняется на местности Характеристика локального природного комплекса по плану
Применять понятия почва, плодородие почв, природный комплекс, «прир одно-тер рито риальный комплекс, круговорот веществ в природе для решения учебных и (или) пр ак ти
- ко-о риентир ов анных задач приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию называть факторы, влияющие на образование почвы;
объяснять взаимосвязи компонентов прир одно-тер рито риаль
- ного комплекса (при выполнении практической работы описывать кругов ор оты вещества на Земле;
прив одить примеры особо охраняемых территорий мира и России приводить примеры природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО;
назыв ать причины необходимости охраны природы сохранения био разнообразия планеты;
изв лек ать информацию о выявления примеров путей решения экологических проблем из различных источников
Федеральная рабочая программа класс часа в неделю, всего часов, 3 часа
— резервное вр емя)
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Раз
дел 1. Главные закономерности природы Земли (24 часа)
Т
ема 1. Географическая оболочка
(4
часа)
Г
еогр афическ ая оболочка особенности строения и свойства Целостность, зональность, ритмичность и их географические следствия Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность Современные исследования по сохранению важнейших биотопов
Земли
Пр
ак
тическ
ая р
аб
от
а
1
Выяв ление проявления широтной зональности по картам природных зон
Назыв ать границы, строение и свойства целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки р аз личать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке распознавать проявление изученных географических явлений являющиеся отражением таких свойств географической оболочки, как зональность (азональность, ритмичность и целостность выяв лять проявления широтной зональности по картам природных зон (при выполнении практической работы сравнивать структуру высотных поясов горных систем с целью выявления зависимости от их географического положения и абсолютной высоты;
описыв ать по физической карте полушарий, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач
Т
ема 2.
Лито
сф
ер
а
Исто рия Земли как планеты Литосферные Описывать по физической карте мира, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение крупных ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
67
и рельеф Земли
(6
часов)
плиты и их движение
Материки, океаны и части света Сейсмические пояса Земли
Ф
ормир ов ание современного рельефа Земли
Внешние и внутренние процессы рельеф оо бр аз о- вания
Полезные ископаемые работы Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в тексте форм рельефа для решения учебных и (или) пр ак тико-о риен
- тированных задач описывать закономерности изменения в пространстве крупных форм рельефа суши и Мирового океана на основе анализа физической карты и карт строения земной коры (при выполнении практической работы объяснять пространственное распространение землетрясений и современного вулканизма (при выполнении практической работы устанавливать (используя карты атласа) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа объяснять образование крупных форм рельефа Земли одновременным действием внутренних и внешних сил рельеф оо бр аз о- вания; называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры классифицировать силы рельеф оо бр азов ания по источникам энергии, за счёт которых они действуют приводить примеры полезных ископаемых разного пр оисхож
- дения;
нахо дить аргументы, подтверждающие и/или опровергающие разные точки зрения об истории Земли как планеты враз личных источниках географической информации формулировать гипотезы о появлении новых океанов на Земле, расколе крупных литосферных плит на основе самостоятельно выбранных источников информации формулировать суждения, выражать свою точку зрения Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
сопо став лять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать различие и сходство позиций в процессе организованной учителем дискуссии сравнение вероятности землетрясений нар азных территориях Земли на основе анализа географических карт с учётом распространения сейсмических поясов
Т
ема 3. Атмосфера и
климаты Земли
(8
часов)
Закономерно сти распределения температуры воздуха Закономерности распределения атмосферных осадков Пояса атмосферного давления на Земле Воздушные массы, их типы Преобладающие ветры тропические (экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры Разнообразие климата на Земле Климато образующие факторы географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции Описывать закономерности изменений в пространстве поясов атмосферного давления и климатических поясов;
опр еделять климатические характеристики территории по климатической карте классифицировать типы климата поз аданным показателям классифицировать воздушные массы Земли;
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров применять понятия воздушные массы, муссоны, пассаты, западные ветры, «климато образующий фактор для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач описывать климат территории по климатической карте и климатогр амме (при выполнении практической работы сравнивать годовой ход температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном полушариях на основе статистических данных;
объяснять влияние климато образующих факторов на климатические особенности территории ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
69
атмо сферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры, характера подстилающей поверхности и рельефа территории Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли Влияние климатических условий на жизнь людей Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины
Карты климатических поясов, климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам года Климатогр амма как графическая форма отражения климатических особенностей территории работа Описание климата территории по климатической карте и климато
- грамме характеризовать воздушные массы Земли, основные и переходные климатические пояса Земли;
прив одить примеры влияния климатических условий на жизнь людей приводить примеры влияния деятельности человеческого общества на климат Земли;
на основе анализа информации, заранее самостоятельно отобранной или предложенной учителем, выявлять признаки глобальных изменений климата на
Земле;
выяв лять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, дефицит географической информации, необходимой для подтверждения или опровержения происходящих изменениях климата на Земле, и различные точки зрения на их причины;
выр аж ать свою точку зрения на существование глобальных климатических изменений, соотношение роли хозяйственной деятельности человека и природных процессов в изменениях климата необходимость принятия срочных мер для сокращения воздействия хозяйственной деятельности человеческого общества нагло бальное изменение климата Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
