Файл: Внутреннее строение млекопитающих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Внутреннее строение млекопитающих».

Класс: 7

Цели урока:

  • расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных;

  • раскрыть особенности строения систем органов;

  • продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению млекопитающих.


Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить учащихся с внутренним  строением млекопитающих на примере домашней собаки,

  • способствовать формированию знаний об особенностях строения органов и их систем;

  • выявление прогрессивных черт внутреннего строения у млекопитающих.

развивающие:

  • способствовать развитию умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы;

  • развитие навыков контроля, самоконтроля и взаимоконтроля;

  • развитие навыков рефлексии собственной деятельности;

  • развитие навыков речевого общения.

воспитательные:

  • формирование естественно - научного мировоззрения на примере доказательства сходства внутреннего строения млекопитающих и человека;

  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • воспитание культуры общения;

  • воспитание целеустремленности, упорства в достижении цели;

  • воспитание чувства ответственности за сделанную работу.


Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник.
Планируемые образовательные результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать общую характеристику класса Млекопитающие.

Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем.

Формулировать основные термины по теме, применять биологические понятия.


Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Приемы саморегуляции.


Выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных.

Обобщать и делать выводы по изученному материалу.


Слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Находить ответы на вопросы, формулировать их.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Рефлексия собственной

деятельности.

Проявление мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению материала.



Структура урока


Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Положительный настрой на урок.


Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Повторение и актуализация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.


Фронтальный опрос

Вопросы:

1. Из каких отделов состоит тело собаки?

2. В чём преимущество расположения конечностей лисицы по сравнению с ящерицей?

3. Сколько позвонков в шейном отделе у млекопитающих?

4. Почему волосяной покров не развит у китов и дельфинов?

5. Каковы особенности внешнего строения органов слуха и зрения у млекопитающих?

6. В чём заключается сходство во внешнем строении лисицы и ящерицы?

7. Чем отличается кожа млекопитающих от кожи рептилий?

8. Из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих?

9. Какие волосы различают на теле млекопитающих и каково их значение?

10. Почему пушных зверей промышляют зимой, а не летом?

Ответы у доски.

1. Каково внешнее строение млекопитающего на примере домашней собаки.

2. Каково строение скелета млекопитающего?

Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя.

Голова, шея, туловище, хвост, конечности

У лисицы конечности расположены под туловищем, а у ящерицы по бокам. Тело лисицы поднято высоко над землёй, это не затрудняет передвижение

Семь.

Он редуцирован в связи с переходом к водному образу жизни.

Глаза защищены подвижными веками, по наружным краям которых находятся ресницы, третье веко рудиментарно, слёзные железы. По бокам головы крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону звука.

Общий план строения, отделы тела.

Кожа млекопитающих богата железами, покрыта шерстью.

Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой

Ость, подшерсток, вибриссы.

Зимний мех более тёплый

Учащиеся класса следят за правильностью ответов у доски, исправляют и дополняют, задают дополнительные вопросы.

Определение темы, цели и задач урока.

Учитель подводит итог повторения и актуализации опорных знаний.

Нацеливает учащихся на формулирование цели и задач урока.

Определяет тему урока.

Вводит новую тему урока.

Обращает внимание учащихся на то, что строение млекопитающих соответствует общему плану строения позвоночных, с которым они уже знакомы.

Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности.


Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи.


Организация деятельности учащихся по изучению и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание»

1. Пищеварительная система. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)

Пищеварительная система. У млекопитающих она более дифференцирована, чем у пресмыкающихся.

Рот окружен мясистыми губами, которые облегчают захват и удержание пищи. Между зубами и губами располагается преддверие рта. У грызунов и мартышек здесь находятся защечные мешки, в которых зверьки переносят пищу. Ее отрывают и пережевывают зубами, обильно смачивая слюной. Ферменты слюны воздействуют на сложные сахара, расщепляя их до более простых соединений. Пищевой комок проходит в глотку, пищевод и поступает в желудок. У большинства млекопитающих желудок простой, состоящий из одной камеры. В стенках его находятся железы, которые выделяют пищеварительные ферменты и кислоту. Они воздействуют на белки. У жвачных парнокопытных желудок сложный, состоящий из рубца, сетки, книжки и сычуга. Только последний отдел у них является собственно желудком. Предыдущие отделы служат для сбраживания пищи, где под влиянием простейших, бактерий и дрожжей происходит расщепление трудно перевариваемой клетчатки. Из рубца пища периодически отрыгивается, вновь пережевывается и смачивается слюной. У коровы за сутки выделяется до 50 л слюны. В кишечнике пища подвергается воздействию ферментов, выделяемых пищеварительными железами.

