Файл: Филиал ао Национальный центр повышения квалификации рлеу Институт професионального развития по Глобальной компетенций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт професионального развития по Глобальной компетенций»

Проект
Тема проекта

Формирование у обучающихся этических норм и культуры поведения на факультативных занятиях по курсу глобальные компетенции

Выполнили:
Бибосынова С.Н

Жусупова Н.А

Маркова В.А

Муздибаева Р.Т

Рябуха Е.В

Талкымбаева Р.Н

Проверила: Истомина Н.С

Оценка работы_________

Подпись _________

город Костанай 2023

Содержание

1


2. Теоретическая часть ----------------------------------------------------------------------------------- 5

2.1. Понятие речевого этикета-------------------------------------------------------------------------- 5-7

2.2. Типичные приветствия ----------------------------------------------------------------------------- 7-13

2.3. Этимология слова «Здравствуйте» и его аналогов ------------------------------------------ 13

2.4. Собственная гипотеза ------------------------------------------------------------------------------- 13

3. Исследование -------------------------------------------------------------------------------------------- 13

3.1. Анкетирование обучающихся 5 класса ------------------------------------------------------- 13-14

3.2. Составление памятки «Речевой этикет приветствий» -------------------------------------- 15

3.3. Выводы, результат исследования ----------------------------------------------------------------- 15

4. Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------- 15

5. Список использованных источников -------------------------------------------------------------- 16

6. Приложение ------------------------------------------------------------------------------------------- 17-20

город Костанай 2023 1


1.Введение
Речевой этикет в современном языке имеет большое значение в отношении людей друг к другу. Умение уважительно обращаться к собеседникам, тактично вести себя в обществе позволяет нам чувствовать спокойствие и комфорт в общении. Человеку нужно следить за каждой своей фразой, каждым словом, чтобы избежать конфликтных ситуаций, показать уважение и доверие, хорошее или плохое расположение к другому человеку. Мы приобретаем эти навыки в процессе социализации и воспитания, постепенно овладевая языком. Каждый ребёнок начинает учиться со слов «Здравствуйте», «Привет», «Спасибо» и «До свидания» на своём языке, обучается вежливому поведению в семье и образовательных учреждениях. Речевой этикет является важной, неотъемлемой частью нашей жизни.


Одним из самых важных этапов в процессе общения является именно приветствие человека. Мы приветствуем наших друзей и знакомых, здороваемся и обмениваемся приветствиями с людьми, с которыми мы только познакомились. Мы приветствуем и совершенно незнакомых людей согласно правилам вежливого поведения и этикета. Глубокие социально-экономические преобразования в современном обществе заставляют размышлять о будущем, о молодёжи. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов и явлений.

Современный мир поставил нас в условия нравственного выживания. На школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Нравственное развитие – это формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм. Вновь актуальны проблемы воспитания милосердия и человеколюбия, защиты Родины.

Дефицит духовности, нравственных ценностей привел к кризису человечности. Центром внимания педагогики становится личность ученика. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Духовно-нравственное развитие школьника по юниту «Этика и этикет» на занятиях Глобальной компетенции – государственный заказ для общеобразовательной школы.

Этическая культура – образ жизни человека, ориентирующий его чувства, поведение, сознание. Это, прежде всего, простые нормы нравственности, которые закладываются с раннего возраста и продолжаются на протяжении всего взросления. Они предполагают дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость, сострадание и поддержку, сочувствие и помощь другому человеку.

Эти нормы предусматривают проявления в ребенке великодушия, порядочности, благородства и категорически осуждают лживость, предательство, высокомерие, грубость. Именно они лежат в основе формирования личности школьника.

Однако сегодня усвоение этических правил, приобщение детей к нормам нравственности не пользуются особым вниманием как родителей, так и отдельных педагогов.

На факультативных курсах по глобальной компетенции, посвященных этическому воспитанию

, необходимо содержательно и доступно знакомить с основными категориями морали, показывать на практике преимущество следования ее нормам. Чтобы школьник мог сам почувствовать важность и справедливость гуманистических принципов, определить свою позицию и поупражняться в нравственных поступках. Этикет – это условный язык, с помощью которого можно многое понять.