Т
ема 4. Мировой океан
— основная часть гидросферы
(6 часов
)
Мир ов ой океан и его части Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны Южный океан и проблема выделения его как самостоятельной части Мирового океана
Т
ёплые и холодные океанические течения
Система океанических течений Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат
Со лёно сть поверхностных вод Мирового океана, её измерение Карта со лёно сти поверхностных вод Мирового океана
Г
еогр афические закономерности изменения со л- но сти
— зависимость от соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опр ес-
Описыв ать по физической карте мира, карте океанов, глобусу географическое положение океанов Земли для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач сравнивать температуру и со лёно сть поверхностных вод Мирового океана нар азных широтах с использованием различных источников географической информации при выполнении практической работы различать океанические течения выявлять закономерности изменения со лёно сти, распространения тёплых и холодных течений уз ападных ив осточных побережий материков по физической карте мира (при выполнении практической работы сравнивать океаны (при выполнении практической работы устанавливать причинно-следств енные связи между пространственным распространением жизни в Мировом океане и свойствами океанических вод описывать местоположение основных районов рыболовства в Мировом океане;
выяв лять и характеризовать существенные признаки океанов как частей Мирового океана;
объяснять закономерности изменения температуры, со лёно сти и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
71
няющего влияния речных води вод ледников
Об разов ание льдов в Мировом океане
Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия Жизнь в океане, закономерности её пространственного распространения Основные районы рыболовства Экологические проблемы Мирового океана
Пр
ак
тические работы
1
Выявление закономерностей изменения со лёно
- сти поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков Сравнение двух океанов по предложенному учителем плану с использованием нескольких источников географической информации выбирать, анализировать, и интерпретировать географическую информацию от аянии льдов Северного Ледовитого океана и изменении средней температуры его поверхностных вод влиянии этих процессов на природные комплексы прибрежных территорий и акваторий на возможности хозяйственной деятельности человека в океане;
пр огнозир ов ать изменение уровня Мирового океана и выдвигать гипотезы о возможных проблемах, связанных с этим процессом (при сохранении современных тенденций глобальных климатических изменений);
ф ормулир ов ать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументируя свою позицию;
прив одить аргументы за или против выделения Южного океана как самостоятельной части Мирового океана формулировать и высказывать свою точку зрения о выделении Южного океана и определении его границ принимать цель совместной деятельности при выполнении учебного географического проекта о загрязнении Мирового океана, коллективно строить действия по её достижению представлять результат выполненного проекта сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности объяснять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку прио бр етённому опыту оценивать соответствие результата цели
Федеральная рабочая программа
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
Раз
дел 2. Человечество на Земле (7 часов)
Т
ема
1. Численность населения (3
часа)
Заселение Земли человеком Современная численность населения мира Изменение численности населения во времени Методы определения численности населения, переписи населения
Фак торы, влияющие нарост численности населения Размещение и плотность населения
Пр
ак
тические работы Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных регионов мира пост атистическим материалам
2
Определение и сравнение различий в численности, плотности населения отдельных стран пор азным источникам Различать и сравнивать численность населения крупных стран мира сравнивать плотность населения различных территорий применять понятие плотность населения для решения учебных и практических задач характеризовать этапы освоения из аселения отдельных территорий Земли человеком объяснять особенности адаптации человека кр азным природным условиям различать городские и сельские поселения, устанавливать их отличительные признаки;
прив одить примеры крупнейших городов мира называть и показывать на карте крупнейшие города мира использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и пр ак тико-о риентир ов анных задач;
нахо дить враз личных источниках, интерпретировать и использовать информацию, необходимую для определения изменения численности населения во времени представлять информацию в виде таблиц, графических схем и диаграмм анализировать диаграммы изменения численности населения во времени с целью определения темпов изменения численности населения Земли (при выполнении практической работы ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
73
испо льз ов ать различные источники информации для характеристики этапов освоения из аселения отдельных территорий
Земли;
ср авнив ать численность населения городов пор аз личным источникам информации устанавливать причины и следствия изменения численности населения, строить логическое рассуждение и обобщение при анализе карт и диаграмм сравнивать различные прогнозы изменения численности населения Земли;
при выполнении практической работы обмениваться с партнё
р ом важной информацией, участвовать во бсуждении сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
ср авнив ать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности bТbbема 2. Страны и народы мира

(4 часа)
Нар оды и религии мира Этнический состав населения мира Языковая классификация народов мира Мировые и национальные религии География мировых религий Хозяйственная деятельность людей, основные её виды сельское хозяйство, промышленность, сфера Пр ов одить языковую классификацию народов мир а,
применять понятия народ, этнос, языковая семья, раса, религия, мировые религии для решения учебных и практических задач приводить примеры мировых и национальных религий различать основные виды хозяйственной деятельности людей нар аз личных территориях применять понятия хозяйственная деятельность, хозяйство, экономика для решения учебных и практических задач;
описыв ать по карте положение и вз аимо расположение географических объектов Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
услуг
Их влияние на природные комплексы
Г
ор ода и сельские поселения Куль турно-исто риче
- ские регионы мира Комплексные карты Многообразие стран, их основные типы
Пр оф ессия менеджер в сфере туризма, экск ур со- вод
Пр
ак
тическ
ая р
аб
от
а
1
