Файл: Реферат по дисциплине Философские проблемы науки и техники на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина


Факультет

Проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта

Кафедра

Кафедра проектирования и эксплуатации ГНП



РЕФЕРАТ


по дисциплине

Философские проблемы науки и техники







на тему

Технологический оптимизм и пессимизм















ВЫПОЛНИЛ:










Студент группы

ТНМ-22-02










(номер группы)







Площаднов Никита Алексеевич







(фамилия, имя, отчество)
















(подпись)
















(дата)







Москва, 20

22





Оглавление



Введение
Истоки философии техники как особой философской дисциплины связаны с возрастанием роли техники в обществе в конце XIX — начале XX в. и потребностью в осмыслении феномена техники прежде всего в инженерной среде. Это осмысление нашло свое выражение в двух основных тенденциях — техническом оптимизме и техническом пессимизме.


В оценке роли техники в современном обществе и перспектив ее развития в философии можно условно выделить две противоборствующие установки: техницизм и антитехницизм, основывающиеся на одном теоретическом фундаменте — технологическом детерминизме. Технологический детерминизм – это совокупность представлений, объединенных постулатом об определяющей роли техники в общественном развитии. Согласно технологическому детерминизму созданная и создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества. При этом техника искусственно обособляется от социальных отношений, становится в один ряд с явлениями природы и рассматривается как надсоциальная и надчеловеческая «данность», обладающая своими собственными законами и подчиняющаяся логике развития. В качестве сущностного проявления автономии техники постулируется ее способность к саморазвитию, понимаемая как возможность безграничного совершенствования всех ее параметров.

Предполагается, что техническое развитие разворачивается по единой прогрессирующей линии от худшего к лучшему, где сегодняшнее состояние техники и появляющиеся сегодня инновации целиком определены вчерашним состоянием, а завтрашнее столь же однозначно определяется сегодняшним. С точки зрения технологического детерминизма независимость от воли человека технического прогресса предполагает опережающее и доминирующее воздействие техники на индустрию и, следовательно, на все индустриальное общество, так что научно-технические достижения неизбежно влекут за собой модификации социальной и культурной жизни. Таким образом, технологический детерминизм предполагает не только то, что техника – особый, независимый от человека мир, что она беспредельно развивается по своим законам, по и то, что она господствует над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы. Человеку остается выбор: или приспосабливаться к миру техники, или протестовать против него, бежать от него, в ожидании неизбежной гибели всего живого под гнетом машинной цивилизации.
Понятие философии техники
Петр Климентьевич Энгельмейер (1855—1942), которого, как и для других философов техники его времени, можно отнести к умеренным техническим оптимистам, в центр своего философского исследования ставит вопрос о сущности техники.

Опасения русских философов разделял и немецкий мыслитель О. Шпенглер (1880-1936), который утверждал, что история человечества - это движение к цивилизации, опосредованное технологиями. В отличие от культуры, цивилизации недостает творческого духа, преобладает тотальная техничность. Шпенглер характеризует свою современную эпоху как цивилизацию, в которой доминируют машины, в которой природа, вытесненная технологиями, исчезает. Симптомы этого упадка -войны, колониализм, безработица. И технический оптимизм, и технический пессимизм объединяет то, что они рассматривают технологию как независимую силу, которая находится вне контроля воли людей и решит все проблемы во благо или во зло всего человечества без вмешательства человека. Будучи крайностями в трактовке возможностей научно-технического процесса, такие подходы обращают внимание только на один из возможных аспектов развития техносферы и вектор ее развития.



В общем языковом употреблении слово «техника» имеет двоякий смысл: во-первых, под техникой понимается часть искусства, которая направлена вовне, и, во-вторых, целостная деятельность, а именно та, в процессе которой человек специально стремится получить полезные явления [2].

Энгельмейер полагает, что сущность техники «заключается не в фактическом выполнении намерения, но в возможности целесообразно воздействовать на материю». Явления природы тесно сплетены между собой и следуют друг за другом лишь в одном направлении, подобно тому, как вода течет сверху вниз. Например, человек «желает, чтобы наступило явление Е. Он знает цепь A-B-C-D-E и не обладает достаточной мускульной силой, чтобы вызвать к жизни Е, D, С, ß, но ему хватает силы вызвать явление Д. Он вызывает А, цепь запускается, и запланированное явление Е наступает автоматически. Вот в чем состоит сущность техники»[3]. Это, конечно, техницизм в негативном смысле.

Исследуя вопрос о сущности техники, Энгельмейер обращается к дискуссиям по этому поводу, имевшим место в то время в Германии. Понятие техники рассматривается им в широком и узком смысле. В широком смысле техника есть везде, в любой деятельности: любая целенаправленная деятельность имеет свою собственную технику; любая деятельность, прежде всего профессиональная, находит свое выражение в технических правилах. Это безгранично обобщенное понятие техники. В науке, например, есть техника знания. Техника понимается также как одна из форм человеческой духовной деятельности, действие сознательного духа по переструктурированию сырого материала в целях культуры, или, точнее, сознательное оформление материи.