2. Дыхательная система. (Самостоятельная работа с учебником, беседа, демонстрация таблицы.)

Дыхательная система. Состоит из тех же отделов, что и у пресмыкающихся: проводящих путей и легких. Однако у млекопитающих легкие устроены сложнее, имеют большую поверхность, обеспечивая совершенный газообмен.

В гортани имеются голосовые связки. Млекопитающие издают звуки, которые предупреждают об опасности, угрожают или заискивают и просят. Однако эти звуки менее разнообразны, чем у птиц.

Трахея разделяется на два бронха, которые входят в легкие, где они многократно делятся, образуя очень разветвленное бронхиальное дерево, в котором самые тонкие ответвления — бронхиоли. Они оканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, дыхательная поверхность которых в 50 —100 раз больше поверхности тела. Альвеолы обильно оплетены кровеносными капиллярами. Именно здесь происходит газообмен. Из-за разницы парциального давления углекислый газ из крови выделяется в альвеолы, а кислород поступает из альвеол в капилляры, соединяется с гемоглобином эритроцитов и разносится кровью по организму.

Вентиляция легких происходит за счет вдоха и выдоха, которые обеспечиваются сокращением межреберных мышц и диафрагмы (вдох), что увеличивает объем грудной полости. При расслаблении межреберных мышц и диафрагмы объем грудной полости уменьшается — происходит выдох.

3. Кровеносная система.

(Беседа, демонстрация таблицы.)

Кровеносная система. У млекопитающих она похожа на кровеносную систему птиц. Сердце четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. В левой половине сердца находится артериальная кровь, в правой — венозная.

Чисто артериальная кровь из левого желудочка по большому кругу кровообращения доставляется ко всем органам и тканям организма. Венозная кровь из правого желудочка по сосудам малого круга кровообращения направляется в легкие, где она обогащается кислородом. Быстрое движение чисто артериальной и чисто венозной крови обеспечивает организм кислородом и быстро удаляет продукты распада. Это обеспечивает быстрый обмен веществ, высокую и постоянную температуру тела млекопитающих.

4. Выделительная система.

(Беседа, демонстрация таблицы.)

Выделительная система. Представлена почками. Они расположены в тазовой области и представляют собою компактные тела. В почках из крови отфильтровываются продукты белкового обмена: мочевина и некоторые соли вместе с водой. По мочеточникам моча стекает в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал удаляется наружу.

5. Нервная система млекопитающих и их поведение.

(Сообщение учащегося, демонстрация модели головного мозга.)

Нервная система. Центральная нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность; полушарий образована несколькими слоями нервных клеток.

У млекопитающих со сравнительно простым поведением (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведением, полушария имеют многочисленные извилины, складки и борозды, увеличивающие поверхность полушарий. Полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. Периферическая нервная система представлена двенадцатью черепно-мозговыми нервами и многочисленными нервами, отходящими от спинного мозга. Наиболее мощные нервные стволы отходят от спинного мозга к передним и задним конечностям. Из органов чувств наиболее развиты обоняние, слух, зрение. Хорошо развиты отделы мозга, связанные с обонятельным, слуховым и зрительным анализаторами.

Учащиеся слушают объяснение учителя, задают вопросы.

Работают самостоятельно с учебником, отвечают на вопросы учителя.

Слушают объяснение учителя, задают вопросы.

Слушают сообщение одноклассника, задают вопрсы.


Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания».


Организовывает работу класса и следит за правильностью выполнения задания.

Заполнение таблицы «Внутреннее строение млекопитающих», пользуясь учебником.

Устный опрос слабоуспевающих учащихся

Заполняют таблицу.


Проверяют ответы, исправляют, дополняют.

Подведение итогов.



Проведение анализа (самоанализа) и оценка качества деятельности учащихся на уроке.


Организовывает подведение итогов.
Даёт оценку качества работы класса как коллектива, так и отдельных учащихся.

Рефлексируют, анализируют что вспомнили, изучили на уроке, что узнали нового, какие умения и навыки приобрели и закрепили.

Постановка домашнего задания.


Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывает домашнее задание на доске.

§ 53, подготовить сообщения о животных.

В дневниках делают запись задания на дом.