Ср авнение занятий населения двух стран по комплексным картам определять страны по их существенным признакам сравнивать особенности природы, населения и хозяйственной деятельности отдельных стран оценивать последствия изменений компонентов природы в результате хозяйственной деятельности человека интегрир ов ать и интерпретировать информацию обо со бенно
- ст ях природы, населения и его хозяйственной деятельности разных стран, представленной водном или нескольких источниках для решения различных учебных и пр ак тико-о риенти
- ров анных задач находить, анализировать и интерпретировать статистическую информацию (таблицы, диаграммы, графики, необходимую для определения и сравнения численности и плотности населения (при выполнении практической работы Раздел 3. Материки и страны (34 часа)

Т
ема 1. Южные материки
(14
часов)
Аф рик а
Австралия и Океания Южная Америка Антарктида История открытия
Описыв ать по географическим картами глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
75
Г
еогр афическо е положение Основные черты рельефа, климата и внутренних води определяющие их факторы Зональные и азональные природные комплексы
Население
Политическая карта Крупнейшие потер рито рии и численности населения страны Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека Антарктида уникальный материк на Земле
Осв оение человеком Антарктиды Цели международных исследований материка в XX—
XXI вв
Современные исследования в Антарктиде Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента Практические работы Сравнение географического положения двух любых) южных материков называть имена первооткрывателей и исследователей материков, показывать маршруты их путешествий;
ср авнив ать географическое положение материков (при выполнении практической работы выявлять влияние климато образующих факторов на климат южных материков, в том числе ив лияние географического положения и океанических течений;
объяснять особенности климата экваториального климатического пояса (при выполнении практической работы выявлять особенности климата, рельефа и внутренних вод южных материков и объяснять взаимосвязи между ними;
ср авнив ать высотную поясность горных систем южных материков и объяснять их различие ср авнив ать особенности климата материков (при выполнении практической работы описывать по географическим картам страну (при выполнении практической работы использовать знания о населении материков и стран и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, характеризующих природу, население южных материков,
виды хозяйственной деятельности на их территории (исключая
Ант арк тиду) с использованием карт различного содержания выявление природных, исторических и экономических причин размещения населения части материка (при выполнении практической работы находить в тексте аргументы, подтверждающие особенности природы, материков или их отдельных территорий, населения или хозяйственной деятельности Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
2
Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по плану
4
Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по географическим картам 5Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки находить, извлекать и использовать информацию из различных источников, необходимую для объяснения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий южных материков находить и использовать информацию нескольких источников, систематизировать географическую информацию в виде презентации планир ов ать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности публично представлять результаты выполненного исследования при групповом выполнении практических работ и презентаций объяснять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту оценивать соответствие результата цели
Т
ема 2. Северные материки (15
часов)
Сев ерная Америка Евразия История открытия и освоения Географическое положение Основные черты рельефа, климата и внутренних Описывать по карте положение и вз аимо расположение Северной Америки и Евразии показывать на карте и обозначать на контурной карте крайние точки материков и элементы их береговой линии;
назыв ать имена первооткрывателей и исследователей Северной Америки и Евразии, показывать маршруты их путешествий
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
77
во д и определяющие их факторы Зональные и азональные природные комплексы Население
По литическ ая карта Крупнейшие потер рито
- рии и численности населения страны Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека Практические работы Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений натер рито рии Северной Америки и Евразии Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте, например е умеренного климатического пляса
3
Пр едст ав ление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из природных зон сравнивать особенности рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Северной Америки и Евразии (в том числе при выполнении практических работ, классифицировать климаты Северной Америки и Евразии на основе анализа климатических диаграмм (климатогр амм); объяснять климатические различия территорий умеренного климатического пояса, находящихся на одной широте при выполнении практической работы выявлять особенности климата, рельефа и внутренних вод северных материков и объяснять взаимосвязи между ними;
со став лять комплексное географическое описание страны по плану с использованием различных источников информации при выполнении практической работы сравнивать страны поз аданным показателям выбир ать источники географической информации, необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства Северной Америки и Евразии (при выполнении практических работ Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Окончание табл на основе анализа нескольких источников информации Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа страны и т д Тема 3. Взаимодействие природы и общества
(5
часов)
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей Особенности взаимодействия человека и природы нар азных материках Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охраны Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны прир о-
Прив одить примеры влияния закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей приводить примеры развития природоохранной деятельности на современном этапе приводить примеры взаимодействия природы и общества, объектов природного и культурного Всемирного наследия ЮНЕСКО в пределах отдельных территорий распознавать проявления глобальных проблем человечества экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению характеризовать изменения компонентов природы натер рито
- рии одной из стран мира в результате деятельности человека при выполнении практической работы ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
79
ды, Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др )