Бывает так, что родители отстраняются от воспитания, объясняя это занятостью или тяжелой жизненной ситуацией. Они ошибочно полагают, что передав ребенка в детский сад или школу, могут переложить воспитание на персонал учреждения. Бесспорно, кроме обучения, на образовательные учреждения возложена и воспитательная функция. Однако, если в семье не поддерживаются этические нормы и ребенку не внушаются моральные основы, правила общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, такой ребенок упорно игнорирует правила поведения. Это влечет за собой снижение успеваемости, нарушение отношений с одноклассниками, стрессовое состояние во время пребывания в школе. Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для укрепления каких-либо привычек. Проведенные психологами многочисленные исследования утверждают, что интенсивная коррекционно-воспитательная работа с первых дней появления ребенка в школе помогает добиться довольно значительных успехов. Глубоко ошибаются те, кто думает, что школьники с проблемами в развитии интеллекта не в состоянии понять и усвоить принятые в нашем обществе нормы поведения. Для этого в коррекционной школе должна проводиться большая продуманная и систематическая работа, направленная на воспитание навыков культурного поведения. Часто дети не следуют правилам культуры поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Не одинаковые требования предъявляет семья и школа. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В условиях нашей работы довольно трудно соблюдать единство требований со стороны семьи и школы, так как родители детей редко посещают школу-интернат где живут и учатся их дети. Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Так как большинство детей растут в неблагоприятных семьях, где не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, а в доме не соблюдается чистота и порядок, то у таких детей значительно труднее воспитать привычки и навыки культурного поведения.



1.1. Цель, предмет исследования, актуальность проблемы

Цель:

сформировать у обучающихся честность, порядочность, ответственность за свои действия, этичность, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Задачи:

  • Провести анкетирование с целью узнать важность этикета общения и его употребление среди школьников.

  • Определить типичные этикетные формулы через ролевые игры.

  • Раскрыть содержание понятий: «приветствие», «традиция», «уважение». Составить памятку «Речевой этикет» для учащихся.

  • Объяснить важность приветствия как нормы этикета.

  • Сформировать понимание того, как важно уметь правильно приветствовать других людей.

  • Воспитывать личность, соблюдающую правила этикета и высокие стандарты культуры поведения

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования культуры поведения у обучающихся 5 класса на факультативных занятиях по курсу «Глобальные компетенции».


Актуальность: бескультурье, особенно в речи, является серьезной проблемой в наше время. В нашем современном мире приветствие является одним из самых важных ритуалов. Первое впечатление от человека мы получаем именно из его приветствия, жестов и мимики. Вежливое приветствие ценится во всех сферах жизни и всех уровнях общества. Духовное богатство человечества, отражённое в культуре, осознаётся обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. Этика - наука, изучающая законы, по которым живет человек, строит свои отношения, организует своё поведение. Данный проект поможет в изучении юнита «ЭТИКА и ЭТИКЕТ» 5 классе по курсу «Глобальные компетенции».

Методы исследования:

- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические - наблюдение, беседа, методика «Закончи предложение» (И.Б. Дерманова), методика «Сюжетные картинки» (С.Д. Забрамная);

- интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Гипотеза: знание вежливых формулировок приветствия другого языка снимает некоторые языковые барьеры и делает коммуникацию более лёгкой и доступной. Сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством формирования культурной личности обучающегося, способной реализовывать принципы добропорядочности и этики в повседневной жизни при следующих педагогических условиях:


- осуществлять предварительную работу с детьми по формированию знаний о культуре поведения; включаясь в игру детей, демонстрирует образцы культурного поведения;

- организовать ситуации, требующие от обучающихся проявления культурного поведения.

2. Теоретическая часть
2.1. Понятие речевого этикета


Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания детей бесспорны. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

Спустя много веков, Я. А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность». Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра

Этикет представляет собой определённые правила поведения, соблюдения приличия в обществе независимо от социального статуса. Особенно важно знать речевой этикет, если человек хочет произвести хорошее впечатление, показать себя воспитанным человеком.

Речевой этикет - это совокупность правил и норм общения, социально заданных и реализующихся в устойчивых выражениях. Он предполагает соблюдение этических, нравственных норм общения, требующих уважительного отношения к собеседнику, вежливости и тактичности, и использование специальных речевых формул – формул речевого этикета, принятых в определённых ситуациях. Они могут быть выражены словами, формами слов, свободными и устойчивыми словосочетаниями, а также пословицами и поговорками. Именно по речи и умению вести разговор судят о культуре, образованности и характере человека. В наше время умение выразить свои мысли чётко, правильно, точно и выразительно, а самое главное понятно для собеседника, это не частое явление. Его называют высокой культурой речи и общения.