Файл: 14 Основы вероучения иудаизма. Источники вероучения. Принцип монотеизма в иудаизме. Богоизбранность еврейского народа, понятие завета, идея мессианства, десять заповедей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14) Основы вероучения иудаизма. Источники вероучения. Принцип монотеизма в иудаизме. Богоизбранность еврейского народа, понятие завета, идея мессианства, десять заповедей.
Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, сыгравшая огромную роль в духовном развитии человечества. Будучи религией национальной, она сформировалась как религия евреев, что при водит к отождествлению понятий «еврей» и «иудей». Однако на сегодняшний день такое отождествление абсолютно неправомерно. Таким образом, понятие «иудей» сегодня чаще употребляется лишь для определения религиозной, а не этнической принадлежности. В численность иудеев по всему миру включают так же людей, которые были рождены евреями и тех, кто обратился совершил «гиюр».
Начало истории еврейского народа уходит в столь глубокую древность, что, в силу отсутствия внебиблейских источников, реконструкция ее представляется затруднительной. Библейская же традиция связывает возникновение иудаизма с именем Авраама, главы племенного союза. Ему же приписывается и открытие факта существования единого Бога, Творца и управителя Вселенной. Как бы там ни было, но не вызывает сомнений тот факт, что именно понятие единого бога и стало той основой, на которой начался процесс формирования новой этнической общности.
Иудаизм — монотеистическая религия. Прежде всего монотеизм установился как через монолатрию, то есть через учение о поклонении одному Богу. Не случайно первая заповедь гласит: «Я – твой Бог и не будет у тебя других богов, кроме Меня». Не «нет других богов», а «не будет у тебя», то есть возможно, они как все древневосточные люди, считали, что богов много, но поклоняться и служить избранному народу следует только одному Богу.
В иудаизме понятие «завет» имеет большое количество значений:
-
Одно из направлений кальвинистской мысли, которое рассматривает всю историю как череду заветов между Богом и людьми. -
Семь заповедей, которые согласно иудаизму, являются необходимыми для человечества. -
10 заповедей Моисея. -
Обрезание — хирургическая операция, удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти, как жертвенное подношение частицы своего тела Господу.
Мессианский иудаизм — религиозное направление евреев-христиан[1] и не-евреев, последователи которого веруют, что Йешуа (Иисус Христос) является Сыном Божьим и Спасителем всего человечества, приход которого был обещан пророками, и признают священным писанием только Библию.
15.Буддизм как мировая религия. Жизненный путь и проповедническая деятельность Будды
Буддизм как мировая религия – одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации обрел в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник.
Традиция приписывает заслугу создания новой религии бродячему проповеднику, хотя и принадлежащему к царскому роду, – Сиддхартхе Гаутаме (563–483 гг. до н. э.), более известному под своими прозвищами «Шакьямуни» (мудрец из племени шакьев) и «Будда» (просветленный, пробудившийся). Сиддхартхародился в семье вождя племени шакьев, обитавших в долине реки Ганга, воспитывался в роскоши и никогда не сталкивался с теми явлениями, которые сопутствовали взрослению его сверстников из менее знатных семей, – болезнями, нищетой, смертью. В положенное время юный принц вступил в брак, жена родила ему наследника, и только тогда произошла история, которая часто рассказывалась буддистскими проповедниками в качестве поучительного случая. Выехав однажды из своего дворца, Сиддхартха встретил на пути нищего, затем калеку и, наконец, повстречался с погребальной процессией, после чего он понял, что если имеется в его жизни, как и в жизни любого другого человека, цель, то эта цель состоит в том, что избавить остальных людей от страданий. В возрасте 29 лет принц покинул покои своего дворца
, чтобы найти путь, который может избавить человечество от страданий, и только через семь лет, заполненных аскетическим умерщвлением плоти и постоянными медитациями, Сиддхартха Гаутама смог достичь просветления и понять истинную причину страданий. С этого момента началась проповедническая деятельность Будды, длившаяся до самой его смерти. Вместе с группой учеников Будда бродил по всей Индии, излагая основы своего учения, названного им дхармой (моральный закон).
Буддизм стал естественным результатом постепенного трансформирования брахманистской религиозной системы в сторону мировой религии, обращенной не к конкретной касте или социальной группе, а ко всем желающим достигнуть божественной мудрости. Многое буддизм воспринял из традиционных индийских религиозных представлений, придав им новое значение. Так, многочисленный пантеон богов и духов формально не отрицался буддизмом, но, по сути, роль божеств становилась второстепенной и незначительной, потому что последователи буддистского вероучения утверждали, что поклонение богам само по себе не приближает человека к спасению. Будда ставился сторонниками новой религии заметно выше предшествующих ему богов, так как те не смогли постичь ту мудрость, которую он сумел своими речами и поступками донести до людей. Вообще буддизм крайне мало внимания уделял различиям в ритуальных практиках, хотя и ориентировался на те формы культа, которые были привычны в традиционной индийской культуре.
Сам Будда сформулировал свою религиозную программу в виде четырех основных положений («четыре благородные истины»).
1. Жизнь есть страдание.
2. Существует причина страданий.
3. Страдание может быть прекращено.
4. Существует путь, ведущий к прекращению страданий.
Причина страданий – страшная жажда, сопровождаемая чувственными удовольствиями и ищущая удовлетворения то здесь, то там; это стремление к удовлетворению чувств, к благосостоянию. Переменчивость и непостоянство человека, который никогда не удовлетворяется исполнением своих желаний, начиная желать все большего и большего, – вот истинная причина страданий. По утверждению Будды, истина – это вечное и неизменное, а любое изменение (в том числе и перерождение человеческой души) – это зло, выступающее источником человеческого страдания. Желания причиняют страдания, так как человек желает того, что непостоянно, изменчиво, а значит, подвержено гибели, ведь именно гибель предмета желания доставляет человеку наибольшее страдание.
Поскольку все удовольствия преходящи, а ложное желание возникает от неведения, то конец страданиям приходит тогда, когда достигается знание, причем неведение и ложное желание суть разные стороны одного и того же явления. Неведение – теоретическая сторона, она воплощается на практике в виде возникновения ложных желаний, которые не могут быть полностью удовлетворены, а соответственно, не могут доставить человеку истинного наслаждения. Однако Будда не стремится обосновать необходимость получения истинного знания в противовес тем иллюзиям, которыми обычно тешит себя человек.