Глобальные проблемы человечества экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная и международные усилия по их преодолению Программа ООН и цели устойчивого развития Всемирное наследие ЮНЕСКО природные и культурные объекты работа Характеристика изменений компонентов природы натер рито рии одной из стран мира в результате деятельности человека ф ормулир ов ать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации анализировать различные источники информации для характеристики изменений компонентов природы натер ри
- тории одной из стран мира в результате деятельности человека само стоятельно находить источники информации и анализировать информацию, необходимую для оценки взаимодействия природы и общества в пределах отдельных тер рито
- рий;
нахо дить аргументы, подтверждающие необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охраны с учётом закономерностей географической оболочки самостоятельно составить план решения учебной географической задачи выявлять причинно-следств енные связи между уровнем социально-экономического развития страны ив озможно ст я- ми её участия в международном решении глобальных проблем и преодолению их проявления на её территории формулировать собственную точку зрения на утверждение если натер рито рии страны глобальная проблема не проявляется, эта страна может не принимать участие в международных усилиях по ер ешению» и привести аргументы,
по дтв ерждающие е
Федеральная рабочая программа класс часа в неделю, всего часов, 6 часов
— резервное вр емя)
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Раз
дел 1. Географическое пространство России (11 часов)
Т
ема 1. История формирования и освоения территории России
(2
часа)
Исто рия освоения и заселения территории современной России в XI—
XVI вв
Расширение территории России в
XVI—XIX вв
Русские первопроходцы Изменения внешних границ России в ХХ в Воссоединение Крыма с Россией работа Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России нар азных исторических этапах на основе анализа географических карт Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России находить враз личных источниках информации (включая интернет-р есур сы) факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников во св оение территории России анализировать географическую информацию, представленную в картографической форме и систематизировать её в таблице при выполнении практической работы Тема 2. Географическое положение и
гр
аницы
Г
осудар ств енная территория России Территориальные воды Государственная граница России Морские и сухопутные
Пок азыв ать на карте и (или) обозначать на контурной карте крайние точки и элементы береговой линии России оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
81
Ро
ссии
(4
часа)
гр аницы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации Географическое положение России Виды географического положения Стр аны-со седи России Ближнее и дальнее зарубежье Моря, омывающие территорию России сравнивать по картам географическое положение России с географическим положением других государств различать понятия государственная территория, исключительная экономическая зона, континентальный шельф России различать макр ор егионы России Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть их границы и состав назыв ать пограничные с Россией страны использовать знания ого судар ств енной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России для решения пр ак тико-о риентир ов анных задач находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации для решения различных учебных и пр ак тико-о риентир ов анных задач характеризовать географическое положение России Тема 3. Время на территории России
(2
часа)
Ро ссия на карте часовых поясов мира Карта часовых зон России Местное, поясное и зональное время роль в хозяйстве и жизни людей Практическая работа Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон Использовать знания о поясном из ональном времени в том числе для решения пр ак тико-о риентир ов анных задач при выполнении практической работы самостоятельно составлять алгоритм решения р асчётных географических задач формулировать суждения, выражать свою точку зрения о комфортности зонального времени своего края, целесообразности введения режимов летнего и зимнего времени сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии, обнаруживать различие и сходство позиций
Т
ема 4.
Админи-
стр
ативно-
Ф
едер ативно е устройство России Субъекты Российской Федерации, их Различать федеральные округа, макр ор егионы, крупные географические районы (в том числе при выполнении практической работы Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
тер
рито
ри
-
ально
е устройство России. Районирование территории
(3
часа)
р авнопр авие и разнообразие Виды субъектов Российской Федерации Федеральные округа Районирование как метод географических исследований и территориального управления Виды районирования территории Макр ор егионы России Западный Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть их границы и состав Кр упные географические районы России Европейский Север России и Север о-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток работа Обозначение на контурной карте и сравнение приводить примеры субъектов Российской Федерации разных типов сравнивать различные виды районирования своего региона самостоятельно выбирать источники информации и находить в них информацию о различных видах районирования своего р
егиона;
пр едлаг ать возможные основания для классификации субъектов Российской Федерации ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
83
гр аниц федеральных округов и макр ор егионов с целью выявления состава и особенностей географического положения Раздел 2. Природа России (40 часов) Тема 1. Природные условия и ресурсы России
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

(4
часа)
Прир одные условия и природные ресурсы Классификации природных ресурсов Прир од- нор есур сный капитал и экологический потенциал России Принципы рационального природопользования и методы их реализации Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования Основные ресурсные базы Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию работа Характеристика прир одно-р есур сного капитала своего края по картами статистическим материалам
Раз личать понятия природные условия и природные ресурсы проводить классификацию природных ресурсов России распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны приводить примеры адаптации человека кр азно образным природным условиям натер рито рии страны распознавать типы природопользования приводить примеры рационального и нерационального прир о- допо льз ов ания;
применять понятие «прир одно-р есур сный капитал для решения учебных задач (при выполнении практической работы оценивать долю России в запасах основных видов природных ресурсов находить, извлекать и использовать информацию из различных источников для сравнения, классификации природных ресурсов, определения видов природопользования оценивать надёжно сть найденной географической информации по критериям, предложенным учителем
Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
Т
ема Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 часов)
