Файл: Эффективные практики в подготовке обучающихся к гиа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эффективные практики в подготовке обучающихся к ГИА
При подготовке к государственной итоговой аттестации я придерживаюсь следующих задач:
1.Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии и биологии, изучаемым в школе.
2.Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
3.Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профессионального обучения в Вузах и техникумах.
4.Формировать навыки тестирования.
Формы контроля:
- многовариантное тематическое тестирование;
- применение онлайн тестирования на уроке и дома.
- самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;
При подготовке учащихся к итоговой аттестации внимательно знакомлюсь с нормативными документами, определяющими экзамен в новой форме, обращаю внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора.
Многолетний опыт работы по данному направлению показал, что для достижения нужного результата исключительно классно-урочной системы для подготовки к экзамену не достаточно. Необходимы дополнительные занятия во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
Ожидаемые результаты.
1.Полученные знания должны помочь учащимся: успешно сдать экзамен по химии и биологии в новой форме;
2. Определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;
В процессе обучения на кружках и элективных курсах учащиеся приобретают следующее знания:
1. закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса химии 8-11 и биологии 5-11 классов общеобразовательной школы;
2. отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;
развивают умения
1. решать типовые тесты разных авторов и демонстрационной версии ФИПИ по биологии и химии;
2. производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта;
3. применять компьютерное тестирование.
Подготовку к ГИА по биологии и химии начинаю с первой четверти в 9 классе основной школы и в 10 классе старшей школы, провожу ее по нескольким направлениям.
Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ
1.Первое направление это внеурочная работа с учащимися на кружках и элективах.
В 9-ых классах- это кружках по биологии и химии, в 10-11-ых классах- элективные курсы, в рамках которых весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации, разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.
Внеурочная подготовка на кружках и элективах проходит в несколько этапов.
1. Повторяем тему.
2.Опрос по теме. Закрепление терминов, понятий, знание иллюстративного материала.
3. Задачи и типы заданий по теме. Отрабатываю блоки «С» с развёрнутым ответом: задачи, переходы, поиск ошибок в тексте, построение этапов ответа
4. Тесты по теме.
Тестирований по биологии провожу 4 (ботаника, зоология, анатомия, общий вариант), по химии- тоже 4 (общая химия, неорганическая химия, органическая химия, общий вариант). Все варианты составлены в формате ГИА и ЕГЭ.
Итоги рассылаю зам.директора по УВР, классным руководителям для доведения до сведения родителей уровня подготовки учащихся к ГИА. В отчётах по проведённым предметам ГИА указываю ошибки и направления работы родителей с детьми для улучшения результата.
5. Разбираем ошибки
2.Второе направление это работа на уроках.
При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Даю задания и часть материала, который в обязательном порядке требую знать учащихся, сдающих экзамен. Им же задания по этим темам включаю в опрос. т.е., в классах, где есть учащиеся, выбравшие ГИА по биологии и химии, действует дифференцированный подход к требованию знания углублённого материала.
Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических и химических процессов.
Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.
В 6 классе, начиная с первых уроков, необходимо использовать самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем переходить к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх».
В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины, следует начинать с определения области биологии, о которой идет речь в тексте, после чего стоит внимательно познакомиться с предлагаемыми терминами на предмет их определения и соответствия предложенному тексту.
Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Технология выполнения таких заданий подразумевает два этапа. На первом этапе находятся и указываются ошибки. Для этого достаточно привести три числа из шести. На втором этапе необходимо сформулировать неверные утверждения правильно. В случае, когда все ошибки найдены, указаны и исправлены, можно говорить о полностью выполненном задании.
Уже с 7 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ОГЭ.
Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Большое внимание уделяю выполнению заданий с рисунками, что заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.
С 8 класса больше времени отвожу рисункам с более сложными заданиями, соответствующими уровню С. Такие задания первоначально выполняются на уроке, на этапе закрепления в режиме диалога, с опорой на уже полученные в ходе данного занятия знания и предварительную работу с таблицами, рисунками учебника. Затем подобные задания включаю в домашнюю работу. Когда большинство учащихся класса освоят их, то использую и для контроля знаний.
В КИМах ОГЭ в 9 классе используются текстовые задания, которые требуют прочтения тематического биологического текста и краткого ответа, состоящего из одного-двух предложений. Подобное задание проверяет следующие умения:
- быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде, четко формулировать свои мысли по конкретному вопросу;
- проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения;
- отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;
- соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.
Сформулированный ответ вносится в графы предложенной таблицы.
В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь детей.
Все текущие и тематические контрольные работы провожу в тестовой форме, приближенной к ЕГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.
Опыт проведения контрольных работ в виде тестов доказывает, что опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны, и без хорошей подготовки хорошую оценку ещё никто не получил.
Для оценивания контрольной работы я подсчитываю процент выполнения работы, который тоже служит своеобразной оценкой по 100-бальной системе, а затем перевожу в оценку по 5-бальной системе. Такая оценка на первый взгляд очень строгая, но тем она и ценна, т.к. побуждает серьёзнее и ответственно относиться к учёбе. Даже «троечники», чтобы получить «свою» оценку вынуждены хорошо поработать и на уроках, и дома. А среди «отличников» и «хорошистов» такое оценивание вызывает здоровую конкуренцию: они сравнивают не «5» и «4», а баллы (% выполнения работы).
3.Третье направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями в школе и дома.
В первую очередь отрабатываю и закрепляю знания и умения базового уровня. Для этих целей использую тесты, авторскими разработками, сборниками вариантов ГИА по химии и биологии разных авторов, рекомендованные ФИПИ, а так же материалы в сети Интернет.
Для работы дома учащимся наиболее удобны, на мой взгляд, тесты сайта ФИПИ www.fipi.ru, «Решу ЕГЭ», которые наиболее полно проверяют весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации.
Учитель МБОУ «Совхозная ООШ»
Альмурзинова З.Б.