В узком смысле под техникой понимается:

1) та часть искусства, которая направлена вовне. Например, говорят о технике художника, музыканта, артиста, судьи. Понятие техники в этом смысле мы унаследовали от древних греков и римлян. Техническая деятельность настолько же стара, как и сам человек (Homo faber). Техника является человеческой деятельностью;

2) целостная деятельность, при которой человек специально стремится выявить нужные явления. В этом смысле говорят о технике без предиката и понимают под ней искусство инженера, машиностроителя, химика и т.п. Второй смысл техники впервые сформировался в XVIII в. Здесь имеется в виду промышленная, или инженерная, техника.


Затем Энгельмейер формулирует собственное определение: «Техника — это искусство планомерно и на основе известных естественных взаимодействий вызывать к жизни определенные вещи». Его интересует, в чем состоит техническое мировоззрение и чем оно отличается от научного. Мировоззрение Нового времени можно назвать научным, однако к XIX в. возникает новое техническое мировоззрение.

Внимание ученых направлено на вопрос «что произойдет?», а техников — на вопрос: «что должно произойти?». Ученый стремится узнать существующее. Техник, напротив, начинает с этого и воздействует на природу, внося свои желания в природные силы. Техническое воззрение учит, что человек в состоянии с помощью заповеданных ему средств покорять природу, т.е. время и пространство, силу и материю, и делать свои планы исполнимыми. Короче, техническое мировоззрение выражается в форме: человек сам кузнец своего счастья» [4].

Последнее выражение есть руководящее высказывание технического оптимизма. Российские и германские инженеры конца XIX — начала XX в. уповали на прогрессивную силу техники. Они верили, что с помощью техники можно решить все социальные проблемы; что как социальный, так и природный мир возможно пересоздать и сформировать в соответствии с собственным представлением.

П. К. Энгельмейер выделяет три ступени абстракции в технике.

Первый человек на Земле был также и первым техником, поскольку его заботой было обеспечить свою жизнь. Первые техники возникли эмпирически, однако техника представляет собой общественное явление, и ее прогресс возможен только на пути сообщения, обмена опытом. Каждое словесное сообщение связано с определенным обобщением или абстракцией, поэтому в сфере технического очень рано была достигнута первая ступень абстракции, которая необходима, чтобы описать весьма ограниченную технику (ремесло, искусство). Обобщение здесь не выходит за пределы профессии.

Заметный прогресс в технике XVIII в. вполне естественно привел ко второй ступени абстракции. Это технология, которая особенно в XIX в. так сильно разрослась в ширину и глубину. Технологическую абстракцию отличает трансцендентный характер. И хотя технология представляет собой собирательное имя огромного числа отдельных технологий, которые, в свою очередь, могут быть описаны в особых монографиях с внутренней позиции автора, точно так же как и отдельные искусства, тем не менее здесь существует заметная разница. Несмотря на то, что технологическая обработка всегда описывается в отдельных областях промышленности, некоторые принципы общей технологии не следует оставлять без внимания. Энгельмейер ссылается здесь на созданную в 1777 г. Иоганном Бекманном науку, получившую название «общая технология».


Тем самым возникает необходимость в третьей ступени абстракции в технике, которая выходит за границы чисто технического и рассматривает технику как фактор культуры. Назовем первую ступень ремесленной, вторую — технологической, а третью — философской. Этот предикат, впрочем, не означает ничего иного, как философию техники, каковое название и следует дать этой третей ступени.

Таким образом, философия техники является высшей стадией самосознания инженеров. Сама возможность философии техники связана с философской рефлексией и дискуссиями инженерного сообщества. В Германии философские вопросы техники обсуждались многими немецкими инженерами (например, Максом Эйтом, Францем Рело, Алоизом Ридлером, Карлом Вейе и др.). В российском инженерном сообществе тоже существовал необходимый интеллектуальный климат для развития философии техники. Множество интересных статей о гуманитарных аспектах техники, написанных в том числе и немецкими инженерами, публиковалось тогда в российских технических журналах. Программа и задачи философии техники были сформулированы П. К. Энгельмейером в работе «Технический итог XIX столетия».
Задачи и программа философии техники
Задачи философии техники

1) В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику, но все эти техники имеют между собой много общего, поэтому одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее.

2) Важная задача философии техники — выяснить, в каких отношениях находится техника со всей культурой.

3) Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом также является предметом ее исследования.

4) Разработка вопросов технического творчества — одна из важнейших задач философии техники.

«Одним словом техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники».

Программа философии техники

В удовлетворении своих потребностей человек встречает сопротивление мира. Поэтому существует взаимодействие двух однородных сил: человек воздействует на мир, а последний — на человека. Первую сторону этого взаимодействия (приспособление человека к природе)