Основные этапы формирования земной коры натер рито рии России Основные тектонические структуры натер рито рии России Основные формы рельефа и особенности их распространения натер рито рии России Платформы и плиты Пояса горообразования Геохронологическая таблица между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых потер рито рии страны Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа Современные процессы, формирующие рельеф Области современного горообразования, землетрясений ив улк анизма
Опр еделять по картам возраст горных породи основных тектонических структур, слагающих территорию показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа тектонические структуры, месторождения основных групп полезных ископаемых;
испо льз ов ать геохронологическую таблицу для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач выявлять зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых на основе анализа карт объяснять распространение потер рито рии страны областей современного горообразования, землетрясений ив улк анизма;
Применять понятия плита, щит, моренный холм, бараньи лбы, бархан, дюна для решения учебных и или) пр ак тико-о риентир ов анных задач характеризовать влияние древних оледенений нар ельеф страны приводить примеры ледниковых форм рельефа и примеры территорий, на которых они распространены объяснять закономерности распространения опасных геологических природных явлений натер рито рии страны (при выполнении практической работы приводить примеры антропогенных форм рельефа прив одить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
85
Др евнее и современное оледенения Опасные геологические природные явления и их распространение потер рито рии России Изменение рельефа под влиянием деятельности человека Антропогенные формы рельефа Особенности рельефа своего края Практические работы Объяснение распространения потер рито рии России опасных геологических явлений Объяснение особенностей рельефа своего края находить враз личных источниках и использовать информацию, необходимую для объяснения особенностей рельефа своего края (при выполнении практической работы выдвигать гипотезы объяснения особенностей рельефа своего края (при выполнении практической работы Тема 3. Климат и климатические ресурсы
(7 часов)
Фак торы, определяющие климат России Влияние географического положения на климат России Солнечная радиация и её виды Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа Основные типы воздушных масс и их циркуляция натер рито рии Использовать знания обо сновных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов и своего края применять понятия солнечная радиация, годовая амплитуда температур воздуха, воздушные массы для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач различать понятия испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения использовать их для решения учебных и или) пр ак тико-о риентир ов анных задач описывать особенности погоды территории по карте погоды в том числе при выполнении практической работы Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
Ро ссии
Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков потер рито рии России Коэффициент ув лажне
- ния
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны
Т
р опические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию Карты погоды Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения
Наб лю даемые климатические изменения натер рито рии России и их возможные следствия использовать знания о погоде и климате для составления простейшего прогноза погоды (в том числе при выполнении практической работы объяснять различия в количестве суммарной солнечной радиации враз личных регионах страны (при выполнении практической работы использовать понятия циклон, антициклон, атмосферный фронт для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды классифицировать типы климата натер рито рии России показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте границы климатических поясов и областей натер рито рии
Ро ссии;
объяснять особенности распространения опасных метеорологических природных явлений натер рито рии страны приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф дав ать сравнительную оценку степени благоприятности климата для жизни и хозяйственной деятельности населения натер рито рии своего края (при выполнении практической работы формулировать и аргументировать свою точку зрения относительно причин, наблюдаемых натер рито рии России изменений климата ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
87
Спо со бы адаптации человека кр азно образным климатическим условиям натер рито рии страны Агр оклиматиче
- ские ресурсы Опасные и неблагоприятные метеорологические явления Наблюдаемые климатические изменения натер рито рии России и их возможные следствия Особенности климата своего края Практические работы Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости потер рито рии страны Оценка влияния основных климатических показателей своего края на объяснять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку прио бр етённому опыту оценивать соответствие результата цели;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению
Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
жизни и хозяйственной деятельности населения
Т
ема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
(6
часов)
Мо ря как акв альные ПК
Реки России Распределение рек по бассейнам океанов Главные речные системы России Опасные гидрологические природные явления и их распространение потер рито рии России Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России Крупнейшие оз
ёр а, их происхождение Болота Подземные воды Ледники Многолетняя мерзлота и её влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения Неравномерность распределения водных ресурсов Ро стих потребления и загрязнения Пути сохранения качества Описыв ать местоположение морей, омывающих территорию России, сравнивать свойства вод ПК морей показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные реки и оз
ёр а России, области современного оледенения, области распространения болот и многолетней мерзлоты объяснять особенности режима и характера течения крупных рек страны и своего края сравнивать реки поз аданным показателям (при выполнении практической работы сравнивать обеспеченность водными ресурсами крупных регионов объяснять особенности распространения опасных гидрологических природных явлений натер рито рии страны (при выполнении практической работы предлагать конкретные меры по улучшению обеспеченности своего края водными ресурсами, защиты их от загрязнения самостоятельно осуществлять поиск информации по вопросам рационального использования водных ресурсов ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
89
во дных ресурсов Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России Внутренние воды ив одные ресурсы своего региона и своей местности работы Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений натер рито
- рии страны Тема 5.
Прир
одно-
хозяйствен
-
ные зоны
(15
часов)
Почв а
— особый компонент природы Факторы образования почв
Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии Почвенные ресурсы России Изменение почв различных природных зон входе их хозяйственного использования Меры по сохранению плодородия почв мелиорация з емель,
Пок азыв ать на карте и (или) обозначать на контурной карте прир одно-хозяйств енные зоны использовать понятие коэффициент увлажнения для объяснения особенностей растительного и животного мира и почв природных зон классифицировать основные типы почв России с использованием самостоятельно предложенных оснований испо льз ов ать знания обо со бенно ст ях климата и почв прир од- но-хозяйств енных зон для объяснения особенностей хозяйственной деятельности населения на их территории характеризовать богатство растительного и животного мира России, ареалы распространения типичных и редких видов растений и животных Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
бо рьб ас эрозией почв и их загрязнением Богатство растительного и животного мира России видовое разнообразие, факторы, его определяющие Особенности растительного и животного мира различных прир одно-хозяйств енных зон России Прир одно-хозяйств енные зоны России взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов
Высотная поясность в горах натер рито рии России Природные ресурсы прир одно-хозяйств енных зон и их использование, экологические проблемы Пр огнозир уемые последствия изменений климата для разных природно- хозяйственных зон надавать сравнительную оценку климатических, водных, почвенных и биологических ресурсов прир одно-хозяйств ен
- ных зон объяснять различия в структуре высотной поясности в горных системах России (при выполнении практической работы характеризовать специфику экологических проблем различных прир одно-хозяйств енных зон приводить примеры адаптации человека кр азно образным природным условиям натер рито рии страны приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, объектов Всемирного природного наследия растений и животных, занес нных в Красную книгу России на основе использования знаний обо сновных видах мелиорации земель и способах борьбы сэр озией из агрязнением почв предлагать меры по сохранению и улучшению почвенных ресурсов своего края формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии относительно последствий наблюдаемых натер рито рии России изменений климата (при выполнении практической работы самостоятельно предлагать основания для классификации основных типов почв России ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
91
тер рито рии России Особо охраняемые природные территории России и своего края Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО растения и животные, занес нные в Красную книгу России Практические работы Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации объяснять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку прио бр етённому опыту оценивать соответствие результата цели;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению
Раз
дел 3. Население России (11 часов)
Т
ема 1. Численность населения России часа)
Динамик а численности населения России в
XX—
XXI вв и факторы, определяющие е Переписи населения России Объяснять особенности динамики численности населения применять понятия рождаемость, смертность, естественный прирост населения, миграционный прирост населения, общий прирост населения для решения учебных и практических задач Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
Естеств енно е движение населения Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России Гео демографическое положение России Основные меры современной демографической политики государства Общий прирост населения Миграции (механическое движение населения Внешние и внутренние миграции Эмиграция и иммиграция Миграционный прирост населения и основные направления Причины миграций миграционных потоков
Причины миграций и основные направления миграционных потоков определять и сравнивать пост атистическим данным коэффициенты естественного прироста, рождаемости, смертности населения, миграционного и общего прироста населения враз- личных частях страны (при выполнении практической работы сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и её отдельных регионов естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прир ост);
стр оить логические рассуждения и обобщения при анализе карт и диаграмм формулировать вопросы, поиск ответов на которые необходим для прогнозирования изменения численности населения Российской Федерации в будущем;
выбир ать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных, необходимые для изучения особенностей населения России находить и извлекать из различных источников информацию для определения изменения численности населения России в
XX—XXI вв
задавать вопросы по существу при обсуждении демографической ситуации в св ом регионе, общероссийских мер по улучшению демографической ситуации в стране сопоставлять ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
93
Ро ссии в разные исторические периоды Государственная миграционная политика Российской Федерации Различные варианты прогнозов изменения численности населения России работа Определение пост атистическим данным общего, естественного или) миграционного прироста населения отдельных субъектов федеральных округов) Российской Федерации или своего региона свои суждения с суждениями других участников обсуждения, обнаруживать различие и сходство позиций;
об ъ
я снять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку прио бр етённому опыту оценивать соответствие результата цели
Т
ема 2. Т
ер-
рито
риальные
осо
бенно
сти размещения населения России
(3
часа)
Г
еогр афические особенности размещения населения их обусловленность природными, историческими и социально-эко
- номическими факторами Основная полоса расселения Плотность населения как показатель о св оенно
- сти территории Различия в плотности населения в географических районах Применять понятия плотность населения, основная полоса зона) расселения, урбанизация, городская агломерация, пос лок городского типа для решения учебных и практических задач различать и сравнивать территории по плотности населения густо- и слаб оз аселённые территории использовать знания ого р
одском и сельском населении для решения пр ак тико-о риентир ов анных задач в контексте реальной жизни;
объяснять особенности размещения населения России и её
от дельных регионов на основе анализа факторов, определяющих особенности размещения населения потер рито рии страны Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
и субъектах Российской Федерации Городское и сельское население Виды городских и сельских населённых пунктов Урбанизация в России Крупнейшие города иго р
одские агломерации Классификация городов по численности населения Роль городов в жизни страны Функции городов России Моно
- функциональные города Сельская местность и современные тенденции сельского расселения проводить классификацию населённых пунктов России по заданным основаниям численности населения, функциональным особенностям выбир ать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию (карты ат ласа);
оценив ать надёжно сть географической информации по критериям, сформулированным самостоятельно Тема 3. Народы и религии России
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

(2
часа)
Ро ссия
— многонациональное государство Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России Языковая классификация народов России Показывать на карте основные ареалы распространения мировых религий натер рито рии Российской Федерации сравнивать особенности населения отдельных регионов страны пор елигиозному составу испо льз ов ать знания об этническом составе населения для выполнения различных познавательных задач анализировать и систематизировать статистическую информацию (статистические данные, текстовые, видео- и ф отоиз об р
а-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
95
Кр упнейшие народы России и их расселение Титульные этно сы
Г
еогр афия религий Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО натер рито рии России работа Построение картограммы Доля титульных этно сов в численности населения республики автономных округов
РФ»
жения, компьютерные базы данных) (при выполнении практической работы Тема 4. Половой и возрастной состав населения России
(2 часа)
По лов ой ив озр астной состав населения России Полов озр астная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие Полов озр астные пирамиды Демографическая нагрузка Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России Использовать знания о полов озр астной структуре населения для решения пр ак тико-о риентир ов анных задач в контексте реальной жизни объяснять различия полов озр астного состава населения отдельных регионов России применять понятия полов озр астная структура населения, средняя прогнозируемая продолжительность жизни для решения учебных и практических задач (в том числе при выполнении практической работы прогнозировать дальнейшее развитие возрастной структуры населения России анализировать информацию (статистические данные) (при выполнении практической работы формулировать суждения, выражать свою точку зрения по существующему различию в показателе средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин
Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Окончание табл Практическая работа Объяснение динамики полов озр астного состава населения России на основе анализа полов оз
- р
астных пирамид Тема 5. Человеческий капитал России
(1
час)
Понятие человеческого капитала Трудовые ресурсы, рабочая сила
Нер авномерно сть распределения трудоспособного населения потер рито рии страны Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие Качество населения и показатели, характеризующие его
ИЧР и его географические различия р
аб
от
а
1
Классифик ация Федеральных округов по особенностям есте-
Применять понятия трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, рабочая сила, безработица, рынок труда, качество населения для решения учебных и практических задач классифицировать территории по особенностям естественного и механического движения населения (при выполнении практической работы анализировать схему Состав трудовых ресурсов России сравнивать пост атистическим данным долю трудоспособного населения во бщей численности населения России ив других странах мира ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
97
ств енного и механического движения населения класс часа в неделю, всего часов, 7 часов
— резервное вр емя)
Т
ематические блоки, темы
Основно
е со
держ
ание
Основные виды деятельности о
бучающихся
Раз
дел 4. Хозяйство России (29 часов)
Т
ема 1. Общая характеристика хозяйства России
(3
часа)
Со став хозяйства важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли Отраслевая структур а,
ф ункциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами Факторы производства
Экономико-геогр афиче
- ско е положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства ВВП и
ВРП как показатели уровня развития страны и р
е-
Применять понятия «экономико-геогр афическо е положение, состав хозяйства, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, специализация и кооперирование, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, сектор экономики, территория опережающего развития, «прир одно-р есур сный потенциал, себестоимость и рентабельность производства для решения учебных и или) практических задач различать понятия валовой внутренний продукт (ВВП)», валовой региональный продукт (ВРП)» и индекс человеческого развития (ИЧР)», производственный капитал использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и (или) пр ак тико- ориентированных задач объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России характеризовать основные особенности хозяйства России влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства (при выполнении практической работы Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
гионов
Экономические карты Общие особенности географии хозяйства России территории опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона из она Севера Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны Субъекты Российской Федерации, выделяемые в Стратегии пространственного развития Российской Федерации как «гео стратегические территории Производственный капитал Распределение производственного капитала потер рито рии страны Себестоимость и рентабельность производства выбирать источники географической информации, необходимые для изучения особенностей хозяйства России находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения пр ак тико-о риенти
- ров анных задач критически оценивать условия жизнедеятельности человека и их различные аспекты, необходимые для принятия собственных решений объяснять причины достижения (недо стижения) результатов деятельности, давать оценку прио бр етённому опыту оценивать соответствие результата цели
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
99
У
словия и факторы размещения хозяйства Практическая работа Определение влияния географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Тема 2.
Т
опливно-
энергетиче
-
ский комплекс (ТЭК) (5 часов)
Со став, место и значение в хозяйстве Нефтяная, газовая и угольная промышленность география основных современных и перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов Электроэнергетика Место России в мировом производстве электроэнергии Основные типы электростанций атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии Описывать по картер азмещение главных районов и центров отраслей ТЭК;
применять понятия «
ТЭК
», возобновляемые источники энергии для решения учебных и практических задач использовать знания о факторах размещения предприятий ТЭК для объяснения территориальной структуры комплекса;
ср авнив ать преимущества и недостатки электростанций различных типов оценивать их роль во бщем производстве электроэнергии сравнивать условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии
(ВИЭ) (при выполнении практической работы характеризовать роль России как мировой энергетической державы основные проблемы и перспективы развития ТЭК;
ср авнив ать и оценивать влияние отдельных отраслей ТЭК на окружающую среду находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей ТЭК; для выявления факторов, влияющих на себестоимость производства электроэнергии враз личных регионах страны (при выполнении практической работы Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
Размещение крупнейших электростанций Каскады ГЭС Энергосистемы Влияние ТЭК на окружающую среду Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2035 года Практические работы Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России враз личных регионах Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ вот- дельных регионах страны Тема 3. Металлургический комплекс (3
часа)
Со став, место и значение в хозяйстве Место России в мировом производстве чё
рных и цветных металлов Особенности технологии производства чё
рных и цветных металлов Факторы р азмеще-
Описыв ать по картер азмещение главных районов и центров отраслей металлургического комплекса;
ср авнив ать и оценивать влияние отдельных отраслей металлургического комплекса на окружающую среду использовать знания о факторах размещения металлургических предприятий, для объяснения особенностей их размещения применять понятия металлургический комплекс, металлургический комбинат полного цикла, э лек тр омет аллурги-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
101
ния предприятий разных отраслей металлургического комплекса География металлургии чё
рных, лёгких и тяж лых цветных металлов основные районы и центры Металлургические базы России Влияние металлургии на окружающую среду Основные положения Стратегии развития чё
рной и цветной металлургии России до
2030 года Практическая работа Выявление факторов, влияющих на себестоимость производства предприятий металлургического комплекса враз личных регионах страны (по выбор у)
ческий комбинат для решения учебных и (или) пр ак тико- ориентированных задач оценивать роль России в мировом производстве чё
рных и цветных металлов характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса;
нахо дить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей металлургического комплекса для выявления факторов, влияющих на себестоимость производства предприятий металлургического комплекса враз личных регионах страны (при выполнении практической работы Тема 4. Машиностроительный комплекс (3
часа)
Со став, место и значение в хозяйстве Место России в мировом производстве машиностроительной продукции Факторы размещения машиностроительных предприятий Описывать по картер азмещение главных районов и центров отраслей машиностроительного комплекса;
применять понятие машиностроительный комплекс для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач оценивать значение машиностроения для реализации целей политики импо ртоз амещения и решения задач охраны окружающей среды Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
Г
еогр афия важнейших отраслей основные районы и центры Роль машиностроения в реализации целей политики импо ртоз амещения
Машино строение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования Перспективы развития машиностроения России Основные положения документов, определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса
Пр
ак
тическ
ая работа Выявление факторов, повлиявших нар азмеще
- ние машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации использовать знания о факторах размещения машиностроительных предприятий для объяснения особенностей их размещения (при выполнении практической работы характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса;
хар ак териз ов ать машиностроительный комплекс своего края по плану находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей машиностроительного комплекса на основе анализа текстов выявлять факторы, влияющие на себестоимость производства предприятий машиностроительного комплекса враз личных регионах страны выявлять субъекты Российской Федерации, для которых машиностроение в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года определено в качестве перспективной экономической специализации определение географических вопросов, ответы на которые необходимо дать для объяснения выбора субъектов Российской Федерации, для которых развитие машиностроения названо перспективной экономической специализацией в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
103
Т
ема 5.
Химико-
лесной комплекс. (4
часа)
Химическ
ая пр
омышлен
-
но
сть
Со став, место и значение в хозяйстве Факторы размещения предприятий Место России в мировом производстве химической продукции География важнейших по дотр аслей: основные районы и центры Химическая промышленность и охрана окружающей среды Основные положения Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года Лесопромышленный комплекс Состав, место и значение в хозяйстве Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса
Лесоз аготовительная, деревообрабатывающая и целлю лозно-б умажная промышленность Факторы размещения предприятий География важнейших отраслей основные Описывать по картер азмещение главных районов и центров по дотр аслей химической промышленности Применять понятия химическая промышленность, «хими
- колесной комплекс, лесопромышленный комплекс, лесная и деревообрабатывающая промышленность для решения учебных и (или) пр ак тико-о риентир ов анных задач оценивать влияние отраслей химической промышленности на окружающую среду использовать знания о факторах размещения химических предприятий для объяснения особенностей их размещения оценивать роль России в мировом производстве химической промышленности хар ак териз ов ать основные проблемы и перспективы развития химической промышленности Описыв ать по картер азмещение главных районов и центров отраслей лесопромышленного комплекса;
оценив ать влияние предприятий лесопромышленного комплекса на окружающую среду объяснять размещение крупных лесопромышленных комплексов находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных по дотр аслей химической промышленности нахо дить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отраслей комплекса находить враз личных источниках информации факты, подтверждающие реализацию целей, обозначенных в Стр ате-
Федеральная рабочая программа
Т
ематические блоки, темы
Основно
е содержание Основные виды деятельности о
бучающихся
Продо
лж
ение таб
л.
р айоны и лесопер ер аб аты
- вающие комплексы
Лесно е хозяйство и окружающая среда Проблемы и перспективы развития Основные положения Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до
2030 года Практическая р
аб
от
а
1
Анализ документов Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до
2030 года (Глии Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до
2030 года (Гл II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса гии развития лесного комплекса Российской Федерации до
2030 года (при выполнении практической работы Тема 6.
Агр
опр
о-
мышленный
Со став, место и значение в экономике страны Сельское хозяйство Описывать по картер азмещение главных районов и производства основных видов сельскохозяйственной продукции оценивать значение АПК для реализации целей политики ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
105
комплекс (АПК) (4
часа)
Со став, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства Земельные, почвенные и агр оклиматиче
- ские ресурсы Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура Растениеводство и животноводство география основных отраслей Сельское хозяйство и окружающая среда Пищевая промышленность Состав, место и значение в хозяйстве Факторы размещения предприятий География важнейших отраслей основные районы и центры Пищевая промышленность и охрана окружающей среды Лгк ая промышленность Со став, место и значение в хозяйстве Факторы размещения предприятий География важнейших отраслей основные районы и центры Лёгк ая импо ртоз амещения;
ср авнив ать влияние природных факторов нар азмещение сельскохозяйственных и промышленных предприятий при выполнении практической работы приводить примеры, позволяющие оценить роль России как одного из крупнейших поставщиков на мировой рынок продукции агропромышленного комплекса;
хар ак териз ов ать агропромышленный комплекс своего края по плану и предлагать возможные пути его эффективного р
азвития;
нахо дить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей АПК
Федеральная рабочая программа
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10